Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) инновационного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить вопросы развития инновационной сферы.
Задачи курсовой работы:
 изучить рынок новаций (новшеств);
 изучить рынок инноваций (нововведений);
 изучить рынок инвестиций;
 разработать технико-экономическое обоснование (ТЭО) инновационного проекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5
1.1. Инновационная сфера: ее сущность и основные элементы 5
1.2. Рынок новаций: интеллектуальный продукт и его виды; организации участвующие в его создании 9
1.3. Рынок инноваций: качественные характеристики инновации; субъекты рынка и формы их участия 12
1.4. Рынок инвестиций: экономическая и финансовая сущность инвестиций; участники рынка 18
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) инновационного проекта. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа содержит 1 файл

Инновационная сфера и ее элементы..doc

— 344.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение

Мировой опыт показывает, что стабильный экономический рост, увеличение валового внутреннего продукта возможно только на инновационной основе при активном использовании современных научно-технических достижений, а так же на способности к инновационной деятельности и нововведениям.

Особенно актуальна эта проблема для нашей страны, находящейся  в переходном периоде к рыночным отношениям. Сегодня для большинства промышленных предприятий адекватность приспособления к быстро меняющейся экономической и политической ситуации является насущной задачей.

В связи с этим резко  встает вопрос о выборе наиболее эффективного инструментария управления инновационной деятельностью предприятия, оценки инновационного потенциала, разработки путей повышения инновационной активности. Это позволит повысить конкурентоспособность предприятия, оперативно определять внутренние возможности (плюсы и минусы) инновационной деятельности, обнаруживать скрытые резервы развития организации в целях повышения эффективности ее коммерческой деятельности.

Развитие инновационных процессов оказывает существенное влияние на всю сопряженную с ними социальную инфраструктуру: меняются стили управления, организационные модели взаимодействия, требования к характеру и культуре труда, материальная и моральная мотивация персонала, социальный микроклимат и т. д. Инноватика стимулирует трансформацию и внешней среды, порождая у предприятий стремление к кооперации, повышению уровня надежности и делового доверия в партнерских взаимоотношениях.

Без научного осмысления названных процессов, понимания сути возникающих проблем нельзя продвинуться в создании современного управленческого механизма инноватики.

Недостаточное изучение тенденций последних лет диктуют  настоятельную потребность в  новых исследованиях социальной составляющей современных инновационных процессов, а особенно изучение влияния внутрифирменных коммуникаций на инновационную деятельность предприятия.

Так, на последних собраниях глав Правительства, Медведев Д. А. неоднократно указывал о необходимости выводить Россию на путь инноваций. В первую очередь, как отметил Медведев Д. А. в сфере энергетической безопасности. «Нам необходимы действенные стимулы для повышения инвестиционной и инновационной активности топливно-энергетических компаний для разработки ими новых месторождений углеводородного сырья и рационального пользования недрами. Это потребует внесения соответствующих изменений в налоговое и таможенное законодательство. Но, а также совершенствование всей системы государственного регулирования в этой сфере».1

Цель данной работы – изучить вопросы развития инновационной сферы.

Задачи курсовой работы:

  • изучить рынок новаций (новшеств);
  • изучить рынок инноваций (нововведений);
  • изучить рынок инвестиций;
  • разработать технико-экономическое обоснование (ТЭО) инновационного проекта.

Объектом исследования является рынок инноваций и инновационная деятельность в России в современных условиях.

Предметом исследования особенности развития инновационной сферы в России.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Инновационная сфера: ее сущность и основные элементы

 

Первоначально термин «инновация»  большинством исследователей толковался как продуктово-технологическое  нововведение. В соответствии с этим строилась инновационная политика предприятий и страны и целом.

Понятие «инновации»  лежит также в основе теории предпринимательства, разработанной Й. Шумпетером. Он считал инновацию главной характеристикой предпринимателя, которая отличает его от обычного управленца - непредпринимателя. 2

Иинновацию можно определить как конечный результат совместной деятельности создателей, производителей и потребителей, получивший воплощение в виде принципиально нового или усовершенствованного продукта (изделия) с улучшенными качественными параметрами, реализованного на рынке, а также принципиально новых и усовершенствованных технологических процессов и услуг, способов организации производства, труда и управления, используемых в практической деятельности и обеспечивающих получение более высокой экономической, социальной и экологической эффективности в сравнении с аналогом. 3

Инновационная сфера – это система взаимодействия и взаимоотношений между новаторами, инноваторами, инвесторами, производителей продукции и услуг, а также системы государственного регулирования инновационной деятельности и развитой инфраструктуры.

Представим в виде схемы инновационную сферу и ее элементы:

 

 

 





 





 

Рис. 1.1.1 Инновационная  сфера и ее элементы

С учетом рыночной терминологии и сущности, каждый из этих рынков рассматривается  с позиции двух элементов:

    • Товар;
    • Участники рынка.4

К инновационной деятельности относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, а также маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей; информация о возможной конкурентной среде и потребительских свойствах товаров конкурирующих фирм; поиски новаторских идей и решений, а также партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта. Все эти виды деятельности представляют инновационную сферу, т.е. область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающую создание и распространение инноваций.5

В инновационную инфраструктуру включаются организации, фирмы, объединения, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятельности от генерации новых научно-технических идей и их отработки до выпуска и реализации наукоемкой продукции, представляющей собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга систем и соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для эффективного осуществления данных видов деятельности. Примерами элементов такой инфраструктуры являются инновационные центры, инкубаторы, технопарки, технополисы, консалтинговые, обучающие фирмы и инвесторы.

Рыночная ориентация этой инфраструктуры будет определять ее способность обеспечивать выполнение всех своих функций в условиях современной рыночной экономики и возможность быстрой адаптации к постоянным динамическим изменениям. Конечной целью формирования инфраструктуры должно быть не просто создание конкретных хозяйствующих субъектов для более эффективного ведения ими научно-технической и инновационной деятельности, а обеспечение осуществления их совокупной деятельности в интересах общества, включая преодоление спада производства, его структурную перестройку и изменение номенклатуры выпускаемой продукции, усиление ее конкурентоспособности и привлекательности для внутреннего и внешнего рынков, создание новых рабочих мест и сохранение научно-технического потенциала.

Инновационная деятельность предполагает ряд логически последовательных, функционально обособленных, но взаимодействующих и взаимозависимых действий как различных предприятий, так и их функциональных служб. Необходимо отметить, что инновационная деятельность, как правило, включает следующие процессы: предварительное обоснование и осмысление научного замысла; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; исследование инвестиционных возможностей и поиск инвесторов; технико-экономическое обоснование проекта; подготовку научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической и проектной документации; строительно-монтажные и пуско-наладочные работы; подготовку производства, выпуск новых видов продукции и их испытания на надежность и соответствие качественным параметрам, сформированным в проектно-конструкторской и технологической документации и сертификате качества; разработку новых технологических процессов, способов организации производства, труда и управления; эксплуатацию объекта.6

Инновационная деятельность включает практическое использование  инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Данная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей.

Обобщая представленные определения инновационной деятельности, следует заметить, что их объединяет одна очень важная мысль, которая заключается в том, что инновационная деятельность – есть особый вид деятельности, направленной на воплощение результата научных исследований в новых или усовершенствованных видах продукции, технологических процессах, способах организации производства, труда и управления.

1.2. Рынок новаций: интеллектуальный  продукт и его виды; организации участвующие в его создании

Главными составляющими  инновационной деятельности являются новшества, инвестиции и инновации. Новшества основывают рынок новаций, инвестиции основывают рынок капитала, инновации – рынок чистой конкуренции инноваций. Эти три рынка формируют область инновационной деятельности.

Под инновациями в  целом подразумевают применение новаций с целью получения прибыли в качестве новейших технологий, видов изделий и услуг, организационно-технических и социально-экономических выводов.

Рынок новаций работает с товаром, который считается  продуктом научно-технической, интеллектуальной деятельности с авторскими правами.

Под интеллектуальным продуктом понимают результаты интеллектуальной деятельности ученых, исследователей, других специалистов, обладающие определенной новизной и охраняемые изобретательским и авторским правом.

Интеллектуальный продукт, выступающий в качестве товара, требует особого подхода при работе с ним: необходимость создания адекватной правовой защиты интеллектуального продукта, предохраняющей его собственника (изобретателя, автора) от недобросовестной конкуренции, незаконного копирования собственности; наличие правовой защиты в виде патента, патентной лицензии, других средств создает собственнику интеллектуального продукта монопольное положение на рынке в течение длительного времени (обычно 15 - 20 лет). Это позволяет собственнику проводить соответствующую производственную, сбытовую, ценовую, товарную политику, наращивать прибыль не только путем собственного производства товара, но и за счет получения дохода от продажи лицензий на его выпуск другим производителям.

Участники рынка новаций – люди и организации, создающие интеллектуальный продукт.

Физические лица –  это люди любой профессии, создавшие  в результате творческой деятельности что-то новое.

Юридические лица:

  • научные учреждения, выполняющие НИОКР в качестве основной деятельности;
  • научно-исследовательские организации и исследовательские центры, выполняющие фундаментальные и прикладные исследования и экспериментальные разработки;
  • научно-технические организации;
  • вузы, имеющие свои научные институты и центры и другие организации.7

Научно-техническая и  инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных процессов и управление этой областью является одной из задач инновационного менеджера.

Научно-техническая деятельность связана с рождением, развитием, распространением и применением  научно-технических знаний. Она включает: научные исследования и разработки; научно-техническое образование  и подготовку кадров; научно-технические услуги.

Научные исследования и разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний и охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.

Фундаментальные исследования – экспериментальные или теоретические  исследования, направленные на получение  новых знаний. Их результатом могут  быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.

В отличие от фундаментальных  исследований, прикладные исследования имеют целью решение конкретных практических задач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск  путей использования результатов фундаментальных исследований; новых методов решения тех или иных проблем.

Разработки – это  работы, направленные на создание новых  продуктов или устройств, новых  материалов, внедрение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование уже выпускаемых или введенных  в действие. Они могут быть связаны  с разработкой: определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы); технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую определенный полезный продукт (технологические работы); созданием опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества); проведением испытаний для получения технических и других данных и накопления опыта (это находит отражение в технической документации по применению нововведений).

Информация о работе Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) инновационного проекта