Исследование рынка технологических инноваций в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы вытекает, прежде всего, из насущной необходимости реформирования методов и структур управления образовательными системами. Данное реформирование должно базироваться как на совершенствовании комплекса финансово-экономических методов управления образованием, так и на применении организационно-управленческих инноваций, использующих современные информационные технологии. Качество функционирования образовательных систем во многом следует связывать с масштабным использованием информационно-технологических инноваций, под которыми в контексте данного исследования понимается особый класс (группа, вид) нововведений в управлении образовательной сферой, базирующихся на применении современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Работа содержит 1 файл

основная часть.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

Понятие педагогической технологии в сознание учительства входило постепенно: от первоначального представления о педагогической технологии как об обучении с помощью технических средств до представления о педагогической технологии как о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.

Описание любого учебно-воспитательного процесса представляет собой описание некоторой педагогической системы.

Под педагогической системой понимается совокупность (взаимосвязанных) средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного влияния на личность.

Педагогическая технология — это проект определённой педагогической системы, реализуемый на практике.

Следовательно, в основе любой педагогической технологии лежит системный подход. Система — органичная целостность (класс, школа, вуз, группа и т. п.). Например, компьютер — система, учащийся, работающий на нём, — тоже. Но вместе они образуют не новую объединённую систему, а только комплекс взаимодействующих систем. Комплекс — единство взаимодействующих, относительно самостоятельно существующих систем.

Педагогическая технология конкретно реализуется в технологических процессах. В теории обучения технологическими процессами являются, например, система форм и средств изучения определённой темы учебного курса, организация практических занятий по отработке умений и навыков в решении разного типа задач. Каждая задача разрешима с помощью адекватной (тождественной) технологии обучения. Целостность технологии обучения (воспитания) обеспечивается тремя её компонентами:

-    организационной формой;

-     дидактическим процессом;

-    квалификацией учителя (или ТСО).

Предметом педагогической технологии являются конкретные взаимодействия учителей и учащихся в различных видах деятельности, организованные на основе чёткого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приёмов обучения или воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств.

Задачами педагогической технологии являются:

-     отработка глубины и прочности знаний, закрепления умений и навыков в различных областях деятельности;

-     отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения;

-     научение действиям с технологическим инструментарием;

-     развитие навыков технологического мышления;

-     воспитание привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных задач и общественно полезного труда.

В дидактических процессах (процесс — движение, объективно существующее) различают собственно воспитательный процесс и процесс обучения. Для организации воспитательного процесса необходимо развернуть работу по постановке определённых целей. А. С. Макаренко считал, что подлинное развитие педагогической науки связано с её способностью «проектировать личность», то есть диагностировать качества и свойства личности, которые должны быть сформированы (развиты) в процессе воспитания. Определённость целей позволяет перейти к строгой технологии учебно-воспитательного процесса, что (существенно) связано с повышением качества педагогического (воспитательного) процесса.

В целом глубинный смысл педагогической технологии состоит в:

- во-первых, педагогическая технология сводит на нет педагогический экспромт в практической деятельности и переводит её на путь предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса с последующей реализацией проекта в классе. Это возможно сделать на языке понятий «дидактическая (воспитательная) задача» и «технология обучения (воспитания)»;

- во-вторых, в отличие от ранее использовавшихся поурочных разработок, предназначенных для учителя, педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание деятельности самого учащегося, то есть проектирование учебно-познавательной деятельности ведёт к высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся;

- в-третьих, существенная черта педагогической технологии — процесс целеобразования. Это центральная проблема педагогической технологии в отличие от традиционной педагогики. Она рассматривается в двух аспектах: 1) диагностика целеобразования и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала; 2) развитие личности в целом;

- в-четвёртых, благодаря представлению о предмете педагогической технологии как проекте определённой педагогической системы можно сформулировать важный принцип разработки педагогической технологии и её реализации на практике — принцип целостности (структурной и содержательной) всего учебно-воспитательного процесса. Принцип целостности— гармоничность всех элементов педагогической системы.

При множестве определений понятий «педагогическая технология» вообще и «технология обучения» в частности, большинство специалистов объединяют их тремя принципиально важными положениями:

-     планирование обучения на основе точного определения желаемого эталона в виде набора наблюдаемых действий ученика;

-     «программирование» всего процесса обучения в виде строгой последовательности действий учителя и подбора формирующих воздействий (поощрений и наказаний), обуславливающих требуемое поведенческое научение;

-     сопоставление результатов обучения с первоначально намеченным эталоном, фактически поэтапное тестирование для выявления познавательного прогресса, понимаемого как постепенное усложнение поведенческого репертуара учащихся.

Наиболее употребляемо в отечественной педагогике понятие «педагогическая технология», хотя в то же время и недостаточно прояснено. В современной практике образования это понятие употребляется, как правило, в нестрогом научном представлении и обозначает воспроизводимые приёмы, способы работы педагогов.

Распространённое обращение к понятию технологии основано, прежде всего, на признаке воспроизводимости педагогической деятельности. В социальном плане этот признак связан с другим признаком технологии — её возможной массовостью. Более строгое понимание педагогической технологии в отечественной педагогике близко к распространённому в мире представлению о педагогической технологии и рассматривается как построение образовательного процесса с заданными диагностируемыми результатами (Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989 г.).

Ведущими признаками строгого представления о педагогической технологии являются:

-     диагностичность описания цели;

-     воспроизводимость педагогического процесса (в том числе предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемых);

-     воспроизводимость педагогических результатов.

М. В. Кларин предложил различать «строгие» и «нестрогие» педагогические технологии. «Строгие» педагогические технологии содержат признаки диагностичности и воспроизводимости по отношению как к процессу, так и к результатам обучения. Они предполагают последовательное построение учебного процесса, направленное на достижение диагностично заданных учебных результатов. «Нестрогие» педагогические технологии воспроизводимы по учебному процессу, но не предполагают диагностичность описанных учебных результатов.

Строгое представление о педагогических технологиях (по М. В. Кларину), взятое нами за основу, формулируется как «воспроизводимые способы организации учебного процесса, позволяющие достичь диагностично заданных целей обучения».

Технология не существует в педагогическом процессе в отрыве от его общей методологии, целей и содержания. Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих выбор форм, методов, способов, приёмов, воспитательных средств. С помощью технологий достигается эффективный результат в развитии личностных свойств в процессе усвоения знаний, умений, навыков.

Одна из особенностей педагогической технологии заключается в том, что любая технология, её разработка и применение требуют высокой активности педагога и учащихся. Активность педагога проявляется в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих учеников и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в технологический процесс. Активность учащихся проявляется в возрастающей самостоятельности в технологизированном процессе взаимодействия. И всё же педагогические технологии, являясь составной частью процесса обучения, не обеспечивают всем учащимся одинаково высокий результат обученности и воспитанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

 

В мире происходит постепенный переход к постиндустриальному обществу. Научно-техническая революция придает инновационный характер всем отраслям деятельности: от промышленности до образования и культуры. Инновации играют первостепенную роль в современной экономике, являясь объектом ее функционирования. Отсюда и возникло понятие инновационной экономики. Без нововведений невозможно обеспечить рост уровня производительных сил, создать условия для эффективного развития производства. В настоящее время внедрение инноваций выступает стратегической линией развития многих предприятий и организаций.

Под инновациями сегодня понимают конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте.

Инновации оказывают двойственное влияние на экономику: с одной стороны, открывают возможности для ее расширения, с другой стороны – делают невозможным продолжение этого расширения в традиционных направлениях. В связи с этим, инновации нарушают экономическое равновесие, что обуславливает переход экономической системы из одного состояния в другое.

В структуре инновационной экономики, прежде всего, выделяется инновационный сектор (сфера), в который следует включить отрасли и предприятия, производящие инновации как основной продукт своей деятельности: инновационными являются научные организации и венчурные предприятия, научно-исследовательские подразделения высших учебных заведений, подразделения заводской науки – лаборатории, конструкторские и проектные бюро, опытные цехи и участки. Инновационной деятельностью практически должны заниматься все предприятия и организации, стремящиеся занять место лидера на рынке и быть конкурентоспособными.

Инновационная деятельность определяется как создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений.

Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом. По сути инновации должны быть присущи всем образовательным учреждениям, так как даже словарное значение «образование» рассматривается как существительное от глагола «образовывать» в смысле «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.

Инновационные технологии, затрагивающие практически все области педагогической науки и образования, основываются на таких принципах, как самостоятельное выявление и осмысление новых проблем, отказ от известных штампов в работе, преодоление догматических методов и методик, выбор нестандартных путей в обучении, воспитание и развитие личности ученика.

Словосочетание «инновационное образование» за последние годы прочно вошло в мировой образовательный лексикон. Оно стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования во многих странах мира. Возникла и бурно развивается целая индустрия образовательных услуг, объединяемых общим названием «инновационное образование», впечатляющая большим числом обучающихся, количеством образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами инвестиций и денежного оборота.

Образование представляет собой целую, самостоятельную сферу гражданского общества, которая находится в различных соотношениях с другими сферами экономики и культуры. Такой подход к образованию, рассматривающий его как сложную, многофакторную систему человеческого мира, позволяет выявить и обосновать систему норм современного образования, а уже в соотношении с этой системой норм становится возможным определить и оценить те или иные инновации в образовании, выработать критерии их оценки. Все это необходимо для отбора значимых инноваций, их соразмерения друг с другом, их синтеза в инновационные проекты, программы и реформы. Иначе говоря, научное исследование и оценка инноваций составляют необходимую основу компетентного управления инновационными процессами и модернизацией образования.

Современная система инноваций в образовании представляет собой совокупность:

- технологических инноваций (новых образовательных технологий);

Информация о работе Исследование рынка технологических инноваций в образовании