Риски при внедрении инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:07, реферат

Описание работы

Для более полного освещения актуальности данной проблематики необходимо рассмотреть саму сущность инновационных процессов.
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и оценка инновационных рисков проекта 4
2. Виды инновационных рисков и основные способы обеспечения безопасности инновационного предпринимательства. 6
3. Инновации и риски инновационного бизнеса в России 8
Заключение 12
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 121.50 Кб (Скачать)



Содержание

 

Введение

Инновационная деятельность в большей степени, чем другие виды деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата практически отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, так как перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной). В отличие от крупных малые организации более подвержены риску. Такое положение обусловлено, помимо особенностей самой инновационной деятельности, высокой зависимостью малых организаций от изменений внешней среды.

Актуальность данной темы обусловлена рядом факторов. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития. Предпринимательская деятельность вообще, а в научно-технической сфере особенно, является весьма рисковой, учитывая высокую степень неопределенности, часто невозможности доведения конструкторских и технологических разработок до практического внедрения и получения соответствующих коммерческих и финансовых результатов.

Для более полного  освещения актуальности данной проблематики необходимо рассмотреть саму сущность инновационных процессов.

Инновационный процесс  представляет собой подготовку и  осуществление инновационных изменений  и состоит из взаимосвязанных  фаз, образующих единое, комплексное  целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация.

 

  1. Сущность и  оценка инновационных рисков проекта

Риск в организациях возникает в силу неопределенности условий и процессов деятельности организаций. Очевидно, что инновационная  деятельность, вносящая существенные, а порой и радикальные изменения в производственные процессы, заметно увеличивает неопределенность динамики и результатов деятельности организации. С ростом неопределенности сопряжен риск неудачного результата инновации[1].

Инновационный риск — это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров (услуг), которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке.

В литературе по теории бизнеса  часто можно встретить термины «высокий риск» и «слабый риск». В данном случае речь идет о различных уровнях риска. Уровень риска зависит от отношения масштаба ожидаемых потерь к объему имущества предпринимательской фирмы, а также от вероятности наступления этих потерь.

Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект, если же таких проектов много и они в отраслевом плане рассредоточены, риск минимизируется, а вероятность успеха возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что покрывает затраты по всем остальным неудавшимся разработкам[2].

Инновационные проекты  относятся к категории наиболее высокого риска для инвестиций. Большинство коммерческих финансовых организаций и банков не осуществляет вложения в исследования и инновации, рассматривая наличие этого условия в проекте как стоп-фактор. В основном, финансирование этой сферы идет из бюджетных источников, из средств венчурных и специальных фондов. Расходы на НИОКР являются, конечно, одной из необходимых составляющих для успешного развития предприятий, но большинство предприятий во всем мире достаточно осторожно относятся к принципиально новым разработкам, предпочитая идти по пути незначительных усовершенствований уже существующих продуктов/ технологий. Только крупные корпорации в состоянии осуществлять значительные вложения в инновации. Все это относится и к российским предприятиям, но с поправкой на функционирование в условиях кризиса. То есть процент отечественных предприятий, способных инвестировать средства в инновационные проекты, невысок. Поэтому при поиске инвестиций из коммерческих источников инициатор инновационного проекта должен реально оценить свои шансы. Вероятность получения средств из этих источников возрастает со степенью готовности инновации к внедрению[3].

В принципе, на основании  данной схемы можно провести и  оценку инновационных рисков, рассматривая наличие в проекте мер, снижающих указанные риски. Оценивать риски можно, используя логические шкалы или систему баллов. Большинство методик по оценке рисков строится именно по бальной системе: эксперт проставляет определенное количество баллов по каждой из групп риска или по каждому риску в отдельной группе, затем риски взвешиваются, и выводится общая оценка риска проекта. На основании этой оценки дается заключение о группе риска проекта и целесообразности его финансирования. Оценка риска проекта должна обязательно отражаться в расчетах по проекту: все показатели проекта должны быть рассчитаны с учетом поправки на риск[4].

В заключение следует отметить, что каждый проект является уникальным по своим характеристикам, и при использовании общих схем в анализе проекта об этом нужно помнить прежде всего[4].

 

  1. Виды инновационных  рисков и основные способы обеспечения  безопасности инновационного предпринимательства.

Риск в инновационной  деятельности – это опасность того, что цели, поставленные в инновационном проекте, могут быть не достигнуты полностью или частично.

По месту возникновения выделяют разные виды рисков: производственные, коммерческие, финансовые, конкурентные.

По характеру воздействия  риски делятся на простые и  составные. Составные риски представляют собой композицию простых рисков. Простые риски определяются полным перечнем непересекающихся событий, то есть каждое из них рассматривается как не зависящее от других. В связи с этим первой задачей является составление исчерпывающего перечня рисков; второй задачей является определение удельного веса каждого простого риска во всей их совокупности.

Уклонение – в предельном случае полный отказ от проектов или решений хоть немного рискованных.  Главным способом уклонения от риска можно считать передачу риска страховой компании. Разумеется за уменьшение риска надо платить, следовательно, возникает проблема определения границы эффективных затрат на предотвращение риска, выход на которую приведет к снижению эффективности проекта.  На практике уклонение от риска чаще реализуется в форме предпочтения в пользу менее рискованных или почти безрисковых проектов.

Локализация – например, путем выделения или создания самостоятельного, так называемого венчурного предприятия для реализации принятого иностранного проекта. То есть путем сосредоточения деятельности, связанной с повышенным риском, в пределах небольшого дочернего хозяйствующего субъекта.

Диссипация (распределение) риска во времени и пространстве. Во времени – выделить четко разграниченные этапы и для каждого предусмотреть свои меры. В пространстве - известны несколько способов диссипации:

-диверсификация, т.е. работа одновременно  на нескольких товарных рынках, когда неудача на одном из них может быть компенсирована успехами на других;

-распределение риска между смежниками  – участниками ин. процесса – посредством заключения многостороннего договора или нескольких двухсторонних договоров, фиксирующих ответственность участников в случае неудачи;

-дробление рынка сбыта, т.е.  увеличение количества потребителей  и распределение поставок между  ними так, чтобы отказ нескольких  потребителей от покупок не сорвал производственную программу в целом;

-дробление рынка поставщиков с той же цельюp6].

 

  1. Инновации и риски  инновационного бизнеса в России

Ежегодно во всем мире бизнес тратит миллионы долларов на создание know how. Инновационный сектор - один из самых опасных и рискованных. К чему стоит готовиться предпринимателю, который решил удивить конкурентов и потребителей новым продуктом – на сегодняшний день, это один из наиболее важных вопросов в России.

Каждая компания стремится производить  свой уникальный продукт, который не имел бы аналогов у конкурентов. Он должен быть дешевле и, главное, пользоваться популярностью у потребителя. По всему миру ежегодно появляются миллионы новых товаров и технологий. Компании самостоятельно инвестируют в разработку, научные исследования, а затем внедряют созданные новинки[7].

Процесс это недешевый. Вложения в know how считаются едва ли не самыми рисковыми. Очень велика вероятность, что деньги будут потрачены впустую, а новый продукт на выходе окажется просто бесполезным - слишком дорогим или даже просто невостребованным покупателями. На создание новинки могут уйти годы. Вначале надо разработать идею, потом внедрить созданный товар в производство и, наконец, продвинуть на рынок. Нужны значительные ресурсные затраты, внедрение дорогостоящих, иногда узкоспециализированных технологических процессов, использование новейших достижений науки. Ошибка возможна на любой стадии. Например, маркетинг может оказаться столь дорогим, что сделает невыгодной даже самую удачную инновацию, да и сроки окупаемости бывают достаточно длинными. Но и отказаться от расходов на know how нельзя - ведь иначе можно отстать от конкурентов.

В России, где налоговых  послаблений для компаний практически  нет, инвестиции в инновации опаснее  в разы. Неудивительно, что, по мировым  стандартам, отечественный бизнес характеризуется относительно низкой активностью. По результатам исследования, недавно проведенного Ассоциацией менеджеров, доля инновационно-активных предприятий не превышает 10 - 12%. Средства тратятся в основном на постепенное усовершенствование существующего продукта. В этом признались 43% респондентов. Лишь 16% компаний сообщили, что внедряют нововведения, серьезно изменяющие и улучшающие качество. Совершенствованием производственного процесса, то есть разработкой новых технологий, занимается еще меньшая доля респондентов - всего 9%. Цифры действительно небольшие. Для сравнения: порядка 70% ежегодного экономического роста США было обеспечено именно за счет разработок новых товаров. Американские компании тратят в год от 10 до 20% чистой выручки на создание или улучшение своих товаров или производственных возможностей[4].

Впрочем, и российские компании за последние несколько  лет научились грамотно инвестировать в инновации и по возможности обходить наиболее опасные риски. Очевидно, что отечественному бизнесу создавать новые товары тяжелее. Размер налоговых льгот для тех, кто инвестирует в НИОКР, с западным уровнем не сравним. Однако инновации в стране появляются с завидной регулярностью. Корпорации накопили уже достаточно большой опыт удачных и неудачных инвестиций в инновационный сектор.

Все отечественные компании, независимо от того, малый бизнес они  представляют или крупные корпорации, работают приблизительно по одной схеме. Отличия лишь в объеме денежных средств, которые они направляют на новые разработки. Наверное, главная проблема инвестиций в инновации - никогда не знаешь, сколько денег от тебя потребует создание готового продукта. Учесть все расходы на начальном этапе практически невозможно.

На примере реальных компаний в России можно сказать, затраты на производство инновации реально составляет около 20 - 30%. Остальные 70 - 80% - собственно внедрение этих технологий на производстве, без чего создание нового продукта невозможно. Всегда надо принимать во внимание факторы, которые необходимо адаптировать под конкретные, местные условия. Этот процесс также требует значительных инвестиций и усилий.

Поиск денег сам по себе является достаточно серьезной  проблемой. По крайней мере, для тех  компаний, которые относятся к  малому и среднему бизнесу. Традиционно в мире пользуются заемными средствами, которые предоставляют венчурные фонды. Неудивительно, что компании предпочитают не рисковать собственными деньгами - ведь расходы получаются достаточно большими.

В мире, равно как и  в России, диапазон вложений в одну разработку составляет $0,1 млн - $50 млн. Типичный средний показатель $0,5 млн - $5 млн на одно know how на срок от полугода до двух лет. В российских условиях только составление финансово грамотного и проработанного бизнес-плана, удовлетворяющего необходимым стандартам, стоит в среднем около $7000.

При этом значительную часть  инвестиций предприятия осуществляют из собственных, а не заемных средств. Приходится самостоятельно обеспечивать финансирование на каждый следующий месяц. Темп развития снижается, и большая часть времени тратится на добычу денег. В России существует огромное количество институтов финансирования, но фактически получение денег от них требует прохождения процедур, доступных лишь уже развитому, успешно работающему бизнесу, который имеет для этого необходимые капитал, кадровый состав и опыт".

Главное, что усложняет  создание новых продуктов - конечно, неопределенность результата. Риски инноваций считаются едва ли не самыми серьезными из всех, которые несут предприятия. Повышенную опасность таких инвестиций компенсирует высокий уровень доходности, если инновация оказалась удачной. Олег Серегин, директор малого предприятия "ОМ и АМ", считает, что только 1/5 предлагаемых новшеств имеет реальную, как следует просчитанную основу и научную составляющую. Мировая статистика такую оценку подтверждает. Из 10 разработок 5 приносят инвестору минус. Из оставшихся 5 разработок только 3 позволят всего лишь "выйти в ноль". Утешает потенциальных инвесторов то, что оставшиеся 2 новинки дают такую прибыль, что она распределяется на все 10 разработок объемом не менее 40%[3].

Информация о работе Риски при внедрении инноваций