Инструменты поддержки малых инновационных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в рассмотрении целесообразности применения того или иного инструмента применительно к конкретным условиям, в анализе новых возможностей и определении приоритетов в выборе наиболее эффективного инструмента поддержки малых инновационных предприятий.
Для достижения этой целы, поставлены следующие задачи:
 Изучить теоретические аспекты формирования малых инновационных предприятий в России;
 Исследовать инструментарий государственного инвестирования малого бизнеса;
 Проанализировать программы поддержки инновационного малого бизнеса в Пермском крае.

Содержание

Введение
Глава 1. Малые инновационные предприятия в России
1.1 Теоретические аспекты изучения инновационных предприятий…...
1.2 Роль малого бизнеса в инновационном развитии экономики……….
1.3 Основные факторы, препятствующие развитию малых инновационных предприятий…………
Глава 2. Инструменты поддержки инноваций
2.1 Инструментарий государственного финансирования инновационной деятельности……
2.2 Механизм финансирования инновационной деятельности за счет средств Бюджета развития………
Глава 3. Поддержка малых инновационных предприятий в Пермском крае.......................
3.1 Сатистика и динамика поддержки малых инновационных предприятий в Пермском каре…
3.2 Эффективность инструментов финансовой поддержки инновационных предприятий……
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Инструменты поддержки малых инновационных предприятий.doc

— 364.00 Кб (Скачать)

-         повышенная экономическими и неэкономическими факторами мотивация к инновационной деятельности;

-         творческая специализация в деятельности;

-         немногочисленный, но чаще всего высококвалифицированный персонал;

-         ориентация на достижение максимально возможного результата;

-         возможность рисковать;

-         высокая производительность труда и низкие издержки производства;

-         высокая отдача на единицу финансовых вложений в НИОКР.

Малый бизнес выступает важным фактором, обеспечивающим динамическое развитие предпринимательской деятельности, а также необходимым условием функционирования инновационной экономики. Особенно в той части малых предприятий, которые являются инновационно активными. Их деятельность направлена на создание инновационного продукта, успешную их коммерциализацию. Малые инновационные предприятия должны открывать новые сегменты рынка, осваивать и внедрять новые продукты и технологии, быть главными поставщиками продукции, тем самым, повышая наукоёмкость и конкурентоспособность производства и способствуя формированию нового технологического уклада.

Приоритетным полем деятельности малых фирм являются наукоёмкие отрасли. К характерным особенностям таких отраслей относятся: высокие темпы роста и заработная плата работающих; крупные объёмы экспорта, а главное, высокий инновационный потенциал. Наукоёмкие отрасли основываются на высоких технологиях, а это требует, чтобы потенциал отрасли относился к технологическому укладу высокого уровня. Наукоёмкость отрасли можно измерить как отношение затрат на НИОКР к объёму сбыта отрасли, либо как отношение к объёму сбыта численности учёных, вовлечённых в инновационный процесс.

Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к числу наукоёмких были отнесены следующие отрасли промышленности: аэрокосмическая, производство компьютеров и офисного оборудования, производство электронных средств коммуникаций и фармацевтическая промышленность. В сфере услуг к наукоёмким отнесены пять отраслей: образование, здравоохранение, современные виды связи, финансовые и бизнес-услуги.

За последние 20 лет объёмы продаж в наукоёмком секторе развитых стран мира росли в 1,7 раза быстрее, чем в обрабатывающей промышленности. Повышение инновационной активности естественно привело к росту показателя общей наукоёмкости ВВП. Лидером инновационного развития экономики является Швеция, где наукоёмкость ВВП составила 4,27 %. Второе место занимает Япония – 3,09 %, далее следуют США – 2,7 %, в странах ЕС наукоёмкость ВВП в среднем – 1,9 %. В России же этот показатель не превышает 1 %. До 2020 г. ожидается постепенное повышение показателя наукоёмкости ВВП. Весьма вероятно, что расширение масштабов сферы НИОКР в России достигнет 2,5%-го уровня. В общем, по оптимистическому варианту прогноза ожидается увеличение доли расходов в научную сферу, рост инновационных сегментов российской экономики, повышение роли научно-технического прогресса в жизни общества. [5, с. 96]

Для характеристики инновационности предприятий используют отношение затрат на НИОКР к годовому объёму продаж предприятия. В мировой практике к наукоёмким предприятиям относят компании с коэффициентом инновационности, превышающем 4,5 %. Однако данный показатель не содержит информации о вкладе инноваций в рост доходности компании. Для получения более полной информации необходимо рассматривать инновационный процесс на предприятии в динамике. Инновационность предприятий характеризуется также количеством разработок или внедрений нововведений; численностью персонала, занятого НИОКР на предприятии, профессиональным и образовательным уровнем персонала. В инновационном потенциале также можно выделить законодательную базу; ментальность населения; инфраструктуру, обеспечивающую предпринимателя инновациями.

Преимуществом малого бизнеса является ярко выраженная творческая инициативность, способность к быстрым переменам, самостоятельность в принятии важных решений, что способствует созданию и внедрению инноваций. В отличие от крупных компаний малые предприятия разрабатывают и вводят новшества с лёгкостью, с высокой скоростью и эффективностью. Отличительным свойством являются также высокоразвитые коммуникации сотрудников фирмы, способных к быстрому обмену информацией и опытом. Руководство таких компаний гораздо терпимее относительно работы сотрудников, вовлечённых в процесс создания чего-либо нового.

Роль малого предпринимательства в инновационном развитии разностороння: с одной стороны, оно активизирует инновационные процессы в экономике, совершенствуя производство и управление, с другой – непосредственно участвуя в производстве наукоёмкой продукции (услуги), формирует спрос на новые разработки и исследования.

Малый бизнес имеет большое значение в формировании материальной основы благосостояния и социальной стабильности населения страны. Значительна роль малого бизнеса для достижения конкурентоспособности продукции, услуг на внутреннем и внешнем рынках. При этом гораздо важнее, чем способность генерировать новые знания и технологии, является умение передавать эти технологии на рынок, успешно их коммерциализировать, быстро превращать их в нужную потребителям продукцию или услугу. Для эффективной передачи технологий из науки в промышленность должно быть достигнуто условие активного сотрудничества всех субъектов инновационной деятельности (учёных, инвесторов, предпринимателей, власти и потребителей) и полной реализации права интеллектуальной собственности за счёт малого наукоёмкого бизнеса.

Несмотря на высокие риски при ведении разработок и опытном внедрении результатов научных исследований малые предприятия благодаря своей гибкости, адаптивности к изменяющимся условиям успешно проводят начальные этапы инновационного процесса. В дальнейшем они могут передавать инновации для их промышленного освоения крупным бизнесом, обладающим значительными финансовыми и производственными возможностями. Малый бизнес должен выступать связующим звеном в отношениях между производством и наукой, передавать научному сообществу информацию о спросе на новые продукты, материалы, технологии. При этом, с одной стороны, малый инновационный бизнес расставляет акценты для проведения наукой прикладных исследований и разработок, с другой – доводит до коммерческого результата деятельность научных организаций.

Как подсчитано экспертами, из 58 крупнейших изобретений XX в., сделанных в Америке и Западной Европе, не менее 46 принадлежит одиночкам и мелким фирмам. Малый бизнес активно зарекомендовывает себя не только на национальных, но и на международных рынках. В промышленном экспорте инновационной продукции ряда развитых стран доля малого бизнеса составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40 %, Италии – 20–25 %, США и Японии – 15 %. В сфере международной торговли малый бизнес приобрёл особое значение. Например, 50 % лицензий, проданных США, приходится на малый инновационный бизнес. [6, с. 87]

Наукоёмкое производство базируется на малогабаритной технике, не требующей многочисленного обслуживающего персонала, которая может создаваться и эффективно использоваться на небольших предприятиях. В связи с усложнением инновационных процессов, снижением серийности производства именно малые предприятия предоставляют дополнительные консультационные услуги, услуги по наладке и вводу техники в эксплуатацию.

Малый бизнес играет важную роль при создании новых рабочих мест, особенно для специалистов высокой квалификации. Он позволяет сформировать условия для раскрытия индивидуальности личности сотрудника, быстро реагировать на смену потребностей рынка.

Для открытия малых инновационных предприятий требуется меньше затрат, они обладают большими возможностями в сжатый срок перепрофилировать производство на новой технической основе. Кроме выпуска качественной продукции эти предприятия не имеют других средств для выхода на рынок и сохранения своих позиций на нём, поэтому они и идут на риск внедрения новшеств, основываясь чаще всего на интуиции. При небольших объёмах производства единственным способом выжить в условиях столь жёсткой конкуренции остаётся процесс совершенствования производимой продукции, предоставляемых услуг. Повысить рентабельность производства малого предприятия могут также высокая мотивация предпринимательской деятельности, оперативность, низкий уровень накладных расходов благодаря прямым контактам с контрагентами.

В США 55 % новых товаров создаётся на предприятиях малого бизнеса. В РФ инновационный потенциал малого бизнеса огромен, он обусловлен его экономической и технологической гибкостью в реализации идей, быстрой реакцией на требования рынка. Однако он ещё мало развит. К особенностям малого инновационного бизнеса можно отнести:

-         высокий риск;

-         долгий путь от идеи до её реализации;

-         низкая выживаемость новых фирм;

-         инновационная невосприимчивость российской промышленности.

Слабыми сторонами деятельности малого бизнеса могут выступать: недостаточная поддержка со стороны государства, ограниченные возможности внешнего и внутреннего финансирования, непрофессиональный уровень менеджмента, узкая специализация работников, отсутствие возможности получения синергетического эффекта.

Но, несмотря на это, малый инновационный бизнес отличается высокой эффективностью освоения инноваций. Отношение числа нововведений к численности научного персонала в зарубежных инновационных фирмах выше в четыре раза, чем в организациях крупного бизнеса. В России в организациях с числом занятых от 50 до 100 человек доля инновационной продукции в общем объёме отгруженных товаров составляет 16,3 %, притом, что средний показатель не превышает 12 %. Малые инновационные предприятия лидируют по доле наиболее квалифицированных работников; по объёму инновационной продукции и услуг на одного работника; по показателю наукоёмкости продукции. Важной характеристикой инновационной деятельности является также жизненный цикл производимой продукции, у малых предприятий он ниже на 7 лет, чем для предприятий более крупного размера. Таким образом, малый инновационный бизнес скрывает в себе значительный потенциал экономического роста, реализуемый в большинстве промышленно развитых стран, но пока не имеющий подобающего развития в РФ. [7, с. 54]

1.3             Основные факторы, препятствующие развитию малых инновационных предприятий

В России первоначально малые предприятия создавались с целью перехода туда работников госсектора, отчасти в результате остановки государственных предприятий, отчасти в результате образования малых предприятий в форме кооперативов при госпредприятиях. Переход на условиях совмещения позволял зарабатывать, перемещая в кооперативы ресурсы государственных предприятий. После либерализации цен на госпредприятиях, такие формы совместительства потеряли свою привлекательность. [8, с. 76]

В начале рыночных реформ государство создавало льготный режим для разнообразных научно-технических организаций. Часть из них, пользуясь льготным режимом налогообложения, занималась имитацией инновационной деятельности. Однако часть всё же сформировала инновационный потенциал и заняла рыночную нишу. Поступить на работу на малое инновационное предприятие могли только активно работающие, имеющие высокую профессиональную квалификацию. Уменьшение количества предприятий малого инновационного бизнеса способствовало повышению конкурентоустойчивости таких предприятий, завоеванию тех ниш на рынке инноваций, которые не могут быть заняты крупными фирмами либо из-за небольших объёмов работ, либо из-за оригинальности проводимых НИОКР.

В США подъём малого инновационного бизнеса наблюдался в середине 80-х гг. XX в., когда каждую прекращающую своё существование фирму сменяли две новые. Это привело к росту числа рабочих мест в наукоёмких секторах промышленности более чем на 30 %. В настоящее время по данным Национального научного фонда США, среди наукоёмких компаний доля субъектов малого бизнеса составляет 89 %. Доля малого инновационного бизнеса в общем числе промышленных предприятий в странах Западной Европы составляет сейчас: в Ирландии 75 %, Германии – 66 %, Финляндии – 49 %, Франции – 46 %, Италии – 40 %, в Великобритании – 39 %.

В России нет, к сожалению, статистического учёта инновационно активных предприятий малого бизнеса, действующих в разных отраслях экономики. В настоящий момент внедрением инноваций в России занимается всего 6,2 % общего числа всех предприятий, в промышленности не более 10 %, в малом бизнесе по разным оценкам до 3,5 % предприятий. Затраты на инновации не превышают 1,5 % от стоимости промышленной продукции, в то время как в странах ЕС показатель составляет 4,2 %. В настоящий момент высокий инновационный потенциал предприятий малого бизнеса в РФ используется недостаточно. Из всех разработок, предлагаемых малым бизнесом в научно-технической сфере, до реализации доходят от 1 до 3 %. В промышленно развитых странах эта доля превышает 60 %.

Основные факторы, препятствующие развитию малых инновационных фирм, очевидны: неразвитость инфраструктуры (финансовой, производственной, кадровой), нехватка оборотных средств (доступа к кредитам), невысокий спрос со стороны промышленных предприятий.

У потенциальных венчурных инвесторов и ”бизнес-ангелов”, которые начали появляться в России, свои претензии к малым инновационным фирмам, причем главный их упрек: деньги в стране уже есть, нет хороших проектов. Нередко малые фирмы работают ”непрозрачно”, не умеют составлять убедительные бизнес-планы, опасаются передавать активы в управление внешним менеджерам и стремятся удержать контрольный пакет акций. Камнем преткновения для многих малых инновационных фирм остается вопрос о том, кому принадлежат права на интеллектуальную собственность. [11, с. 126]

Кроме того, инвесторы согласны финансировать лишь краткосрочные проекты со сроком окупаемости в несколько месяцев, что для высокотехнологичного бизнеса абсолютно не реально.

Выборочный анализ историй успешно развивающихся малых инновационных фирм показал, что становление малой наукоемкой фирмы, как правило, укладывается в рамки одной из четырех стратегий.

Ученые или инженеры разрабатывают технологию (продукт), который, по их мнению, имеет коммерческий потенциал. Они создают малую инновационную фирму и пытаются найти потребителей (покупателей) своего продукта. Это - классическая ситуация ”технологического толчка” (technology push), когда разработки (а не потребности рынка) дают импульс процессу коммерциализации.

Создание фирмы предваряется патентованием разработки, а начало ее функционирования связано с грамотной лицензионной политикой.

Ученые уходят из науки, занимаются торгово-посреднической деятельностью, зарабатывая первоначальный капитал, а затем создают фирму.

Представители бизнеса, заинтересованные в производстве наукоемкой продукции, изучают потребности рынка, находят разработчиков, развивают НИОКР и затем - собственное производство. В данном случае спрос диктует заказ на разработку технологий (demand pull). Как правило, такой подход оказывается наиболее успешным, поскольку основывается на потребностях рынка.

Информация о работе Инструменты поддержки малых инновационных предприятий