Как месторасположение бизнес-инкубатора и физическая инфраструктура влияет на эффективность его деятельности?

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:56, реферат

Описание работы

Малый бизнес в инновационной сфере развивается более активно, чем крупный. Обладая более сильной мотивацией и испытывая давление конкуренции, он продолжает функционировать там, где обычный бизнес останавливается. Одним из источников финансирования в малые венчурные фирмы являются крупные компании, заинтересованные в практическом освоении имеющихся инновационных заделов

Работа содержит 1 файл

attachment.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

Как месторасположение  бизнес-инкубатора и  физическая инфраструктура влияет на эффективность  его деятельности?

    Малый бизнес в инновационной сфере  развивается более активно, чем  крупный. Обладая более сильной  мотивацией и испытывая давление конкуренции, он продолжает функционировать там, где обычный бизнес останавливается. Одним из источников финансирования в малые венчурные фирмы являются крупные компании, заинтересованные в практическом освоении имеющихся инновационных заделов. Ими и проводится отбор проектов, под которые целесообразно с их точки зрения выделить денежные средства. Финансирование может осуществляться и через специально созданные венчурные фонды. Яркими примерами венчурного взаимодействия крупного катала с мелким бизнесом стали такие современные инфраструктурные образования, как научные-технические парки, технополисы и бизнес-инкубаторы [6].

    Согласно  статистическим данным  Красноярский край находится на втором месте в  СФО по количеству малых предприятий, при этом инвестиции в основной капитал  таких предприятий совсем невелик и составляет лишь 6280,9 тыс.руб.(таблица 1). 

Таблица 1 - Показатели развития малого предпринимательства  в СФО за 2008г.

Показатели Количество  МП В процентах  к итогу, % Средняя численность работников Инвестиции  в основной капитал, тыс. руб. В процентах  к итогу, %
Сибирский 
федеральный округ
185658 100 1236,7 75132,0 100
Республика  Алтай 1804 0,97 12,4 2601,0 3,46
Республика  Бурятия 5747 3,10 49,3 782,2 1,04
Республика  Тыва 1482 0,80 6,5 637,9 0,85
Республика  Хакасия 2639 1,42 26,1 362,2 0,48
Алтайский край 21773 11,73 169,0 5283,8 7,03
Забайкальский край 3348 1,80 45, 5 302,7 0,40
Красноярский  край 33602 18,10 203,4 6280,9 8,36
Иркутская область 17703 9,54 131,2 534,6 0,71
Кемеровская область 19324 10,41 178,5 14875,2 19,80
Новосибирская область 46204 24,89 200,0 24387,2 32,46
Омская  область 16630 8,96 125,9 8328,9 11,09
Томская область 15402 8,30 89,0 10755,4 14,32
 

    В рамках правительственной программы за 2005-2006 гг. в 55 регионах была проведена работа по созданию 93 бизнес-инкубаторов; 29 регионов реализуют программы поддержки экспортно-ориентированных малых предприятий, а в 31 регионе действуют программы развития кредитования и лизинга для малых предприятий. Кроме того, в 19 регионах за счет средств федерального бюджета поддерживаются региональные и муниципальные программы развития малого предпринимательства [6]. Среди созданных бизнес-инкубаторов в Красноярском крае следует отметить:

  1. Информационно-Консультационный Бизнес-инкубатор Красноярского Края. В рамках государственных программ развитию бизнес-инкубаторов и информационно-консультационных сетей придается все большое значение, так как эти ресурсы способны стать основными действенными элементами поддержки и развития среды малого предпринимательства. Так в Красноярском крае при поддержке департамента экономического планирования и промышленной политики создан дистанционный информационно-консультационный бизнес-инкубатор. Он позволит объединить представителей малого бизнеса, органы государственной и муниципальной власти, а также бизнес-консультантов по основным аспектам предпринимательской деятельности. Информационно-консультационный бизнес-инкубатор содержит актуальные тематические рубрики. На ресурсе содержится огромное количество полезной информации. Источниками пополнения данных являются ресурсы государственных и муниципальных учреждений, информационно-правовые базы, специализированные деловые ресурсы, средства массовой информации и многие другие. Более того, на данном веб-ресурсе вы сможете задать интересующий вас вопрос и получить ответ от бизнес-консультанта.
  2. Муниципальное унитарное предприятие "Бизнес-инкубатор" 
    консультационные услуги по правовым и нормативным вопросам, касающихся открытия и ведения малого бизнеса; проведение курсов обучения по экономике, ведению бизнеса, этике, бухгалтерскому учету и т.д., дополнительная профессиональная подготовка, разработка бизнес-планов.
  3. Красноярский городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор, действует в краевом центре с декабря 2006 г.. Он зарекомендовал себя как эффективная форма помощи предпринимателям. Ключевая задача — реализация антикризисных мер по поддержке малого и среднего бизнеса. Добавим, в инкубаторе для предприятий в первый год размещения стоимость аренды площадей вместе с оборудованием и коммунальными платежами за 1 кв метр составит 176 рублей в месяц — это 20% от фактических затрат. Предприятие может находиться в условиях бизнес-инкубатора 3 года.

    Согласно  российскому законодательству бизнес-инкубатором  называется организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей.

    Кроме того требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в федеральных, региональных и муниципальных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Поддержкой организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, является деятельность органов государственной власти [1].

    Следует отметить, что основные требования к созданию бизнес-инкубаторов следующие: общая площадь нежилого помещения должна быть не менее 900 м2 при условии, что площадь для размещения субъектов малого предпринимательства должна составлять не менее 85% от всей полезной площади бизнес-инкубатора, один субъект малого предпринимательства также не ожжет занимать более 15% от площади нежилых помещений бизнес-инкубатора.

    Основными услугами бизнес-инкубатора можно назвать  предоставление в аренду субъектам  малого предпринимательства нежилых  помещений, осуществление технической эксплуатации здания, почтово-секретарские услуги, консультационные услуги по всем сферам деятельности фирмы, а также доступ к информационным базам данных.

    Бизнес-инкубатор  является действенным инструментом повышения эффективности региональной политики в сфере поддержки малого предпринимательства. Таким образом, если региональные органы власти заинтересованы в развитии малого предпринимательства на территории своего региона, то именно бизнес-инкубатор дает возможность, во-первых, заложить основы новой генерации малых предприятий, во-вторых, поддержать уже действующих предпринимателей и, в-третьих, решить многие социальные и экономические проблемы региона [5]. Учитывая опыт функционирования зарубежных инкубаторов, решение местных органов власти создать на своей территории подобный объект инфраструктуры должно исходить из концепции социально-экономического развития региона и базироваться на имеющихся ресурсах (здания, оборудования, финансы). Чтобы обосновать степень необходимости и обеспечить жизнеспособность создаваемой организации, следует провести предварительные маркетинговые исследования, в результате которых должна быть дана оценка:

    • структуре и демографии существующего бизнеса;
    • профилю экономической активности;
    • численности и мотивации предпринимателей и потенциальном числе создателей нового бизнеса;
    • отношению населения к предпринимательству и малому бизнесу;
    • потребностями предпринимателей в получении тех или  иных услуг;
    • условиям, на которые предприниматели хотят и могут получать нужные услуги;
    • приоритетности тех или иных направлений предпринимательской деятельности для экономики муниципального образования;
    • интеллектуальным ресурсам территории (потенциальным сотрудникам бизнес-инкубатора);
    • наличию конкурентов, способных решать те же задачи, что и бизнес-инкубатор [4].

     Данная  оценка позволит в дальнейшем верно  определить необходимость в создании и развитии бизнес-инкубатора, что  также на прямую повлияет на эффективность  деятельности данной структуры.

    Учитывая  все предъявленные требования, следует отметить что наиболее привлекательным в плане размещения бизнес-инкубатора, является высшее учебное заведение, поскольку оно обладает достаточными площадями, научным потенциалом,  кроме того практически взращивает будущих предпринимателей, которые, не покидая стен вуза, могут начать свое дело.

    Бизнес-инкубаторы в России рассматриваются как  один из наиболее эффективных инструментов поддержки развития инновационной  экономики. Более того открытие новых  бизнес-инкубаторов – путь развития инфраструктуры венчурного инвестирования [2]. При этом государственная инициатива в развитии инфраструктуры венчурного инвестирования отразилась в принятии Федерального закона от 02.08.2009 г. №217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (принят ГД ФС РФ 24.07.2009). По сути это закон о малых инновационных предприятиях при вузах. Он разрешает учреждениям науки и образования быть как учредителями, так и участниками фирм, занимающихся практическим применением их интеллектуальной деятельностью. Ранее невозможность вузов и НИИ коммерциализовать свои изобретения являлась одной из главных проблем рынка.

    Таким образом, на эффективность деятельности бизнес-инкубатора влияют многие факторы, среди которых особо следует  отметить и месторасположение, и  физическую инфраструктуру. 

    Список  использованных источников 

    1.Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 05.07.2010)  "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.07.2007).

    2. Силаев А.А., Обзор рынка венчурного  инвестирования России за 2009 г.  //Финансы и кредит, 2010. №26. С.73-76.

    3. Федерального закона от 02.08.2009 г.  №217-ФЗ "О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации по  вопросам создания бюджетными  научными и образовательными  учреждениями хозяйственных обществ  в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (принят ГД ФС РФ 24.07.2009).

    4. Ларин С.Н., Бизнес-инкубатор как важная составляющая инновационной инфраструктуры региона: анализ зарубежного и отечественного опыта, С.Н.Ларин, О.Е. Хрусталев /Инновации и инвестиции - №17 – 2009 г. – С.26-33.

    5. Шепелев Г.В., Проблемы развития  инновационной инфраструктуры // Инновации, 2005. №2. С. 6-15.

    6. Датукашвили Р.Д., Гильярди Ю.А., За  инновацией… в инкубатор//Российское  предпринимательство, 2008. №3. С.27-31. 
 

Информация о работе Как месторасположение бизнес-инкубатора и физическая инфраструктура влияет на эффективность его деятельности?