Планирование инновационной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

Современный этап развития мировой экономики характеризуется важным ускорением темпов научно-технического прогресса, который обуславливает постоянные изменения в структуре и динамике общественных нужд и, как следствие, заостряет конкуренцию в предложении новых товаров и услуг, а также улучшении их качественных характеристик.

Работа содержит 1 файл

планирование инновационной деятельности предприятия.doc

— 49.00 Кб (Скачать)

Планирование  инновационной деятельности предприятия

    Современный этап развития мировой экономики  характеризуется важным ускорением темпов научно-технического прогресса, который обуславливает постоянные изменения в структуре и динамике общественных нужд и, как следствие, заостряет конкуренцию в предложении новых товаров и услуг, а также улучшении их качественных характеристик. В этой связи стойкость экономического положения большинства субъектов хозяйствования в значительной мере определяется темпами и масштабами осуществления инновационной деятельности, которая разрешает своевременно и быстро реагировать на условия конкурентной борьбы, которые постоянно изменяются, путем использования разнообразных нововведений, обеспечивая более качественное и полное удовлетворения нужд рынка. Поэтому развитие инновационной сферы, через которую продвигаются в производство достижения научно-технического прогресса, есть особенно актуальной областью, которая нуждается в серьезном внимании со стороны отраслевых органов управления и других субъектов хозяйствования, которые принимают участие в инновационных процессах.

    Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях культурологов в XІ столетии и означало введение элементов одной культуры в другую. По обыкновению речь шла об инфильтрации европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества. Только вначале ХХ столетие стали изучаться закономерности технических нововведений. Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено вначале XX столетие выдающимся экономистом Й. Шумпетером, который анализировал «новые комбинации» изменений в развитии экономических систем (1911 г.). Он выделял пять типичных изменений, которые могут осуществляться в компаниях: использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа); внедрение продукции с новыми свойствами; использование нового сырья; изменение в организации производства и его материально-технического обеспечения; появление новых рынков сбыта. В 30-ые года Й. Шумпетер уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использование новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Нужно отметить, что в данном определении не была учтена возможность использования новых видов сырья, внесение изменений в качественный и количественный состав кадров, не указанна обязательность повышения эффективности деятельности. Позднее Й. Шумпетер определяет инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Б.Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Он считает необходимым различать «научно-техническое нововведение» и «исследование и разработки (НДДКР)», хотя часто они охватывают те и самые виды деятельности компании. Отмечается, что первое понятие допускает подход из позиции всей компании к проблеме эффективного применения техники, а не описание деятельности только подраздела, который осуществляет НДДКР. Акцент делается на важности рассмотрения всего инновационного процесса вплоть до коммерческого использования техники. Относительно стратегии НДДКР в данной работе подчеркивается, что она выступает результатом беспрерывного процесса оценки и анализа разнообразных взаимосвязей, что связывают стратегию корпорации и конкретные проекты. Необходимо заметить, что в работе Б.Твисса не рассмотренны организационно-управленческие, социальные и другие инновации. Б.Санто считает, что инновация — это такой общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших за своими свойствами изделий, технологий, ориентированный на экономическую выгоду, прибыль, дополнительная прибыль, охватывает весь спектр видов деятельности - от исследований и разработок к маркетингу. Ф.Никсон определяет инновацию как совокупность технических, производственных коммерческих мероприятий, которые приводят к появлению на рынке новых и улучшенных процессов и оборудование. Завлин П.М. отмечает, что инновация - это использование в любой сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности для усовершенствования процесса деятельности или его результатов (производство, экономические, правовые, социальные отношения, области науки, культуры, образования и другие сферы деятельности общества). Данное определение не учитывает, что такое использование должно привести к получению экономической выгоды через реализацию на рынке. В Законе Украины «Об инновационной деятельности» инновации определяются как новообразованные и усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или другого характера, которые существенным образом улучшают структуру и какие-то производства и социальной сферы.

    Осуществление инновационных процессов базируется на разработке и реализации планов, в которых учитывается ряд факторов как статических, так и динамических. Процесс разработки и реализации планов имеет название — планирование. Планирование деятельности предприятия в целом и, в частности, инновационное планирование опирается на определенные принципы, которые являются обобщением или констатацией закономерностей в экономическом поведении индивидов и институтов, которая припускает высокая степень точности и всеобщности применения. Принципы планирования представляют собой объективную категорию, которая выражает тенденцию развития, как объекта планирования, так и самой практики планирования, и определяет задаче, направление и характер составления, возможности выполнения плановых задач, а также проверки их выполнения. Как подчеркивается в выполненных теоретических исследованиях, экономические принципы особо ценные в качестве прогнозных инструментов, смрада является основой для изготовления экономической политики, которая имеет целью преодолеть трудность и контролировать нежелательные процессы. Поэтому четкое определение и соблюдения принципов при планировании создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность дальнейших ошибок. Следует отметить, что процедура планирования подчинена общим принципами, тем не менее, их проявление в значительной степени определяется спецификой объектов планирования, которые существенным образом различаются по своей сущности, процессу создания и характеру развития. В общем смысле объект можно определить как характеристику реальности, на которую человек обращает свою деятельность, или направляет свое познание. Согласно данному определению планирования может быть направленно на технологические, организационные, экономические и другие аспекты производства и реализации продукции, или охватывать деятельность предприятия в целом. При этом значительный интерес в качестве объекта планирования представляет инновационная деятельность, осуществление которой обусловлено влиянием комплекса взаимозависимых факторов. Одним из основных принципов планирования инноваций есть его целеустремленность, т.е. наличие четко сформулированных показателей, достижение которых с помощью средства есть желательным для предприятия.

    Управление инновационным развитием ориентировано на достижение определенных целей (завоевание большей части рынка, увеличение прибыли в текущем периоде или в перспективе, обеспечение высоких темпов постоянного экономического развития и т.д.) в условиях конкурентной среды, кругу цели других хозяйствующих субъектов могут с ними не совпадать. Это противоречие нужно надлежащим образом учитывать, согласовывая намеченные цели с возможностями их достижения. В целом, в масштабах рынка, такое согласование целей и интересов хозяйствующих субъектов происходит по помощи рыночных механизмов (механизма равновесия производства и потребление, механизма конкуренции и рыночного ценообразования, механизмов экономических циклов и т.д.), организационно-экономического механизма предприятия, а также механизмов государственного и регионального регулирования и поддержки. Как вытекает с вышеизложенного, управление инновационными процессами осуществляется на нескольких уровнях: уровне государства, уровне региона или области, уровне конкретного субъекта хозяйственной деятельности. Первые два представляют макроуровень управления, а последний — микроуровень. Рассмотрим особенности управления инновациями на каждом с указанных уровней. Необходимость государственного управления инновационными процессами вызвана, прежде всего, их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Сегодня экономический рост базируется на соединении экстенсивных и интенсивных факторов. В современных условиях возможности роста выпуска продукции и услуг за счет большей занятости населения и привлечение к экономическому обороту новых природных ресурсов становятся все более ограниченными. В свою очередь, повышение квалификации кадров и производительности работы, усовершенствование характеристик материалов и оборудование, их отдача определяются достижениями науки и техники, их эмпирическим распространением и уровнем их использования в хозяйстве, т.е. распространением нововведений. Макроуровень управления включает элементы регулирующих механизмов: государственного регулирования рыночных процессов, правового регулирования предпринимательской деятельности, социального, политического регулирования и т.п. Регулирующая экономическая и социальная роль государства в современном обществе опосредствует функции государственных органов относительно регулирования инноваций. К важнейшим из них относятся:

    1. Аккумулирование средства на  научные исследования и инновации. 

    2. Координация инновационной деятельности.

    3. Стимулирование инноваций. 

    4. Создание правовой базы для  инновационных процессов.

    5. Кадровое обеспечение инноваций. 

    6. Формирование научно-инновационной  инфраструктуры.

    7. Институциональное обеспечение  инновационных процессов. 

    8. Регулирование социальной и экологической  направленности инноваций. 

    9. Повышение общественного статуса инновационной деятельности.

    10. Региональное регулирование инновационных  процессов. 

    11. Регулирование международных аспектов  инновационных процессов. К сожалению,  период независимости Украины  характеризуется снижением уровня  инновационной активности предприятий, постепенной потерей научно-технологического потенциала, все более глубоким разрывом между звеньями инновационного процесса и как следствие - увеличением отставания страны не только от развитых государств мира, но и от стран-соседей - бывших партнеров социалистической системы.

     Микроуровень  управления инновациями конкретизирует варианты действий отдельных субъектов  предпринимательской (хозяйственной) деятельности по поиску путей развития рыночных возможностей, которые опираются  на непрерывную и последовательную разработку и вывод на рынок разного рода новаций с целью обеспечения продолжительного выживания и стойкого развития в конкурентной среде. Чтобы организовать процесс управления инновационными процессами на микроравные, необходимо решить следующие задачи:

    - привести в соответствие мету  управление инновациями с целью  функционирования организации в целом;

    - проявить свои конкурентные преимущества  и недостатки;

    - определить методы управления  инновациями;

    - построить механизм управления инновационными процессами. Рассмотрим элементы механизма управления инновационными процессами более детально.

    1. Выполняются маркетинговые исследования, определяется актуальная потребность  и конкретный потребитель инновации. 

    2. Идентификация потребности в инновации представляет собой ее определение и правильное формулирование, которое разрешит разработать комплекс мероприятий, которые повышают эффективность функционирования организации при удовлетворении потребности в инновации.

    3. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования.

    4. Разработка альтернатив — это  разработка всех возможных вариантов  и модификаций инноваций, а  также альтернативных путей их  внедрения, среди которых менеджер может избрать наиболее оптимальный с учетом специфики организации, поставленных целей и ситуации во внешней среде.

    5. Определение критериев отбора  альтернатив инноваций предусматривает  выбор критериев, за которыми  будет происходить сравнение альтернатив инноваций и выбор наилучшей (например, затраты на инновацию, жизненный цикл инновации, отдача от ее использования и др.).

    6. Выбор наилучшей альтернативы  — сравнение преимуществ и  недостатков, а также анализ  вероятности их применение.

    7. Планирование — это стадия  процесса управления, на которой  определяются цели и задачи  конкретного направления инновационной  деятельности, разрабатываются необходимые  для этого методы и средства  их решения, наиболее эффективные  в конкретных условиях.

    8. Контроль и оценка результатов. 

    9. Управление реализацией управленческого  инновационного решения начинается  с определения комплекса работ  и ресурсов, исполнителей и сроков.

Информация о работе Планирование инновационной деятельности предприятия