Понятие инновации и инновационного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: комплексная характеристика нововведения, исследование потенциальных возможностей фирмы как организационно-правовой формы осуществления инноваций, организация процесса выбора инновации фирмой, оценка эффективности инновационного предложения.
В данной курсовой работе представлен инновационный проект по
организации производства нового алюминиевого композитного материала – ALPOLIC, его описание, сферы применения, оценка эффективности нововведения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие инновации и инновационного проекта. 6
1.1.Понятие инновации. 6
1.2. Инновационный проект его виды. 8
1.3. Эффективность инновационного проекта и основные формы. 14
1.4. Завершение инновационного проекта и реализация его на рынок. 22
Глава 2. Рассмотрим эффективность инновационного проекта ООО "АЛЮКОМ". 25
2.1. Краткая характеристика ООО "АЛЮКОМ" и его нововведения. 25
2.2. Характеристика инновации, разработанной ООО "АЛЮКОМ". 27
2.3 Оценка эффективности инновационного проекта. 29
Заключение 33
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

к.р..docx

— 100.09 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Глава 1. Понятие инновации и инновационного проекта. 6

1.1.Понятие инновации. 6

1.2. Инновационный проект его виды. 8

1.3. Эффективность инновационного проекта и основные формы. 14

1.4. Завершение инновационного проекта и реализация его на рынок. 22

Глава 2. Рассмотрим эффективность инновационного проекта ООО "АЛЮКОМ". 25

2.1. Краткая характеристика ООО "АЛЮКОМ" и его нововведения. 25

2.2. Характеристика инновации, разработанной ООО "АЛЮКОМ". 27

2.3 Оценка эффективности инновационного проекта. 29

Заключение 33

Список литературы 36

 

 

Введение

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как  превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Разработка, внедрение в  производство новой продукции имеют  для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности  и устранения зависимости фирмы  от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами. Для успешного  осуществления внедрения инноваций  на предприятии необходима профессиональная, система инновационного менеджмента. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса. В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента. Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества.

Инновационный менеджмент – одно из направлений  стратегического управления, осуществляемого  на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение  основных направлений научно-технической  и производственной деятельности фирмы  в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная  деятельность); модернизация и совершенствование  выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов  продукции; снятие с производства устаревшей продукции. Главная цель инновационного менеджмента - разработка и производство новых видов продукции, что требует  решения целого ряда задач, связанных  с организацией взаимодействия различных  служб предприятия для сбалансирования  всех сторон обновляемого производства, поиск нетрадиционных решений в  области технологии, организации, управления и подготовка соответствующих специалистов.

Сфера сбыта также является элементом инновационной деятельности и принимает непосредственное участие  в определении направлений инновационной  политики и требований к качеству новой продукции. Если инновация  ориентирована лишь на сферу производства, а не на сбыт, то такая инновация  крайне рискованна для предприятия.

Научно-техническая политика предприятия  подчинена достижению его главной  цели: максимально полное удовлетворение требований потребителей количеству и  качеству выпускаемой продукции  при минимально возможных затратах на ее разработку и производство с  одновременным обеспечением  ее безопасности (промышленной, экологической  и т.д.) как в изготовлении, так   и в потреблении.

 

Цель данной курсовой работы: комплексная  характеристика нововведения, исследование потенциальных возможностей фирмы  как организационно-правовой формы осуществления инноваций, организация процесса выбора   инновации фирмой, оценка эффективности инновационного предложения.

В данной курсовой работе представлен  инновационный проект  по

организации производства нового алюминиевого композитного материала – ALPOLIC, его  описание, сферы применения, оценка эффективности нововведения.

Задачи  исследования:

1. Сравнить  потребительские свойства инновационного  продукта.

2. Экономически  обосновать инновационный проекта  ООО «АЛЮКОМ».

3. Определить  эффективность инновационного проекта.

Объект  исследования – организация инновационного развития ООО «АЛЮКОМ» по созданию нового продукта.

При этом многие потребители предъявляют  требования к повышенной точности и  соответствия цены целям  и  качеству производства.

 

 

Глава 1. Понятие инновации и  инновационного проекта.

 

1.1.Понятие инновации.

Инновация:

1) конечный результат  внедрения новшества с целью  изменения объекта управления  и получения экономического, экологического, научно-технического или другого  вида эффекта;

2) нововведение, комплексный процесс  создания, распространения и использования  новшества (нового практического  средства) для удовлетворения человеческих  потребностей, меняющихся под воздействием  развития общества.

Международные стандарты в статистике науки, техники  и инноваций - рекомендации международных  организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация - конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам.

Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности. Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Инновационный процесс.

Инновационный процесс связан с созданием, освоением  и распространением инноваций. Научно-технические  разработки и нововведения выступают  как промежуточный результат  научно-производственного цикла  и по мере практического применения превращаются в научно-технические  инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением  нового знания с целью их практического  применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Для инновации  в равной мере важны все три  свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них  отрицательно сказывается на инновационном  процессе.

Коммерческий  аспект определяет инновацию как  экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует  обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные  виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации  производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.

Следовательно, научно-технические инновации должны:

а) обладать новизной;

б) удовлетворять  рыночному спросу;

в) приносить  прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание является составной частью инновационного процесса (ИП). 

1.2. Инновационный проект его виды.

Инновационный проект - частная форма организации и управления инновационным процессом (инновационной деятельностью), результатом которой служит конкретная инновация (инновационный продукт). Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения. Реализация инновационного проекта - процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта.

К основным элементам инновационного проекта относятся:

  • сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;
  • организация выполнения проектных мероприятий, то есть увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества;
  • основные показатели проекта (от целевых – по проекту в целом до частных – по отдельным зданиям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям), в том числе показатели, характеризующие его эффективность.

Виды инновационных  проектов по основным типам:

  1. По периоду реализации проекты распределяются: краткосрочные (1-2 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (более 5 лет).
  2. По характеру целей проекта: конечные и промежуточные.
  3. По виду удовлетворяемых потребностей ориентированы  на удовлетворение существующих  потребностей  или  на  создание  новых потребностей;
  4. По типу инноваций, могут быть введение нового или усовершен- ствованного продукта, создание нового рынка, освоение нового источника сырья или полуфабрикатов, реорганизация структуры управления;

5. По уровню принимаемых  решений, могут носить международный  федеральный, региональный, отраслевой  и фирменный характер;

6. С точки зрения   масштабности  решаемых  задач.

Различают исследовательские и венчурные проекты.

Исследовательский проект - разработанный план исследований и разработок, направленных на решение  актуальных теоретических задач, имеющих  социально-культурное, нородно-хозяйственное, политическое значение. В исследовательских проектах излагаются научно  обоснованные технические,  экономические или технологические решения.

Инициативные проекты чаще всего  небольшими (до 10 человек) научными коллективами или отдельными учеными и не имеют конкретных заказчиков. Срок выполнения инициативного проекта, как правило, 1,2 или 3 года.

Содержание иниуиативного проекта составляют:

  • фундаментальная научная проблема, на решение которой направлен проект;
  • конкретная фундаментальная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект;
  • предлагаемые методы и подходы, общий план работ на весь срок выполнения работы;
  • ожидаемые научные результаты(развертнутое описание с оценкой степени оригальности);
  • современное состояние исследований в данной области науки, сравнение ожидаемых результатов с мировым уровнем;
  • имеющийся у коллектива научный задел по предлагаемому проекту, полученные ранее результаты, разработанные методы;
  • список основных публикаций, ближе всего относящихся к прелагаемому проекту;
  • перечень и характеристика имеющегося оборудования.

Венчурские проекты связаны  с созданием новых предприятий, изготовлением опытных образцов или партии продукции, приобретением оборудования и другими крупными и дорогостоящими работами. Они являются коммерческими и финансируются, как правило, коммерческими организациями на возвратной основе. Многие коммерчиские банки создали специальные отделы, разработали принципы инвестиционной деятельности. Среди них: выработка стратегии инвенстиционной деятельности; разработка системы форммализованных оценок инвестиционных проектов; выроботка технологии работы с инвестиционными проектами.

В зависимости от уровня научно-технической  значимости различают следующие  венчурные проекы:

    • модернизационный – конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются;
    • новаторский – конструкция нового излелия существенно отличается от старой;
    • опережающий – конструкция основана на опережающих технических решениях;
    • пионерный – появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции, технологии, выполняющие прежние и новые функции.

Информация о работе Понятие инновации и инновационного проекта