Использование обобщенных моделей в коррекционно-педагогической работе с детьми с речевыми нарушениями (ОНР 3 уровень)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:31, статья

Описание работы

В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта. С логопедическими проблемами коррелирует плохая память, дефицит внимания, отклонения в поведении. Что, как правило, свидетельствует и о неврологическом диагнозе. Поэтому для педагогов, несомненно, важным является поиск универсальных методов и приемов, которые бы отвечали современным требованиям коррекционно- педагогической работы.

Работа содержит 1 файл

статья.doc

— 263.00 Кб (Скачать)


 

Крохина И. Н. учитель-логопед

                                                                                                     МДОУ «Детский сад

                                                                                                   комбинированного вида №4»

 

Использование обобщенных моделей в коррекционно-педагогической работе с детьми с речевыми нарушениями (ОНР 3 уровень).

 

 

 

     В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта. С логопедическими проблемами коррелирует плохая память, дефицит внимания, отклонения в поведении. Что, как правило, свидетельствует и о неврологическом диагнозе. Поэтому для педагогов, несомненно, важным является поиск универсальных методов и приемов, которые бы отвечали современным требованиям коррекционно- педагогической работы.

     Уже не вызывает сомнений, что оптимальным путем развития дидактики является не  удлинение времени ученичества, не  углубление знаний в какой-либо области, а обучение  способам  обработки информации.

       В своей работе мы  опираемся на методы и приемы ОТСМ – ТРИЗ – РТВ. (Общая теория сильного мышления – Теория решения изобретательских задач – Развитие творческого воображения).

     Экспериментально-исследовательская деятельность в данном направлении велась с 1993 года. О первых результатах было рассказано в 1999г. на Международной научно- практической конференции в  Петрозаводске. Затем ежегодно  итоги работы подводились на городских, областных или региональных уровнях. В 2003 году коррекционно-развивающая программа для детей с речевым недоразвитием, выстроенная на основе использования ОТСМ - ТРИЗ - РТВ, была представлена нами на областном конкурсе коррекционных программ (2 место).

     Общеизвестно, что все люди мыслят моделями. Использовать модели в коррекционно-педагогической работе предлагают Воробьёва В.К.,

Глухов В.П., Ткаченко Т.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. и другие.  По мнению Н. Бехтеревой, мозг легко берет на вооружение стереотипы, базируется на них для обеспечения следующего уровня деятельности и в то же время, пока может, пока есть богатство, борется с монотонностью. Чем больше вовлекается мозг в деятельность, тем ярче человек. Обобщенная модель – это и стереотипность, с одной стороны, (без которой невозможно работать с детьми с нарушениями речи) и эффективное вовлечение  мозга в деятельность с другой стороны.

     К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками относится формирование у них связной речи, а это и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, многократно усложняющийся, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).

     У детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи (ОНР), отмечаются значительные трудности при описании игр или знакомого предмета. По наблюдениям учёных- практиков (Воробьёвой В.К., Глухова В.П., Корнева А. Н.,Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. и др.), для детских высказываний характерно беспорядочное перечисление признаков предмета, незавершенность микро тем, отсутствие последовательности изложения, наличие лексических затруднений. Мы предлагаем использовать обобщенные модели и для  формирования связной (в частности описательной) речи у старших дошкольников. 

        В коррекционно-педагогической работе  различные «модельные ряды» играют важную роль. Они помогают сформировать у детей способность анализировать объекты, осознанно выделять в них различные стороны, объединять разрозненные представления об отдельных предметах и их признаках в целостные знания об окружающей действительности, что способствует преодолению речевых нарушений.

Подробнее остановлюсь  на  УОТ (Универсальная опорная таблица для составления описательного рассказа). (Модель 2).

Сюжет*. Хозяева - инопланетяне, которые живут каждый в своей квартире  и не хотят говорить ни о чем другом, кроме этой темы. О ней (теме) говорит символ в окошке дома. Странные человечки, живущие в домике, ничего не знают о нашем мире, поэтому нам надо рассказать им как можно подробнее, о том, о чем мы хотим поговорить. Заходим в дом с крыши, так как герои посредники – инопланетяне. Работу с обобщенными моделями имен признаков мы проводили и до этого, но идея домика с хозяевами – инопланетянами была важна для нас, потому что помогла доступно донести до детей с ОНР значение плана рассказа.

Квартира  № 1. Семейство

Даем понятие о классификации объекта.

Квартира  № 2.  Человечек по имени Где?

Ему мы рассказываем,  где обитает, находится, растет.

Квартира  № 3. Описываем части объекта.

Квартира  № 4.  Размер.

Большой или маленький по сравнению с разными предметами или с человеком. Используются ориентиры: больше - меньше, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше. 

Квартира № 5. Цвет. Какого цвета Ваш предмет - спрашивает живущий здесь человечек?

Квартира № 6. Форма. На что похоже?

Квартира № 7. Ощущение. Отвечаем на вопрос какой? объект со всех возможных сторон. (На ощупь, по температуре, по характеру…)

Квартира № 8 . Что необходимо для жизни? – если речь идет об объекте природного мира. Из чего сделан?- если  говорим об объекте рукотворного мира.

_______________

  *Данная схема была предложена санкт – петербургскими учителями – тризовцами как опора для составления описательного рассказа младшими школьниками. Мы адаптировали формы и приёмы работы с таблицей с учётом речевых нарушений и сопутствующих отклонений в развитии детей.

Квартира № 9.Человечек, живущий здесь, любит рассуждать на тему "Вред-польза".

Пример рассказа  по УОТ: 1  год обучения, начало второго периода: «Это снеговик. Он живет в детском саду. Мы сделали его с мамой и папой. Он сделан из бумаги и  звездочек. Большой комок, поменьше комок – вот и получился снеговик. У него есть шляпа. У него есть носик, как морковка, глазки, бровки удивленные, ротик удивленный. Он удивляется, что дети так интересно играют. Мне нравится мой снеговик». Данил. ( ОНР 2 уровень с диз. комп.) 

2 год обучения, первый период: «Чеснок живет у бабушки на грядке. Верхняя часть – зеленые перышки греются на солнце. Нижняя часть находится в земле. Чеснок больше похож на овал. Он состоит из долек. Каждая долька спрятана в своей рубашке – кожурке. А сверху на всех дольках еще одна большая рубашка. Чеснок горький и жгучий на вкус, но очень полезный. Он защищает нас от микробов». Арина (ОНР 3 уровень с диз. комп.)

2 год обучения, второй год обучения: «Свиристель – это зимующая птица. Прилетает она в город большими стаями. У свиристеля есть клюв, голова, крылья, хвост, лапки. Она больше воробья, но меньше вороны. Перышки у нее нарядные. На голове у нее голубой  хохолок, на крылышках яркие полоски. Эта птичка любит семена и ягоды рябины. Птичка тихонько посвистывает: «Свири-свири-свир», поэтому их назвали свиристелями. За красивые перышки их называют северными попугаями». Никита (ОНР 3 уровень).

     Работу с любой  обобщенной моделью можно условно разбить на этапы:

- усвоение и анализ сенсорного материала. Работа над различением детьми основных имен признаков предметов: цвет, форма, размер, толщина, высота, длина, ширина и пространственное расположение и т.д., т.к. дети с ОНР не выделяют существенные признаки и не дифференцируют качества предметов, задача решается с помощью логопедических тренингов с картинками разного уровня сложности. Первый уровень подразумевает уточнение и закрепление представлений о восьми основных признаках предмета. В конце работы ребенок  самостоятельно может ответить  на вопрос, что бывает таким же (например, по цвету), в начало общих занятий могут быть включены игры типа «У меня есть …, я могу быть…».Параллельно, но, не утяжеляя программное содержание, начинаем работать в направлении    усвоения модели: элемент – имя признака – значение признака.

- перевод осознанного детьми материала на знаково-символический язык;

- работа с моделью. (Условность в том, что этапы не линейны).

      Таблица - домик (УОТ) позволяет описывать предметы, признаки, связи и явления; 

      На первых занятиях представляется не более трёх «квартир»;

      «Квартиры» легко превращаются в карточки, с помощью которых проводятся игры:

-         на развитие системного мышления и упражнения в правильном построении фраз по микротемам,

-         с типовыми приёмами фантазирования (увеличения – уменьшения, дробления, наоборот).

      Логопед, опираясь на проведённую диагностику, каждому из детей даёт посильное задание, предлагая определённые карточки.

    Для каждого признака предмета выбираем  значок, учим  соотносить знак с  заявленным признаком. Дети должны «присвоить» себе картинку, поэтому обозначения не навязываются, а выбираются в процессе обсуждения из нескольких предложенных вариантов. Детям нравится такая работа, т.к.  она помогает стать активным участником занятия, а не только слушателя и «говорителя», на наш взгляд, это объясняется тем, что среди детей с нарушениями речи больше так называемых кинестетов, нежели визуалов и аудиалов,  работая с моделями, мы стараемся создавать их вместе с детьми, следуя принципу: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Любая информация, с которой дети с системным недоразвитием речи имеют дело, должна предварительно перекодироваться в ведущую для них модальность памяти и понимания. Всем известно, что если информация совпадает с ведущей модальностью детей, они хорошо справляются с заданиями, быстро продвигаются в развитии, если нет – возникают трудности в учении. Именно так важно обучать ребенка – дошкольника многосенсорности. Умение пользоваться всеми каналами восприятия и обучение стратегии мышления является тем фундаментом, на который в дальнейшем легко ложится любое обучение. На втором этапе работы мы учим ребенка анализировать (сравнивать) предъявляемые предметы и давать точное описание их основных признаков, уже с опорой на модель (второй уровень сложности). Третий этап работы (третий уровень сложности) подразумевает научение ребенка составлять простейшие рассказы-описания, рассказы сравнения. Нами разработана система игр и творческих заданий по работе с универсальной опорной таблицей.

     На всех этапах работы педагог должен помнить об анализе высказываний детей с точки зрения полноты информации о данном предмете, последовательности изложения, ошибок в употреблении языковых средств. Каждый пункт выводов можно закодировать и во время анализа показывать детям соответствующую карточку. Заканчивать занятия рефлексией, например: Что делали? Как делали? Зачем делали? Что было трудным для тебя?  Это помогает детям осознанно относиться к речевым трудностям.                            

     Мы используем обобщенные модели  при обучении детей составлению описательных рассказов, загадок, рассказов по картине (модель 2), литературных загадок, метафор; в разных видах деятельности: в проектах, на занятиях по обучению грамоте, по формированию математических представлений, индивидуальных занятиях логопеда  (модель 3) и других.

Кроме задач, решаемых непосредственно с помощью моделирования: знакомство с графическим способом представления информации; развитие умения дешифровки модели; формирование навыка самостоятельного моделирования, использование обобщенных моделей в коррекционно-педагогической работе с детьми с речевыми нарушениями дает несомненные преимущества:

      Создаются грамотные мотивационные установки на проявление творчества.

      Активизируется познавательная деятельность детей, формируется позитивное отношение к информации.

      Гарантированно создаются условия для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса  словами с переносным значением, синонимами, антонимами, сравнениями, метафорами).

      Повышается эффективность овладения языковыми средствами,

      Растет осознанность в построении лексико-грамматических конструкций,

      Гарантированно развивается гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

      Алгоритмично развиваются навыки коммуникативной компетенции.

      Формируется готовность к исследовательской деятельности.

      Мы убедились, что  обобщенные модели работают, как  минимум в четырех направлениях: речь, мышление, воображение,  эмоционально-волевая сфера. При этом логопедические занятия, выстроенные на основе алгоритмов с использованием моделей, помогают педагогу в планировании и облегчают проведение занятий.

Для нормального развития личности  необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, большего  добьется  в жизни. На наш взгляд, овладение детьми с нарушениями речи способами обработки информации как раз и  помогает им переживать ситуацию успеха ежедневно, в каждом виде деятельности.

     Поэтому адаптивное использование обобщенных моделей в группах с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым.  Продуктивность работы  по преодолению этих недостатков зависит от многих факторов,  прежде  всего от системного подхода, который предполагает полноценное вовлечение в коррекционно-педагогический процесс всех участников: детей, родителей и педагогов.

Информация о работе Использование обобщенных моделей в коррекционно-педагогической работе с детьми с речевыми нарушениями (ОНР 3 уровень)