Понятие и виды нновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Качественные сдвиги в современной экономике демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста в XXI веке должна стать система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1ИННОВАЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………...5
1.1 Инновации и инновационная деятельность в рыночной экономике..5
1.2 Классификация инноваций…………………………………………….8
1.3 Инновационный процесс и его содержание……………………...…12
2СТАНОВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………..16
2.1 Реализации инновационной деятельности в зарубежных странах...16
2.2Анализ состояния инновационной деятельности в Республике Беларусь………………………………………………………………...….23
2.3Основные направления развития инновационной деятельности….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….…….33

Работа содержит 1 файл

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 65.71 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1 ИННОВАЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………...5

    1. Инновации и инновационная деятельность в рыночной экономике..5
    2. Классификация инноваций…………………………………………….8
    3. Инновационный процесс и его содержание……………………...…12

2 СТАНОВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………..16

2.1 Реализации инновационной деятельности в зарубежных странах...16

2.2 Анализ состояния инновационной деятельности в Республике Беларусь………………………………………………………………...….23

2.3 Основные направления развития инновационной деятельности….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….…….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Качественные сдвиги в  современной экономике демонстрируют  тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны  как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся  эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это  означает, что доминантой в становлении  модели экономического роста в XXI веке должна стать система инновационных  процессов, научных знаний, новых  технологий, продуктов и услуг.

Основу эффективности  национальной экономики современной РБ составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что, в конечном счете, является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

Содержание инновационной  деятельности в экономической сфере  является создание и распространение  новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено  между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи, которых, реализуются технико-экономические потребности общества.

Развитие экономики в  значительной степени зависит от состояния и темпов развития роста  ее базовой отрасли – промышленности, существенного увеличения доли конкурентоспособной  инновационной продукции в ВВП. В условиях наступающей макроэкономической стабилизации развитие промышленных предприятий приобретает преимущественно инновационный характер и определяется стратегическими целями. Инновационный тип развития экономики предполагает многообразие и постоянное обновление форм деятельности в соответствии со сдвигами в технологическом базисе, ценностных установках, стереотипах производственного и потребительского поведения членов общества и хозяйствующих субъектов. Процесс обновления технологий, как в сфере производства, так и в сфере управления по своей сути интегрирует все ресурсы – человеческие, интеллектуальные и материальные. Эффективность этого процесса зависит от усилий, способствующих формированию эффективных экономических комбинаций этих ресурсов. Особую роль в этом процессе играют производственные предприятия, являющиеся основным звеном экономического развития и определяющие динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности государства, степень обеспечения национальной безопасности и равноправной интеграции РБ в мировую экономику. Фактически они выступают, таким образом, основным средством достижения общественных целей. Переход к экономике нового типа, обеспечение качественного роста предприятий невозможно без кардинального изменения условий инновационного развития. В этой связи очевидна необходимость целостного подхода к формированию механизма инновационного развития промышленного производства, позволяющего определять и управлять перспективными изменениями в экономике, обеспечивать ее устойчивое функционирование, внедрение и эффективное использование современных технологий, и укрепление имиджа предприятия в системе экономических отношений.

 

 

 

 

1 ИННОВАЦИИ В  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

    1. Инновации и инновационная деятельность в рыночной экономике

 

Впервые слово «инновация»  появилось в XVI веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Термин «инновация», что  в переводе с английского означает «нововведение», различными авторами часто понимается по-разному.

В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные объяснения понятий: «новшество», «нововведение» и «инновация». Например, Д. В. Соколов (15, с. 5), А. Б. Титов (16, с. 36) под инновацией (нововведением) понимают результат внедрения новшества, дающее ряд эффектов: экономический, научно-технический, социальный, экологический.

Ю. П. Морозов (9, с. 18) инновацию рассматривает как прибыльное использование новаций в виде новых технологий и видов продукции, организационно-технических и социально-экономических решений производственно-финансового, коммерческого или иного характера.

А. И. Пригожин (12, с. 621) считает, что нововведение сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии и т. п.

Анализируя различные  точки зрения ученых-экономистов при трактовке понятий инновация (нововведение) и новшество (новация), можно сделать предположение:

  1. инновация - это конечный творческий результат стадий «наука - техника - производство», воплощенный в созданный продукт, обладающий наивысшими потребительскими свойствами в рассматриваемый период времени;
  2. новшество (новация) - это созданное техническое и организационно-управленческое решение задачи без лага времени.

Таким образом, нововведение (инновация) должно иметь общественное и практическое признание, т. е. использоваться в различных сферах человеческой деятельности с целью получения коммерческой выгоды.

В современных условиях все  процессы применения новых знаний связаны  с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его  потребностей.

Сам поиск эффективных  организационных форм управления инновациями  основывается на умелом сочетании научно-инновационных  и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.

В широком смысле слова инновационная деятельность – это целесообразное преобразование различных сторон общественной жизни с целью получения социальных, экономических и других эффектов. В узком, специфически экономическом смысле слова, содержанием инновационной деятельности является создание и распространение новшеств в производстве. Инновационная деятельность — опосредующее звено между собственно наукой и производственной сферой, это своеобразная производительная сила, осуществляющая  интеграцию науки и производства, реализующая технико-экономические потребности экономических агентов посредством         использования научной продукции или услуг. В условиях рыночной экономики осуществление инновационной деятельности опосредуется коммерческой целесообразностью.

    При осуществлении  инновационной деятельности различаются   ее  объекты  и субъекты. Объектами инновационной деятельности являются  разработки  техники и технологий  предприятиями,  находящимися  независимо  от  организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны.  Субъекты инновационной деятельности – юридические лица  независимо  от организационно-правовой  формы  и  формы  собственности,  физические   лица, иностранные  организации  и  граждане,  а  также   лица   без   гражданства, участвующие в  инновационной  деятельности. 

Эффективность инновационной  деятельности можно оценить через  конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на внутреннем и внешнем рынках.

Результаты инновационной  деятельности на внутреннем и внешнем  рынках могут быть представлены путем  передачи научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических  услуг, новых технологий.

Целью инновационной деятельности является создание условий для обеспечения  эффективной деятельности предприятия  на основе повышения его конкурентоспособности  и конкурентоспособности продукции.

Достижение этой цели обеспечивается следующими задачами инновационной деятельности:

  1. разработкой инновационной стратегии и политики;
  2. использованием достижений научно-технического прогресса;
  3. повышением конкурентоспособности предприятия на основе развития научно-технологического потенциала, освоения модернизированных и новых технологий и продукции, совершенствования организации производства, сбыта продукции, труда и управления;
  4. формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.

Современная инновационная  деятельность базируется на следующих методологических принципах:

  1. приоритет инноваций над традиционным производством;
  2. экономичность инновационного производства (достижение коммерческого успеха);
  3. гибкость (под новую идею создается самостоятельная инновационная структура, которая может быть абсолютно непригодной для решения других проблем);
  4. комплексность (кардинальная инновация, как правило, вызывает появление целой совокупности сопутствующих ей более мелких нововведений).

Таким образом, многие современные  государства особое внимание обращают не на формирование вооруженных сил  или достижение каких-то конкретных экономических параметров, а на способность реализовывать инновационную деятельность.

 

1.2 Классификация  инноваций

 

Существующее многообразие инновационной деятельности, в процессе которой создается объект интеллектуальной собственности, побуждает ученых-экономистов и производственников классифицировать инновации. Вместе с тем единой общепризнанной классификации инноваций не существует. Сложность заключается в том, что некоторые признаки переплетаются между собой. Виды инноваций, выделенные по отдельным признакам, частично дублируют друг друга. Например, выделяют два типа технологических нововведений:

  1. продуктовые;
  2. процессные.

Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных  продуктов. Процессные инновации - это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции. Кроме того эти инновации находятся в тесной и неразрывной взаимосвязи. Так продуктовая инновация может влиять на изменение производственных процессов, технологий, организационных условий. Через процессную инновацию одновременно можно создать необходимые технологические предпосылки создания нового продукта. В то же время продуктовая инновация направлена на результат труда, а процессная инновация ориентирована на повышение эффективности производственного процесса. Все инновации в итоге направлены на повышение социально-экономической эффективности производства, а от результатов инновационной деятельности во многом зависит стабильность в настоящем и успех в будущем.

Современная методология  системного описания инноваций базируется на международных стандартах, которые приняты в Осло в 1992 году. Они разработаны для классификации технологических инноваций.

Современные классификации  инноваций позволяют оценивать  их теоретическую и практическую значимость, определять результативность и направленность каждой из них.

Классификацию инноваций  можно осуществлять по ряду признаков:

  1. степени новизны;
  2. областям применения;
  3. характеру удовлетворения потребностей;
  4. инновационной активности;
  5. эффективности инноваций;
  6. и др.

С точки зрения увязки с  отдельными сферами деятельности выделяют следующие виды инноваций:

  1. технические;
  2. технологические;
  3. организационно-управленческие;
  4. информационные;
  5. торговые;
  6. социальные.

По значимости и степени  влияния на эффективность экономики  инновации подразделяются на:

  1. базисные;
  2. улучшающие;
  3. псевдоинновации.

Базисные инновации направлены на освоение новых поколений техники на принципиально новых технологиях. Они имеют мировую новизну. Улучшающие инновации затрагивают уже существующий продукт. Эти инновации связаны с внедрением значительно усовершенствованных методов производства. Эти инновации служат распространению и совершенствованию освоенных поколений техники и технологии. Псевдоновации, как правило, имеют местную новизну. Это рационализаторские предложения, которые предполагают незначительные технологические или внешние изменения в продукте, при этом конструктивное его использование остается неизменным.

В зависимости от степени  использования научных знаний создаются  инновации, основанные на фундаментальных научных знаниях, на научных исследованиях с ограниченной областью применения, на существующих научных знаниях, на комбинации различных типов знаний, на использовании одного продукта в различных отраслях, на побочных результатах крупных программ, на уже известной технологии (14, c.45-49).

По уровню управления выделяют народнохозяйственные, отраслевые, территориальные и первичные звенья управления инновациями.

По масштабам распространения  инновации могут быть:

  1. трансконтинентальными;
  2. транснациональными;
  3. региональными;
  4. локальными;
  5. местными.

По роли в процессе производства инновации подразделяются на:

  1. основные;
  2. дополняющие.

Информация о работе Понятие и виды нновационного менеджмента