Керування інноваційними процесами

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:54, доклад

Описание работы

В основе происходящих в настоящее время изменений в экономических, политических, социальных структурах общества лежит научно-технический прогресс, темпы которого все более ускоряются. Глубина связанных с ним преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом хозяйстве делают жизненно необходимым для каждой страны не только участие в этом процессе, но также изучение и восприятие международного опыта организации научно-технического развития. Успех на этом пути во многом зависит от наличия инновационного механизма, соединяющего научную идею, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата в массовое производство.

Работа содержит 1 файл

Управление инновационными процесами.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

    Донецький інститут залізничного транспорту

    ХАРКІВСЬКОЇ ДЕРЖАВНОЇ АКАДЕМІЇ ЗАЛІЗНИЧНОГО ТРАНСПОРТУ 
 
 

    Кафедра економіки підприємства  
 
 

    Доклад

    З дисципліни «Економіка та організація  інноваційної діяльності підприємства»

    на  тему: «Керування інноваційними процесами» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Инновационный процесс.

    В основе происходящих в настоящее  время изменений в экономических, политических, социальных структурах общества лежит научно-технический  прогресс, темпы которого все более  ускоряются. Глубина связанных с  ним преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом хозяйстве делают жизненно необходимым для каждой страны не только участие в этом процессе, но также изучение и восприятие международного опыта организации научно-технического развития. Успех на этом пути во многом зависит от наличия инновационного механизма, соединяющего научную идею, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата в массовое производство.

    Инновационный процесс - понятие комплексное и  многоуровневое. В него включаются не только оригинальные идеи, разработка новой технологии и получение нового продукта. Чрезвычайно важны также распространение нововведения в другие отрасли, адаптация новых технологий и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков. Иначе говоря, в инновационном потоке особое значение приобретает инфраструктура - система подготовки соответствующих кадров, каналы распространения научной информации, финансовые способы активизации научного поиска и т. п. Без построения необходимой инфраструктуры любое изобретение может стать лишь достоянием истории науки и техники.

    Инновационный процесс открывает большие возможности  для национальной экономики в  целом, однако в то же время он таит в себе угрозы отставания от других хозяйственных систем в случае несвоевременной реакции на происходящие глобальные изменения, так как появление новых изобретений способствует увеличению скорости морального износа уже имеющихся техники и технологий, обесценению постоянного капитала, значительный рост издержек, и, в конечном итоге, падению конкурентоспособности национальной продукции. К тому же современный научно-технический прогресс дает возможность альтернативных путей развития и применения одной и той же научно-технической идеи в разных отраслях с весьма различными результатами с точки зрения эффективности. Риск неточного выбора направления разработки чрезвычайно велик и может привести к утрате позиций на

    рынке, потере самостоятельности национальной экономики в мировом сообществе. При равенстве затрат на НИОКР результаты могут быть весьма различны.

    В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны  с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его  потребностей.

    Предприятие - базовое звено экономики. Процесс внедрения инноваций охватывает все стороны деятельности предприятий. Сам поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.

    Итак, инновационная деятельность - это  деятельность, направленная на получение  новых знаний и продуктов, результатом  которой является коммерческая реализация новых технических средств, технологий, новой продукции, материалов, новых методов организации и управления производством и др., дающая экономический (доход, прибыль), социальный, экологический либо иной эффект.

Особенности принятия решений  в управлении инновациями

     Управление  инновациями направлено на принятие таких решений, которые обеспечили бы создание конкурентоспособной продукции, достижение эффективных результатов инновационной деятельности. Методология принятия решений в инновационном менеджменте базируется на системе научных знаний о методах управления, их целевой направленности.

     Обширный  комплекс работ, выполняемых как  в составе инновационных процессов, так и по многим (в большинстве  случаев локальным) направлениям инновационной  деятельности, имеет высокую неопределенность достижения желаемых результатов, предусматриваемой конечной и промежуточными целями инноваций. При этом каждой промежуточной цели свойственна своя, конкретная ситуация, требующая адекватных решений в процессе управления. В одной ситуации управленческие решения нацелены на уменьшение коммерческого риска инвесторов, в другой — на преодоление возмущающих воздействий многочисленных изменений конструкторской документации при изготовлении опытных образцов новых изделий. Достижение конечной цели требует решений по уменьшению коммерческого риска инвесторов.

     Особенности принятия решений в управлении инновациями  зависят от степени неопределенности достижения различных целей, как  в составе инновационного процесса, так и по локальным направлениям инновационной деятельности. Поэтому  очень важно иметь целостное представление обо всех без исключения работах, выполняемых в процессе инновационной деятельности.

     Для этого в соответствии с теорией  графов строится смешанный граф абстрактного инновационного процесса от возникновения  перспективной идеи до ее практической реализации. Смешанным граф называется потому, что он состоит из неориентированных подграфов, отражающих альтернативы путей достижения промежуточных целей, где неопределенность достижения целей значительно уменьшилась.

     По  результатам эскизно-технического проектирования, которое реализует техническое предложение прикладных НИР, необходимо вынести решение о наиболее перспективном варианте представленных на конкурс проектных разработок.

     Для того чтобы принять обоснованное решение о перспективности того или иного варианта инвестирования, необходимо заключение по результатам проектирования со стороны специалистов достаточно высокой квалификации. Только при наличии такого заключения можно принять обоснованное решение о том или другом направлении продолжения ОКР. Именно на этом этапе уместно будет использовать консалтинговые услуги.

     Затраты на технологическое освоение производства новой продукции значительно  превышают расходы на исследования и разработки. Положительное решение  об инвестициях на эти цели может быть принято, если оно обосновано маркетинговыми исследованиями рынка и расчетами по коммерциализации новой продукции. В зависимости от принятого решения о масштабности освоения производства новой продукции проектируется соответствующий тип производства, планируется его технологическая подготовка. Каждому типу производства необходим определенный уровень технологического оснащения. Чем выше объемы производства, тем ниже себестоимость выпускаемой продукции, что существенно влияет на ее конкурентоспособность.

     В связи с большими объемами предстоящих  работ и крупными затратами принято  применять программно-целевой метод  планирования технологической подготовки и освоения производства новой продукции. В процессе программно-целевого планирования строится «дерево» целей и решений по наиболее существенным промежуточным направлениям работ, связанных с достижением конечной цели. Затем разрабатывается целевая научно-технологическая программа, работы которой имеют строго ориентированный характер.

Понятие и виды инновационных стратегий

     Инновационная стратегия — одно из средств достижения целей организации, отличающееся от других своей новизной, прежде всего  для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.

     Стратегии вообще, и инновационные в частности, направлены на развитие и использование  потенциала организации и рассматриваются  как реакция на изменение внешней  среды. Поэтому многообразие инновационных  стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия. Инновационными стратегиями могут быть: инновационная деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов. Таким образом, относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько крупных групп:

    • продуктовые (портфельные, предпринимательские или бизнес-стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг);
    • функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные);
    • ресурсные (финансовые, трудовые, информационные и материально-технические);
    • организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления).

     Это специальные инновационные стратегии.

     Теория  и практика стратегического и  проектного управления выработали ряд  универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие стратегии обычно называют «базовыми» или «эталонными». Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также «стратегиями развития» или «стратегиями роста» фирмы. Базовые стратегии развития чаще всего делятся на следующие группы: стратегии интенсивного развития; стратегии интеграционного развития; стратегии диверсификационного развития; стратегии сокращения. В каждой из этих групп имеются непосредственно инновационные стратегии. Другие стратегии имеют тот или иной инновационный аспект. Базовые стратегии отражают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ фирмы. Их используют в качестве типовых каталогов при подборе альтернативных стратегий.

     Инновационные стратегии создают особо сложные  условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся:

    • повышение уровня неопределенности результатов. К довольно сложному стратегическому управлению добавляются сложности, связанные с резким повышением уровня неопределенности результатов по срокам, затратам, качеству и эффективности, что заставляет развивать такую специфическую функцию как управление инновационными рисками;
    • повышение инвестиционных рисков проектов. Инвестиционные риски повышаются за счет новизны решаемых задач, то есть добавления инновационной составляющей. К сложностям проектного управления добавляются трудности, вызываемые структурой портфеля инновационных проектов, в котором преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Требуется более сложная работа по привлечению инвестиций, так как приходится искать более склонных к риску инвесторов. Также требуется более гибкая согласованность инновационных и инвестиционных процессов. Другими словами, перед управляющей системой данной организации появляется качественно новый объект управления — инновационно-инвестиционный проект;
    • усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией. Реализация любой инновационной стратегии связана с неизбежностью перестройки предприятия или, как говорят, его реструктуризации, поскольку изменение состояния хотя бы одного элемента ведет к изменению состояния всех других элементов. Эти потоки стратегических изменений следует сочетать со стабильными текущими производственными процессами. Потоки инновационных стратегических изменений необходимо проводить также с учетом различных жизненных циклов изделий, технологий, спроса, товаров, организации. Возникают задачи управления потоками инновационных стратегических изменений, то есть применения принципов логистики;

     усиление противоречий в руководстве организации. Выбор и реализация инновационных стратегий неизбежно вызывает противоречие интересов и подходов к управлению у различных групп руководства и отдельных руководителей организации. Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового и производственного менеджмента, а также маркетинговых решений.

Управление  инновационными преобразованиями

Концепция проектирования

     Инновационные преобразования осуществляются на протяжении нескольких этапов.

     I. Этап постановки цели:

    1. Устанавливаются миссия-предназначение, миссия-ориентация и миссия-политика организации, в которых подчеркивается приверженность к инновационной деятельности и инновационным стратегиям.
    2. Формулируется цель развития организации. Строится и рассчитывается «дерево цели».

     II. Этап стратегического анализа:

    1. Анализируется внутренняя среда организации и оценивается инновационный потенциал.
    2. Анализируется состояние внешней среды и дается оценка инновационного климата.
    3. Определяется инновационная позиция организации.

     III. Этап выбора инновационной стратегии:

    1. Устанавливаются базовые стратегии развития и их инновационные составляющие.
    2. Осуществляется подбор и оценка альтернативных инновационных стратегий.
    3. Осуществляется выбор и формулируется предпочтительная инновационная стратегия.

     IV. Этап реализации инновационной стратегии:

    1. Разрабатываются стратегический проект (состав стратегических изменений и мероприятия по их осуществлению) и план реализации проекта. Особо учитывается инновационный характер преобразований.
    2. Организуется стратегический контроль процесса реализации проекта.
    3. Оценивается эффективность процесса реализации и проводится необходимая корректировка проекта, стратегий, цели, миссии.

     Избранная инновационная стратегия развития предприятия должна быть реализована. Процесс реализации любой инновационной стратегии вызывает лавину последующих нововведений.

Информация о работе Керування інноваційними процесами