Перспективы инновационной деятельности малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой темы определяется не только из-за существования разных мыслей относительно недостатков, трудностей, механизмов и перспектив развития малого и среднего бизнеса в Украине, но и в том числе, из-за ряда новейших реалий в экономике страны в целом, особенности интеграционных и инвестиционных процессов.
Целью данной работы является, обобщение теоретических изложений относительно анализа развития малого и среднего бизнеса в Украине на современном этапе, а также пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ – ОСНОВА МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Общая характеристика субъектов малого бизнеса
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В УКРАИНЕ
2.1Государственная политика поддержки малого бизнеса в Украине
2.2Проблемы кредитования малого бизнеса в Украине
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1 Использование зарубежного опыта развития малого бизнеса.
3.2 Пути обеспечения инновационного развития малого бизнеса в Украине
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 46.95 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    1. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ – ОСНОВА  МАЛОГО БИЗНЕСА

          1.1 Общая характеристика субъектов  малого бизнеса

          1.2 Роль малого бизнеса в экономике 

    2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА  В УКРАИНЕ

           2.1Государственная политика поддержки  малого бизнеса в Украине

           2.2Проблемы кредитования малого  бизнеса в Украине 

    3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  МАЛОГО БИЗНЕСА

          3.1 Использование зарубежного опыта  развития малого бизнеса.

          3.2  Пути обеспечения инновационного  развития малого бизнеса в  Украине 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    

    ВВЕДЕНИЕ. 

    На  протяжении долгого исторического  периода экономисты, историки и политические деятели всячески преуменьшали роль малого и среднего бизнеса в экономике. Кроме того, несмотря на взнос в  развитие общества, до недавнего времени  к ним относились без должного уважения. Хотя эволюция свободной  рыночной экономики создала немало возможностей для всех видов предпринимательской  деятельности и, тем не менее, сначала  малый (равно как и средний) бизнес не имел особых преимуществ. Но прогрессивные  политики осознали, что рыночная экономика  будет оказывать содействие конкурентоспособности  отечественных производителей, будет  иметь решающее влияние на всю  экономику, хотя, вместе с тем, высказывали  опасение относительно закрытия государственных  предприятий и потери рабочих  мест из-за банкротства неприбыльных предприятий. В других странах, таких  как, Польша, Словения, Чехия и Венгрия  ввели ряд реформ для создания свободной рыночной экономики. После  появления положительных результатов  либерализации у более прогрессивных  соседей, постепенно изменялось отношение  к либерализации, со стороны консервативных политиков, да и у населения других бывших соцстран. Экономический прогресс этих стран даёт основания к выводу о том, что его поступь в  значительной мере была обеспечена созданием  малого и среднего бизнеса.

    Актуальность  этой темы определяется не только из-за существования разных мыслей относительно недостатков, трудностей, механизмов и  перспектив развития малого и среднего бизнеса в Украине, но и в том  числе, из-за ряда новейших реалий в  экономике страны в целом, особенности  интеграционных и инвестиционных процессов.

    Целью данной работы является, обобщение  теоретических изложений относительно анализа развития малого и среднего  бизнеса  в Украине на современном  этапе, а также пути их решения.

    Рассмотреть, взаимодействие  малого и среднего  бизнеса с государством; инвестиционную политику, и  её особенности реализации в  малом бизнесе; а так же основные проблемы развития частного предпринимательства; систему налогообложения и финансово-кредитные механизмы регулирования малого и среднего бизнеса в Украине.

 

    

    1.МАЛЫЕ  ПРЕДПРИЯТИЯ – ОСНОВА МАЛОГО  БИЗНЕСА 

    1.1 Общая характеристика субъектов  малого бизнеса 

    Субъектами  малого предпринимательства, в Российской Федерации, являются коммерческие организации  соответствующие определенным критериям, а так же физические лица, которые  занимаются предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.

    Критерии  малого предпринимательства:

    • по цели деятельности, малыми предприятиями могут признаваться только коммерческие организации, основная деятельность которых направлена на извлечение прибыли.
    • по составу учредителей, в уставной капитал субъектов малого предпринимательства:
    • религиозных объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25%
    • доля принадлежащая одному или нескольким лицам , не являющихся субъектом малого предпринимательства, не более 25%
    • доля иностранных юридических лиц, не должна превышать 25%
    • по средней численности работников за отчетный период:
    • в промышленности-100 человек,
    • строительстве-100
    • транспорте - 100 ,
    • в сельском хозяйстве - 60;
    • оптовой торговле - 50;
    • научно-технической сфере - 60 ;
    • в розничной торговле –30
    • бытовом обслуживании - 30;

    в остальных отраслях и других видах  деятельности - до 50 человек.

    Малые предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям  того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

    Предоставляемая законодательством альтернатива означает, что предполагаемое самостоятельное  определение, каким из этих показателей  предприятие будет руководствоваться, выбранный вариант стоит закрепить  в Приказе "Об учетной политике" и он должен оставаться неизменным  в течении отчетного периода.

    Средняя численность малого предприятия  за отчетный период определяется с  учетом всех его работников в порядке предусмотренном соответствующим нормативным документом – "Инструкция по заполнению организацией сведений о численности работников и использовании рабочего времени"

    Представляется, что предлагаемое уточнение критериев  малого предприятия, более четкое и  полное определение его статуса  позволит в дальнейшем проводить  более гибкую по отношению к тем  или иным видам малых предприятий  политику налогообложения, льготного  финансирования, применения других экономических  рычагов воздействия на динамику и эффективность их развития.

    Однако  небольшой численный состав и  юридическая самостоятельность- не самые главные черты малого предприятия. Наиболее существенными характеристиками таких предприятий являются высокая финансово-хозяйственная независимость, упрощенная организационная структура и способность к быстрой перестройке своих хозяйственных подразделений. Сущность и отличительная особенность малого предпринимательства состоит в достижении эффекта особого рода, в получении такого результата и таким способом, которых нельзя достичь на основе других форм организации производства или обмена. Именно в силу внутренних преимуществ, основанных на потенциальных возможностях эффективной рыночной самореализации, малое предпринимательство, как нам представляется, утверждается не столько как количественно, сколько качественно определенный вид предпринимательской деятельности.

            2.2 Роль малого бизнеса в экономике . 

    Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

    Из  приведенной таблицы (приложение 1) абсолютно ясно, что малый бизнес во всех частных секторах экономики  США доминирует по количеству созданных  им рабочих мест. Относительная же значимость мелких фирм, значительно  различается между профилями  этих предприятий.

    Мелкие  и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских  и научно-производственных разработках.

    О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы  говорит то, что в США в мелких фирмах в 2000 году было сосредоточено40%, а в Германии 49% всей рабочей силы [9]. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.

    Несмотря  на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных  компаниях, малые и средние фирмы  по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических  нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия  в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических  нововведений. 

    Успех малого бизнеса в этой области  можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных  разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

    Отношение нововведений к затратам на научные  исследования и разработки малых  предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

    Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство  воздействует на структуру рынка  и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

    Развитие  специализации и кооперации вовлекает  мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.

    Фактически  они теряют свою независимость и  превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная  статистика учитывает их как самостоятельные  единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные  детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.

    Важность  малых предприятий еще и в  том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены  постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы  существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

    Массовый  выпуск промышленных изделий длительного  потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями  вызывает потребность в соответствующих  промышленных услугах по ремонту  и обслуживанию, которые часто  осуществляют мелкие предприятия, так  как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много  усилий в этом направлении или  создавать разветвленную сеть маленьких  филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в  основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Информация о работе Перспективы инновационной деятельности малого бизнеса