Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 20:15, контрольная работа
Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. Это доказывает пристальное внимание любого здравомыслящего правительства к проблеме организации государственной службы. Россия в этом плане не является исключением.
Введение
Управление. Определение и содержание.
Государственное управление: особенности современного периода
2.1. Общая характеристика механизма и системы государственного
управления в дореформенный период
2.2. Содержание государственного управления в эпоху реформирования
2.3. Государственное управление в России на современном этапе
Список использованной литературы
3. Государственное
управления в России на современном этапе.
Определяющим
фактором обеспечения рациональности,
т.е. целесообразности, обоснованности,
результативности и эффективности
государственного управления выступает
социальность – насыщенность, "наполненность"
государственного управления общественными
запросами и ожиданиями, реальным бытием
людей. Если нет соответствия государственного
управления и его основного проявления
– управляющих воздействий – потребностям
жизни, а наоборот, оно оторвано от нее,
замкнулось в своих искусственных конструкциях,
более того, противостоит естественности
общественных процессов, то трудно да
и напрасно надеяться на то, что государственное
управление, несмотря на всю силу государственного
механизма, способно придать общественному
развитию демократизм и гуманизм, гармоничность
и динамику, справедливость и бескризисность.
Долгое время у нас в политике и науке
под влиянием ряда причин считалось, признавалось
и утверждалось, что при социализме соответствие
между государственным управление и закономерностями
и формами общественной жизнедеятельности
достигается и поддерживается как бы автоматически,
уже хотя бы потому, что власть и собственность
после революции переходят в руки трудящихся.
Между тем история социализма показала,
что не все так просто и ничто не приходит
само собой. И в нашем обществе сохраняется
и рождается множество противоречий, существуют
и воспроизводятся сложнейшие проблемы,
имеют место явления отчуждения, возникают
общественные напряжения, а государственное
управление может терять необходимые
взаимосвязи с обществом, превращаться
в разрушительную и консервативную силу.
Государственное управление, которое
мы получили в наследство от предыдущих
этапов социалистического строительства,
не удовлетворяет общественным запросам
и ожиданиям, во многом оторвано в собственно
социальном отношении от трудящихся масс,
глубоко поражено вирусом бюрократизма,
корпоративно замкнуто и не оказывает
должного влияния на общественную жизнедеятельность.
Более того, оно нередко противостоит
естественно-историческому движению,
пытается его тормозить, а если это не
удается, придает ему извращенный, неполноценный
вид. Под воздействием подобных негативных
моментов, длившихся десятилетиями, родилось
настороженное, в известной мере отчужденное
отношение к аппарату государственного
управления, его решениям и действиям.
Поэтому перестройка государственного
управления требует, прежде всего, восстановления
отношений доверия, взаимопонимания, искренности
и честности между государством и гражданами,
между государственными органами и всеми
общественными структурами. Необходимо
достигнуть разумного соответствия между
государственно-правовым регулированием
и естественностью жизни , ее опытом и
традициями, устойчивостью и адаптивностью,
многослойностью и самоуправляемостью.
Короче говоря, речь идет о широкой социализации
государственного управления, в процессе
и результате которой оно сблизится, сольется
с обществом, станет общественно актуальным
компонентом его свободной, демократической
и эффективной организации и функционирования.
Представляется, что государственное
управление не может быть просто изжито,
отброшено в условиях углубления социалистического
самоуправления народа, а должно быть
трансформировано в него, стать его составной
частью и занять то место, которое объективно
обусловлено современным уровнем общественного
развития и его собственными организующе-регулирующими
возможностями. Исходя из анализа научной
литературы, исторической практики и тенденций
социального прогресса (в рамках и социализма,
и капитализма, и смешанных форм), просматривается
несколько направлений движения к данной
цели. Особая роль принадлежит, разумеется,
широким, открытым, полнокровным и активным
прямым и обратным связям между всеми
компонентами субъекта государственного
управления, их решениями и действиями,
с одной стороны, и различными единичными
и массовыми проявлениями жизни людей
– с другой. Государство только в том случае
может считаться адекватной формой выражения
интересов гражданского общества, если
оно посредством системы своих органов,
служащих аппарата и участников управленческих
процессов, во-первых, воспринимает всю
совокупность всенародных, коллективных
и личных, общих и специфических, долгосрочных
и кратковременных, исторических и конкретных
интересов населения страны; во-вторых,
объективно, справедливо и оперативно
оценивает актуальность и приоритетность
интересов и представляет их в своих правовых
велениях и организационных действиях,
равнозначно относится ко всем субъектам
интересов; в-третьих, способствует своими
ресурсами, возможностями, силой практической
реализации интересов, реально обеспечивает
удовлетворение запросов людей. При анализе
взаимосвязей государства и общества
следует также учитывать, что социально-классовая
и национальная структура общества находится
в динамике, в стране идут активные миграционные
процессы, меняются половозрастной состав
населения и демографическая ситуация,
а значит все время преобразовываются
потребности и интересы людей, установки
и мотивы их поступков и действий. Тем
самым, равновесие отношений между государством
и обществом не может быть устойчивым,
раз заданным: оно будет постоянно нарушаться
и должно столь же постоянно восстанавливаться.
Должный уровень социальности государственного
управления немыслим без сильно развитых
в его системе механизмов познания общественной
среды, адаптации и самосовершенствования.
Высокие требования выдвигает общество
перед государственным управлением с
точки зрения уровня его демократичности.
Причем, в самом понимании демократичности
вырисовываются два аспекта. Первый определяет
демократичность массовостью и действенностью
участия населения в выработке, принятии
и реализации государственно-управленческих
решений. Второй связывает управление
с государственной властью, что обеспечивает
и гарантирует практическую реализацию
государственно-управленческих решений.
Управление без опоры на власть без ее
введения в управленческие процессы является
мнимым, призрачным, создает нередко видимость
деятельности. Оба аспекта взаимозависимы
и в общественном движении представляют
ценность тогда, когда выступают в единстве.
Конец XX столетия актуализирует научную
обоснованность государственного управления.
Ведь сегодня при всей значимости накопленного
опыта, животворящего искусства, только
наука обладает способностью и необходимыми
данными объективного определения тенденций
общественного развития. Опыт обращен
обычно к прошлому, искусство – интуитивно,
научное же знание может с достаточной
степенью достоверности прогнозировать
и даже программировать пути и средства
движения в будущее. Конечно, для этого
годится только подлинная наука, а не ее
суррогат, наука, освобожденная от обязанности
объяснять текущую политику или оправдывать
неудавшуюся практику. Поэтому научная
обоснованность государственного управления
в перспективе будет определяться взаимодействием
двух факторов: уровнем развития научного
знания (общественного, естественного
и технического) и готовностью, способностью
и умением государственного управления
его впитывать и использовать. Правда,
в этом взаимодействии применительно
к советской науке очень многое зависит
и от самого государственного управления,
которое может ее стимулировать и поддерживать.
Еще одно важное общественное требование
к государственному управлению приобретает
все более громкое звучание. Два столетия
индустриального типа производства показали
ограниченность и опасность производственного,
или как чаще называют, технократического
подхода к организации общественной жизни
и, естественно, к государственному управлению.
Именно под влиянием этого подхода идеи
Возрождения и Просвещения, взрастившие
нашу цивилизацию, идеи глубоко гуманистического
характера были отодвинуты в сторону.
Человек обычно виделся лишь в двух ипостасях:
как производитель и как потребитель,
с применением к нему одного – экономического
– критерия оценки развития. Фактически
в системе таких координат со времен Ф.У.Тейлора
развивалась и наука управления производством,
многие постулаты которой позднее были
взяты и восприняты теорией государственного
управления. Положение, складывающееся
на грани тысячелетий, требует конкретного
изменения всей философии и методологии
государственного управления. Во главу
угла должен быть поставлен человек, государственное
управление призвано приобрести подлинно
гуманистическую окраску. Надо искать
нетрадиционные формы взаимосвязей людей
между собой, людей с природой, со своим
прошлым и будущим. А что возможно при
широкой гуманизации государственного
управления, при внимательном учете философских,
социологических, психологических, правовых,
педагогических знаний. С позиций именно
интересов человека, его самосохранения,
продления рода людского придется, наверное,
государственному управлению анализировать
и оценивать имеющиеся и нововводимые
технологии, орудия и предметы труда, используемое
сырье и материалы, качество продукции,
образ жизни, условия быта и многое другое.
И, конечно, общество хочет видеть государственное
управление социально эффективным. Не
"спешащим следом" за общественными
процессами и вечно отстающим, не только
сориентированным на экономику, а владеющим
комплексным подходом и прогностическим
видением. Управление, в котором широкое
распространение получит опережающее,
эвристическое начало, основанное на знании
объективных закономерностей, способное
удерживать за собой субъективные факторы,
действенное, активное, эффективно решающее
общественные проблемы и обеспечивающее
прогрессивное развитие общества. В Заключении
хотелось бы отметить, что в обществе все
главное: производство, распределение,
обмен и потребление, социальная сфера,
наука, литература и искусство, право и
мораль, архитектура и коммуникации, история
и духовная культура, здоровье и физическое
развитие людей и многое другое. Но все
это может тогда создать благоприятный
и рациональный образ жизни, когда будет
сведено в целостную, динамичную, гармоничную
систему и "работать" на человека.
Несмотря на то, что имеются естественные
взаимосвязи между всеми явлениями и процессами,
должную системность, развитие, производительность
и экономичность общественной жизни придает
управление. Ибо только и исключительно
оно обладает единством таких способностей,
как целеполагание, организация и регуляция.
3. Список используемой
литературы:
Комментарий к
Конституции Российской Федерации
– М: Издательство 5ЕК, 1994
Атаманчук Г.В. Обеспечение
рациональности государственного управления.
М.: Юридическая литература, 1990.
Алехин А.П., Кармолицкий
А.А., Козлов Ю.М. Административное право:
Учебник. –М.: ЗЕРЦАЛО, ТЕИС, 1996.
Пикулькин А.Б. Система государственного управления. –М., 1997.
Информация о работе Механизмы и системы государственного управления