Инновационные коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 12:58, реферат

Описание работы

В инноватике постоянно предпринимаются попытки построения единой теории инновационного процесса от начала до конца, т.е. когда этот процесс рассматривается во взаимосвязи стадий создания и коммерциализации новшеств. В результате было замечено, что эффективность инновационного процесса обеспечивается не столько результативностью каждого этапа инновации, сколько надежностью «стыков», скоростью перехода от любого предыдущего этапа к последующему.

Работа содержит 1 файл

готовое вроде.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

    * страхование рисков за счет  повышения эффективности работы  с текущей информацией о ходе  инновационного процесса, создания  резервов и сценарных вариантов  предотвращения кризисов (кризисная  инновационная коммуникация).

    Можно выделить мотивы конкурентного и  кооперативного поведения субъектов  в инновационных коммуникациях. Максимизация общего результата нововведения и согласованное его распределение  между субъектами инновации составляют экономическое содержание кооперативного поведения.

    Стремление  к максимально полному присвоению результата нововведения или получению  относительного преимущества перед  другими субъектами инновации определяют конкурентное поведение. С глобализацией  инновационных процессов актуальным становится выбор альтернативы: конкуренция или кооперация. Выбор всегда делается в неопределенных условиях, при которых сложно оценить выгоды, позволяющие сформировать предпочтение.

    На  стадии создания новшества производственный предприниматель и (или) инвестор могут целенаправленно создать конкурентные условия, объявив конкурс на новшество, а государство помимо поощрения такой конкуренции между инноваторами может сделать выбор в пользу поддержки одного из них в силу некоммерческого характера его деятельности (акцент на общественную значимость новшества-товара). Тем самым на данной стадии возникает конкуренция между инноваторами, которая определяет характер и мотивы их поведения.

    * Если потенциал одного конкурсанта  более высок, чем у соперника,  то ему свойственно кооперативное поведение: он руководствуется в первую очередь мотивом равенства. Он также будет склоняться к установлению инновационной коммуникации с соперником по конкурсу на условиях достижения общего успеха.

    Подобная  мотивация к сотрудничеству наиболее характерна для сложных инновационных задач, когда возникает необходимость объединения интеллектуальных и имущественных возможностей конкурсантов независимо от их формального соперничества.

    * При относительном равенстве  инновационных потенциалов конкурентное поведение инноваторов будет следствием мотива соперничества. Кооперативное поведение в этом случае может проявляться ограниченно, только при наличии старых кооперационных связей. Такая кооперация и устанавливаемая инновационная коммуникация скрыта от предпринимателя - заказчика конкурса - и мотивирована стремлением к экономии ресурсов при создании новшества.

    * При монопольном положении инноватора  и отсутствии конкуренции мотивы  к кооперации связаны только  со стремлением расширения сферы  деятельности.

    В современных условиях процесс создания новшеств носит кооперативный характер. Тогда коммуникации на этой стадии инновационного процесса приобретают особую важность, так как позволяют консолидировать усилия инноваторов, повышать их эффективность и рыночные возможности.

    Предпринимательские инновационные мотивы, как было показано выше, связаны с проблемами выживания  на рынке в конкурентной борьбе, со стремлением к стабильности экономического положения в определенный период накопления возможностей к следующему рывку для опережения своих конкурентов.

    Элементы  такого мотивационного механизма имеют  долгосрочный циклический характер, когда стремление к лидерству  сменяется мотивами стабильности хозяйствования, препятствующими инновационной  активности. Желание сохранить конкурентоспособность или лидирующее положение только за счет накопленного потенциала может быть удовлетворено на определенном временном отрезке жизненного цикла производства (продукта). После чего неизбежно произойдет смена предпринимательского поведения в инновационную сторону, что предупреждает кризис бизнеса, обусловленный конкуренцией на рынке.

    Известна  система факторов восприимчивости  производства к нововведениям, определяемая, с одной стороны, состоянием субъекта нововведения, а с другой - параметрами нововведения. Восприятие нововведений производственной системой, зависящее от ее технического и организационного уровня, остается консервативным до тех пор, пока отсутствует реальная угроза конкуренции на рынке. В остальных случаях мотивы к изменению технологического порядка и менеджмента подавлены. В условиях жесткой конкуренции неизбежность новаций настолько очевидна, что характер восприятия слабо связан с ее радикальностью или адаптивностью к действующей производственной системе.

    Мотивационный механизм настраивается на преодоление кризиса в возможно короткие сроки. Выбор новации и ожидаемые экономические результаты связываются именно со скоростью трансферта новшества в производство и успешным рыночным использованием новативного родукта. Из этого следует присутствие сильных мотивов к подчинению всей деятельности изменениям в производственном аппарате (модернизация, реконструкция), кадрах и организации бизнеса.

    Коммуникационные  свойства субъекта инновации, его связи  с рынками новшеств, основных средств и материальных ресурсов, с финансовым (инвестиционным) рынком прямо влияют на способность к непрерывным быстрым изменениям, адекватно отвечающим изменениям внешней рыночной среды. Инновационные коммуникации формируются быстро и эффективно на базе постоянно присутствующих в сфере бизнеса субъекта инновации (предпринимателя) виртуальных ресурсных коммуникаций, состоящих из информации о возможных услугах, их связях и особенностях потенциальных коммуникационных партнеров.

    Хозяйствующего  субъекта окружает определенная коммуникационная сфера, размеры и плотность которой зависят от характера бизнеса, формирующих информационных потоков и колебаний рыночной конъюнктуры. Чем больше эта сфера содержит потоков инновационной направленности, тем легче выстроить в последующем реальные инновационные коммуникации. По существу, инновационное предпринимательство как процесс развития производственного бизнеса во многом проявляет элементы самоорганизации мотивационного механизма . Это происходит прежде всего потому, что менеджмент в этой области сам есть результат новаторства, т.е. принадлежит не к стандартной организации и управлению, а к самой инновационной сфере.

Информация о работе Инновационные коммуникации