Ресурсная и технологическая база возобновляемых источников электроэнергии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:15, реферат

Описание работы

Сейчас очевидно, что решение перечисленных проблем, равно как и создание эффективных реакторов-размножителей на быстрых нейтронах, генерирующих дополнительные объемы ядерного топлива и способных, как следовало из оптимистичных прогнозов 60—70-х гг., к началу следующего столетия снять с повестки дня проблему топливообеспечения атомной энергетики, потребует неопределенно длительного периода времени. В этой связи интенсификация усилий отдельных стран и международных организаций по созданию и масштабному внедрению экономически конкурентоспособных и экологически чистых энергоустановок, базирующихся на возобновляемых источниках энергии ВИЭ), представляется очень актуальной.

Работа содержит 1 файл

основы энергетикиd (2).docx

— 47.84 Кб (Скачать)

Важнейшим направлением деятельности ADEME является разработка рекомендаций для Правительства по улучшению  законодательно-правовых и финансово-экономических  условий развития ВИЭ в стране.

В качестве недавнего примера  успешной деятельности ADEME в сфере  продвижения ВИЭ можно отметить отбор проектов, предусматривающих  расширение использования дров для  энергетических нужд. В результате было отобрано 18 проектов, на реализацию которых было выделено около 15 млн. долл. бюджетных средств на 1995—1998 гг., что составило примерно 15 % от планируемых суммарных инвестиционных затрат.

  1. Финансирование НИОКР

Решение технико-экономических  проблем развития ВИЭ в значительной степени зависит от интенсивности  и масштабов научно-исследовательских  и конструкторских работ (НИОКР), которые, в первую очередь, определяются размерами их финансирования.

В США основным заказчиком НИОКР в сфере ВИЭ является Министерство энергетики, причем значительная часть выделяемых им средств направляется на фундаментальные исследования в  таких отраслях, как аэродинамика, физика твердого тела, процессы горения, ферментация. Результаты этих исследований содействовали решению многих технологических  проблем в ветроэнергетике, фотоэлектричестве, геотермальной энергии и биоэнергетике, в области производства жидких моторных топлив на базе биомассы, а также  позволили снизить затраты на сооружение солнечных и ветроэнергетических  установок.

Одна из крупнейших программ НИОКР Министерства энергетики США  связана с использованием биомассы для производства моторного топлива. По мнению разработчиков этой программы, партнерство Правительства США с частным сектором в этой области должно позволить увеличить выработку жидкого моторного топлива из сельскохозяйственных, лесных и промышленных отходов к 2020 г. более чем в 80 раз по сравнению с современным уровнем, за счет чего годовое замещение импортной нефти составит около 44 млн. т.

Результаты НИОКР уже  в ближайшие годы способны привести к снижению себестоимости производства электроэнергии на высокотемпературных  геотермальных электростанциях  на 20 %, а на ГеоТЭС, работающих на среднетемпературных геотермальных источниках,—на 40 %. Это поможет промышленности увеличить к 2000 г. мощность геотермальных станций США до 4 млн. кВт. Важную роль Министерство энергетики США играет и в стимулировании развития рынков сбыта для установок на ВИЭ.

В целом по странам-членам МЭА бюджетные ассигнования на НИОКР  в сфере ВИЭ составляют в настоящее  время порядка 8 % от общего объема государственного финансирования НИОКР в энергетическом секторе. Этот показатель сопоставим с  уровнем государственных расходов на НИОКР в сфере органического  топлива и энергосбережения, проводимые в странах МЭА, причем в ряде стран  его значение существенно превышает  средний уровень. В Швеции, например, в 1994 г. оно составляло 20 %, в Испании  — 28,5 %, в Германии — 28,3 %, в Дании — 44,4 %, а в Португалии — около 51 %. Абсолютные объемы государственного финансирования НИОКР в сфере ВИЭ в странах МЭА приведены в табл. 2.

Таблица 2 

 

Государственное финансирование НИОКР в сфере ВИЭ в странах-членах МЭА, 
млн. долл. (в ценах 1994 г.) 

 

 

1983 г.

1986 г.

1989 г.

1991 г.

1993 г.

1994 г.

Всего в странах МЭА,

1046,2

662,7

569,5

638,3

711,4

703,0

В том числе

США

383,4

210,4

131,3

160,8

215,4

274,0

Япония

225,2

179,8

144,8

140,4

139,4

128,2

Канада

60,8

18,2

11,7

9,3

9,6

8,8

Германия

94,3

63,9

93,9

122,2

142,2

98,5

Швеция

54,3

24,1

20,1

11,3

13,7

15,3

Италия

48,8

41,3

40,5

35,4

26,1

40,9

Великобритания

28,6

22,1

27,0

28,9

23,7

16,8


Данные табл. 2 свидетельствуют  о том, что за период с 1983 по 1994 г. государственные ассигнования на работы в области возобновляемых источников в большинстве ведущих индустриально  развитых стран снизились и в 1994 г. составляли в целом по странам-членам МЭА лишь 67 % от уровня 1983 г. Такое  снижение может быть объяснено формированием (начиная со второй половины 80-х гг.) благоприятной ценовой конъюнктуры на рынках органического топлива и повышением роли частного сектора в финансировании НИОКР в области нетрадиционных источников (как, например, в Японии).

Приоритетной статьей  расходов в структуре государственного финансирования странами-членами МЭА  на НИОКР в сфере ВИЭ на протяжении целого ряда лет остаются расходы  на развитие солнечной энергетики, доля которых в 1994 г. составляла 67,5 %. Динамика бюджетных расходов по различным направлениям развития ВИЭ в странах-членах МЭА приведена в табл. 3.

Таблица 3

Основные статьи государственных  расходов на НИОКР в сфере ВИЗ 
в странах МЭА в 1983—1994 гг. 

 

 

1983 г.

1986 г.

1989 г.

1991 г.

1993 г.

1994 г.

Всего, млн долл. в ценах 1994 г.

1046,2

662,7

569,5

638,3

711,4

703,0

В том числе

солнечная энергия

463,7

322,4

286,4

327,2

448,1

474,5

ветровая энергия

118,5

86,4

81,0

88,3

82,5

65,9

энергия океанских течений

34

11,8

10,3

10,9

4,2

3,1

биомасса

197,5

115,7

91,9

101,6

83,7

81,0

геотермальная энергия

232,7

126,5

99,9

106,1

84,2

69,6

гидростанции (установки  единичной мощности >10 МВТ)

3,5

7,3

7,6

малые ГЭС(< 10 МВТ)

0,6

1,4

1,1


Снижение объемов государственного финансирования НИОКР в сфере  ВИЭ, являющегося его основным источником, не может не вызывать беспокойства за перспективы их развития. В этой связи увеличение объемов государственной  финансовой поддержки исследований и разработок в сфере ВИЭ представляется важным необходимым условием их успешного  развития и внедрения.

Важное значение приобретает финансирование НИОКР и демонстрационных проектов различными существующими международными организациями, такими как «Глобальный экологический фонд», «TACIS», «USAID» и другие. Целесообразно рассмотреть вопрос создания нового международного «Солнечного фонда» под эгидой ЮНЕСКО.

 

  1. Инвестиционная поддержка развития ВИЭ

В настоящее время субсидии в традиционную энергетику в мире ежегодно составляют многие миллиарды  долларов. Это приводит к тому, что  цена на энергию для огромного  числа ее потребителей оказывается  ниже полных затрат на ее производство, передачу и распределение. Основными  негативными результатами такой  политики являются неэффективное, а  зачастую и просто расточительное использование  энергии на конечной Стадии ее потребления  и сдерживание темпов экономически обоснованного расширения использования  ВИЭ.

Рекомендации по улучшению  финансового климата в сфере  ВИЭ были разработаны Мировым  Энергетическим Советом, который считает, что для повышения их экономической  конкурентоспособности необходимо прекращать субсидии в традиционную энергетику. Делать это надо признавая, что движение к ценообразованию  на основе полных затрат может (во избежание  возникновения негативных тенденций  в экономике и социальной сфере) в некоторых случаях потребовать  многих лет для достижения того момента, когда расчет будет производиться  с учетом экономических, финансовых, социальных, а также экологических  факторов.

В части инвестиционной поддержки  важна роль государства, которое  может взять на себя инициативы по аккумулированию и привлечению  необходимого капитала. Хорошие перспективы  видятся в создании целевых инвестиционных компаний (ИК) по внедрению ВИЭ. Участие  государства в таких компаниях  в качестве учредителя является весьма желательным обстоятельством в  качестве фактора надежности и демонстрации государственной заинтересованности в решении проблемы. Речь идет о  внесении государством (государственной  структурой) учредительного паевого  взноса в создаваемую инвестиционную энергосберегающую компанию (ИЭСК).

В настоящее время большую  заинтересованность в создании ИЭСК проявляет Европейский Банк реконструкции  и развития (ЕБРР), который рассматривает  ИЭСК как основную форму поддержки  энергосберегающих проектов в странах  Восточной Европы и СНГ. В этой связи представляет интерес обращение  Директора Департамента Энергосбережения ЕБРР Жамэ от 10.04.96 к министру науки и технической политики РФ Б. Салтыкову с предложением о создании в России ИЭСК по инвестированию в проекты по ВИЭ и энергоэффективности.

Значительная часть уставного  капитала ИЭСК должна формироваться  коммерческими банками с желательным  участием российских финансовых структур. В абсолютном выражении весь уставной фонд ИЭСК может быть 15—80 млн. долл. Применительно к государственному участию в ИЭСК речь может идти как о потенциальном акционерстве, так и о направлении государственных инвестиций, выделенных на целевые программы, такие как «Топливо и энергия», «Энергосбережение», «Фонд технологического развития», через созданную инвестиционную компанию. Причем эти государственные инвестиции могут быть выдаваемы либо в виде грантов, либо как беспроцентная ссуда, но при обязательном условии, что остальная часть инвестиций (не менее 2/3 общего объема) поступит из других источников (например, 1/3 вложит непосредственно само предприятие, а 1/3 поступит в виде коммерческого кредита от инвестиционной компании). Причем этот кредит может быть непосредственно из прямых средств ИЭСК либо поступать через кредитную линию от учредителя-донора, например ЕБРР.

Говоря о прямом участии  государства в формировании уставного  капитала первой ИЭСК, следует подчеркнуть, что речь, по существу, идет о поддержке  демонстрационного проекта, на примере  которого можно сделать вывод  о жизнеспособности предлагаемой схемы  инвестирования в ВИЭ. З

  1. Экономическое стимулирование развития ВИЭ

Создание государством экономических  стимулов для развития ВИЭ включает в себя такие меры, как предоставление правительственных льгот, субсидий и грантов, а также обеспечение (установление) таких цен на энергию, произведенную на базе ВИЭ, которые  покрывают издержки производства, гарантируют  определенную прибыль и по которым  электроэнергетические компании обязаны  покупать ее у производителей.

В Дании, например, независимые  производители электроэнергии на биогазе и энергии ветра, продающие ее через национальную распределительную сеть, с 1992 г. получили право на субсидию в размере 4,2 цента за 1 кВт -ч, которая покрывает существенную часть издержек производства и повышает ее экономическую конкурентоспособность. Правительственные субсидии в Дании предоставляются также на электроэнергию, производимую с использованием муниципальных, древесных и сельскохозяйственных отходов. Кроме того, правительство Дании предоставляет необлагаемые налогом гранты проектам, ориентированным на перевод станций районного теплоснабжения с органического топлива на биомассу или биогаз.

В Канаде в конце 1994 г. была открыта льготная кредитная линия  в размере 50 млн. долл. для проектов в области производства этанола  на основе биомассы. Значительные налоговые  льготы (налог на порцию этанола  в бензиново-этаноловой смеси снижается на 7,3 цента за литр) представляет федеральное правительство страны при использовании этанола в качестве моторного топлива. В некоторых провинциях Канады при его использовании предоставляются и скидки по дорожному налогу, доходящие до 8 центов за литр.

В Финляндии объем государственной  финансовой поддержки биоэнергетике  в 1994 г. увеличился примерно вдвое и  составил около 90 млн. долл., причем примерно на 40 % этой суммы будет распространяться льготное налогообложение. Правительство  Финляндии планирует к 2005 г. повысить объем использования биомассы для  энергетических нужд на 30 % по сравнению  с сегодняшним уровнем.

В Швеции инвестиционные гранты, предоставляемые правительством, покрывают  до 85 % затрат на создание ветроустановок и 25 % затрат на сооружение систем отопления на базе солнечной энергии. Кроме того инвестиционные гранты покрывают примерно четверть расходов по переводу станций для комбинированного производства тепла и электроэнергии на биотопливо. В стране создана специальная Комиссия по биотопливам с бюджетом порядка 100 млн. долл. Столь высокая инвестиционная активность шведского правительства в сфере ВИЭ объясняется отказом от дальнейшего развития атомной энергетики, которая производит сейчас примерно 44 % всей электроэнергии в стране, и необходимостью ее замещения экологически чистыми источниками энергии.

Информация о работе Ресурсная и технологическая база возобновляемых источников электроэнергии