Инновационные изменения в системе начального образования в связи с введением стандартов нового поколения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Проблемы стандартов образования сегодня воспринимаются как что-то вечное, хотя возникли они в 1993-1995 годах. До тех пор было бессмысленно говорить о стандартах образования, поскольку все образование было стандартом. Уже в середине 70-х годов прошлого века стало ясно: цикл обновления содержания образования значительно длиннее, чем цикл обновления технологий. Чтобы обучить чему-то детей, необходимо разработать методики и методические пособия, научить учителей, как ими пользоваться и как организовывать учебный процесс. На все это нужно немало времени. Но жизнь уходит вперед быстрее, и наступает момент, когда опять надо внедрять что-то новое. Поэтому педагогика встала перед необходимостью найти другие пути, обеспечивающие получение знаний в школе.

Содержание

Введение..…………………………………………………………………………31 Исторический аспект стандартизации начального обучения……….......6

1.1 Стандартизация начального образования как общественно значимая проблема……………………………………………………………………….....10

1.2 Теоретические и методологические разработки образовательных стандартов второго поколения………………………………………………….11 1.3 Психологические основания новых образовательных стандартов начального обучения РФ………………………………………………………..13

1.4 Функции образовательных стандартов второго поколения………...........15

2 Инновационные изменения в системе начального обучения в связи с введением стандарта нового поколения…………………………………….17

2.1 Преемственность и инновационность стандарта второго

поколения ……………………………………………………………………….17

2.2 Факторы риска при внедрении нового образовательного стандарта обучения и возможные пути их решения………………………………………25

Заключение…………..……………………………………………………..…...33

Библиографический список………………..…………………………………35

Приложение……………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

курсовая 3 курс.docx

— 113.89 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО « Кубанский Государственный университет»

Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики

Кафедра дефектологии и специальной психологии 
 

Оценка по результатам 

защиты:___________________

Секретарь комиссии:

__________________________

«_____» ___________________ 2011г.

                                                                                                                       На правах рукописи

ОСТАНИЙ НАТАЛЬЯ ГРИГОРЬЕВНА

3 КУРС  ЗФО

ИННОВАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ  НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ  СТАНДАРТА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Специальность: 050715 Логопедия

Курсовая  работа

                                        

                                          Научный руководитель            

                                                                Смирнова Л.В. _________________

                                                                   Нормоконтролер

                                                                                                  Лаврентьева И.В._________________  
 

Краснодар 2011

    СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение..…………………………………………………………………………31 Исторический аспект стандартизации начального обучения……….......6

1.1 Стандартизация начального образования как общественно значимая проблема……………………………………………………………………….....10

1.2 Теоретические и методологические разработки образовательных стандартов второго поколения………………………………………………….11  1.3 Психологические основания  новых образовательных стандартов    начального обучения РФ………………………………………………………..13

1.4 Функции образовательных стандартов второго поколения………...........15

2 Инновационные изменения в системе начального обучения в связи с введением стандарта нового поколения…………………………………….17

2.1  Преемственность и инновационность стандарта второго

поколения ……………………………………………………………………….17                              

2.2 Факторы   риска при внедрении нового образовательного стандарта обучения и возможные пути их решения………………………………………25

Заключение…………..……………………………………………………..…...33

Библиографический список………………..…………………………………35

Приложение……………………………………………………………………..38

 
 
 

Введение

    Актуальность темы исследования. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. В эпоху быстрой смены технологий должна быть сформулирована принципиально новая система непрерывного образования, предполагающая постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Школьное образование сегодня является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школ зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Главной характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и готовность к переобучению. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. 

     Эти современные процессы и тенденции могут получить эффективное развитие только в условиях становления системы образования, ориентированной на новые образовательные результаты, которые на данный момент, и определены в новом федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения. Так же одним из условий такого развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

     Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них В.И. Андреев, И. П. Подласый, профессор, доктор педагогических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В. Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А. Сластёнин и другие [5]. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.

     Однако, многие вопросы, связанные с внедрением нового  содержания, введения в действие и оценкой исполнения требований стандарта, остаются не решенными. Они связаны не только с методическим обеспечением, но и  с политикой, экономикой и приобретают характер событий большой общественной значимости.

     Цель исследования: изучить условия внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и выявить противоречия методов внедрения инновационных изменений, а так же их специфику в ФГОС нового поколения.

     Объект исследования: процесс реформирования начального образования Российской Федерации как целостной педагогической системы в связи с внедрением нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

     Предмет исследования: условия внедрения ФГОС и инновационные педагогические изменения в системе начального образования РФ, в результате реформирования.

     Задачи исследования:

1. Изучить литературу, нормативно-правовые документы и информацию в Интернете, связанную со стандартизацией начального обучения.

2. Исследовать педагогическую реальность внедрения нового стандарта начального обучения.

3.  Выявить факторы риска при реализации проекта и найти возможные пути их разрешения путём опроса участников образовательного процесса.

     Методы исследования: теоретический, наблюдения, анализ научно-методической литературы по данной проблеме, опросные методы (беседа, анкетирование).

      База исследования. Социологическое исследование проводилось на базе МОУ СОШ №1 г. Крымска и  МОУ СОШ №1 г. Абинска.

     Теоретическая и практическая значимость исследования. В работе сделана попытка обоснования факторов риска при реализации внедрения ФГОС и предложены возможные пути их разрешения. Данный материал может быть полезен для всех участников образовательного процесса. Результаты исследовательской работы обсуждались на краевой научно-практической конференции по теме « Роль логопедической службы в реализации новых образовательных стандартов в начальной школе».

     Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (25 наименований), 1-го приложения на 2-х страницах. В работе содержится 2 таблицы, 2 рисунка. Текст работы представлен на 39 страницах.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Исторический  аспект стандартизации начального обучения
 

1.1 Стандартизация начального обучения как общественно значимая проблема 

     Проблемы стандартов образования сегодня воспринимаются как что-то вечное, хотя возникли они в 1993-1995 годах. До тех пор было бессмысленно говорить о стандартах образования, поскольку все образование было стандартом. Уже в середине 70-х годов прошлого века стало ясно: цикл обновления содержания образования значительно длиннее, чем цикл обновления технологий. Чтобы обучить чему-то детей, необходимо разработать методики и методические пособия, научить учителей, как ими пользоваться и как организовывать учебный процесс. На все это нужно немало времени. Но жизнь уходит вперед быстрее, и наступает момент, когда опять надо внедрять что-то новое. Поэтому педагогика встала перед необходимостью найти другие пути, обеспечивающие получение знаний в школе.

     Новые представления об образовательных стандартах появились лишь тогда, когда возникла идеология вариативного развивающего образования. Разработка и введение стандартов образования, совершенствование образовательных систем – глобальная проблема педагогического сообщества передовых стран нашей планеты. В ФРГ, Швейцарии, Австрии реформа образования, основанная на стандартах, проводится в настоящее время. Аналогичная картина и в других странах. Значительный опыт накоплен в этом плане в США: в 1984 г., после публикации доклада министерства образования США "Нация реагирует: новейшие меры по усовершенствованию системы образования", началось реформирование государственной образовательной системы: появились стандарты и тесты. А дискуссии не затихают до сих пор [23]. О необходимости и целесообразности введения единых образовательных стандартов спорят педагоги и политики всего мира.

     В российском образовании понятие "стандарт образования" впервые появилось в начале 90-х гг. Реформирование образования началось в нашей стране с принятия в июле 10 числа 1992 года Закона об образовании. За прошедшие годы (в 98 году и в 2004) школе было предложено несколько вариантов стандартов первого поколения, над которыми работали ученые и практики, выстраивая цепочку норм, правил, упорядочивающих содержание образования. Стандарт первого поколения был разработан под руководством академиков РАО, сотрудников ГУ-ВШЭ Эдуарда Днепрова и Владимира Шадрикова и утвержден министром Владимиром Филипповым в начале 2004года. А уже в конце 2004 года Правительством России было принято решение о создании стандарта второго поколения, разработка которого началась в 2005 г. В отличие от предыдущих разработок стандартов общего образования (2004 год, программы профильного обучения) на разработку образовательных стандартов второго поколения Министерство образования и науки Российской Федерации  определило пять лет. Разработчики предыдущего государственного образовательного стандарта (ГОС) уже понимали, что он требует серьезных изменений. В брошюре стандарта было написано, что он «носит переходный характер» и необходимо приступить к разработке стандарта второго поколения [15]. 

      В России сегодня действуют два стандарта: обязательный минимум содержания общего образования 1998 года и государственный стандарт общего образования 2004 года. Четко разработанные позиции Федерального компонента государственного стандарта в 2004 г. позволили более конкретно обозначить задачи начальной школы.

     В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005-06 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы. Научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов – А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО [9].

     Экспериментальная проверка отдельных элементов стандарта образования второго поколения началась уже с 2007 - 08 учебного года. И проходила в 14 субъектах Федерации, по два из каждого федерального округа.  Введению нового стандарта предшествовало широкое его обсуждение в открытой печати. Проекты стандарта начального  образования прошли обязательную научно-педагогическую, общественную и правовую экспертизу. Государственные стандарты и сопровождающие их нормативные документы вводятся в массовую практику общеобразовательных учреждений постановлением Правительства Российской Федерации не ранее чем через год после их утверждения. При этом с целью создания необходимых условий исполнения стандартов предусматривается пятилетний период мягкого введения стандартов, в течение которого требования стандартов исполняются общеобразовательными учреждениями на добровольной основе [9]. Все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. В 2007 году было принято решение обозначить в стандарте не запоминаемый объем информации, а базовые требования к условиям, в которых будет проходить процесс обучения: структура образовательных программ, количество часов, отводимых на изучение предметов, во избежание перегрузки школьников материалом, требования к ключевым компетенциям, которыми они должны овладеть.

Информация о работе Инновационные изменения в системе начального образования в связи с введением стандартов нового поколения