Инновационное развитие сельского хозяйства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение инвестиционного развития агропромышленного комплекса РФ и разработка рекомендаций по улучшению механизмов его государственного финансирования.

Для реализации поставленной цели были обозначены следующие задачи:

1.изучить проблемы инноваций в АПК;
2.рассмотреть инструменты, стимулирующие инновационное развитие;
3.показать механизмы государственной поддержки приоритетного развития инноваций в АПК;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Проблема развития инноваций в АПК……………………………5

Глава 2. Инструменты стимулирования инновационного развития………9

Глава 3. Механизмы государственной поддержки приоритетного развития инноваций в АПК……………………………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………..22

Список использованной литературы…………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Инновационное развитие сельского хозяйства РФ и его гос.поддержа.docx

— 331.65 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Проблема развития инноваций в АПК……………………………5

Глава 2. Инструменты стимулирования инновационного развития………9

Глава 3. Механизмы государственной поддержки приоритетного развития инноваций в АПК……………………………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………..22

Список  использованной литературы…………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Инновационный процесс выступает системообразующим фактором развития новых экономических отношений, характерных для этапа постиндустриальной экономики. В настоящее время в глобальном масштабе происходит структурная перестройка социально-экономических систем, влекущая за собой значительные изменения в обществе, что является одним из основополагающих моментов его дальнейшего развития. Одновременно идет активное формирование экономики, в основе которой лежит процесс увеличения использования новых знаний. Именно нарастающее использование новых знаний является основой устойчивого развития стран, переходящих в постиндустриальную фазу.

        В настоящее время мировое сельское хозяйство движется в направлении усиления наукоемкости производимой продукции. Это особенно наглядно на примере экономически развитых стран. Именно это позволяет им поддерживать баланс внутреннего рынка продовольствия по спросу и предложению, легко проникать на ведущие мировые рынки, вытеснять и разорять национальных товаропроизводителей. Поэтому РФ необходимо ставить и последовательно решать задачу инновационного развития АПК. Если Россия имеет цель интегрироваться в мировое сельское хозяйство и занимать в нем соответствующую нишу, то иного пути нет. Этими обстоятельствами объясняется выбор темы и ее актуальность.

      Целью работы является изучение инвестиционного  развития агропромышленного комплекса РФ и разработка рекомендаций по улучшению механизмов его государственного финансирования.

      Для реализации поставленной цели были обозначены следующие задачи:

  1. изучить проблемы инноваций в АПК;
  2. рассмотреть инструменты, стимулирующие инновационное развитие;
  3. показать механизмы государственной поддержки приоритетного развития инноваций в АПК;

     Объектом исследования работы  является аграрный сектор Российской  Федерации. Предметом исследования выступают инновационные процессы в сфере АПК.

        Методы, применяемые в процессе  написания данной работы: монографический,  статистико-экономический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический.

      Информационная  база для проведения исследования: научная, учебная и периодическая  литература, законодательные и нормативно-правовые акты по изучаемой проблеме, материалы  сети Интернет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

  ГЛАВА 1.     Проблема развития инноваций в АПК. 

       В 1997 г. на государственном уровне была впервые продекларирована стратегическая цель создания национальной инновационной системы России. С тех пор при активном участии государства формировались отдельные элементы этой системы (финансовые институты, технопарки, инновационно-технологические центры и т. п.), однако они существовали вне связи друг с другом и с другими секторами экономики. Немало моделей было взято из зарубежного опыта построения НИС, но заимствование происходило путем переноса отдельных элементов, а не механизмов в целом и потому не приводило к ожидавшимся результатам. В итоге, несмотря на положительный опыт ряда инициатив, прорыва в области инновационного развития экономики не произошло.  

    Выход аграрной экономики из кризисного состояния, устойчивое функционирование сельского хозяйства, а также других сфер АПК, обеспечение конкурентоспособности отечественного продовольствия неразрывно связано с активизацией инновационных процессов.

   Аграрная наука России разработала в последнее время достаточно большое число инноваций, реализация которых в АПК позволила бы поднять его на качественно новый уровень. Однако, степень реализации инноваций у товаропроизводителей была и остается недопустимо низкой.

       Крайне низкая активность инновационной деятельности также связана с несовершенством организационно-экономического механизма освоения инноваций. Это усугубляет деградацию отраслей комплекса, ведет к росту себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции, тормозит социально-экономическое развитие сельской местности, резко снижает качество жизни на селе. Снижение ассигнований на науку за годы реформ привело к оттоку молодых ученых [7,15].

    Инновационные процессы в АПК  имеют свою специфику. Они отличаются  многообразием региональных, отраслевых, функциональных, технологических и  организационных особенностей. Анализ  условий и факторов, влияющих  на инновационное развитие АПК,  позволил подразделить их на  негативные (сдерживающие инновационное  развитие) и позитивные (способствующие  ускорению инновационных процессов).

    Одна из особенностей сельского хозяйства состоит в том, что здесь наряду с промышленными средствами производства активное участие в воспроизводственном процессе принимают живые организмы – животные и растения. Развитие их подчинено действию естественных законов и зависит от таких естественных факторов, как климат, погода, тепло, влага, свет и пища. В.Р. Вильямс писал: «Растения требуют для своего процветания непрерывной наличности или беспрерывного притока четырех групп факторов – света, тепла, воды и питательных веществ при непрерывном условии одновременной и совместной наличности всех четырех факторов в оптимальных количествах при безусловной равноценности и независимости их»[12].

     Расширенное воспроизводство в сельском хозяйстве протекает во взаимодействии экономических и естественно биологических процессов. Поэтому при управлении инновациями требуется учитывать требования не только экономических законов, но и законов природы: равнозначности, незаменимости и совокупности жизненных факторов, законов минимума, оптимума и максимума.

    Комплексный характер инноваций в АПК предъявляет специфические требования к инновационному механизму (нормативно-правовой базе инновационного развития, организации и управлению, инновационному маркетингу, развитию инновационной структуры).

     В сельском хозяйстве даже малейшее упущение чревато нежелательными последствиями. К.А. Тимирязев указывал: «Нигде, быть может, ни в какой другой деятельности не требуется взвешивать столько разнообразных условий успеха, нигде не требуется таких многосторонних сведений, нигде увлечение односторонней точкой зрения не может привести к такой неудаче, как в земледелии»[13].

       Основной проблемой слабого инновационного развития АПК РФ является низкая активизация инвестиционной деятельности. Такая ситуация возникла под воздействием ряда факторов. К ним можно отнести:

   - отсутствие достаточно четких теоретических представлений о процессе трансформации плановых форм аграрного сектора, глубоко укоренившихся в хозяйствовании, новой структуре отношений собственности, характере земельного оборота, конкретных формах ведения сельскохозяйственного производства, которые, будучи рыночными, учитывали бы специфику сельскохозяйственного производства.

   - наличие серьезного сопротивления действительным реформам в среде аграрной бюрократии, отсутствие прилива в сферу аграрного управления критической массы работников с новым мышлением.

  - слабая, несистемная, постоянно отстающая от требований времени законодательная база аграрных преобразований, которая, с одной стороны, должна была обеспечить плавное, поэтапное, цивилизованное продвижение в сторону рыночных преобразований, а с другой, противостоять возможным массовым злоупотреблениям проводимой политики, которыми всегда потенциально чреваты трансформационные процессы.

   - неэффективная государственная политика, приведшей к фактическому устранению государства от контроля над экономическими процессами в аграрном секторе и соблюдением принятых законов.

  - не  продуманная либерализации внешней торговли, проявляющейся, в частности, в бесконтрольном ввозе в страну дешевой сельскохозяйственной продукции из-за рубежа, часто субсидируемой другими государствами, т. е. по существу носившем демпинговый характер и разрушавшем отечественное аграрное производство, и без того находящееся в тяжелейшем положении.

    Таким образом, эффективное развитие инновационных процессов в АПК обусловлено решением этих проблем.

    В настоящее время в России функционирует инновационная система переходного типа, в которой сочетаются элементы старой, административно-командной и новой инновационной системы, характерной для рыночных экономик.

     В «новой» части российской НИС (рыночной) наиболее острыми, хорошо видимыми проблемами являются отсутствие критической массы малых инновационных предприятий и необходимой инновационной инфраструктуры, в том числе финансовой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2.   Инструменты стимулирования инновационного развития.

    Результаты любой инновационной  деятельности приносят положительный  результат обществу. Это утверждение  относиться и к инвестиционной  деятельности в области АПК.  Тем более, сейчас во времена  информационных технологий и  гонки за быстрым и экономичным  производством развитие данных  процессов является приоритетным.

   Поэтому правительство РФ должно  придерживаться такой инвестиционной  политики, которая способствовала  бы выходу отечественных инноваций  на передовой уровень.

    Рассмотрим как может выражаться положительный эффект от внедрения  инноваций в производство. Для примера, возьмём сельскохозяйственное производство на основе ресурсосберегающих технологий.

     Так, в одном из хозяйств Волгоградской области в сложный послеперестроечный период для того что бы восстановить производство обратились к системе минимальной обработки почвы (Mini-Till) с последующим переходом на нулевую обработку (No-Till).

   Данная инновация заключается в поверхностной обработке почвы на глубину 5...7 см, что позволяет снизить потребность в минеральных удобрениях, получать всходы после посева даже без дождя и урожаи даже в засуху.

       Если почву вспахать, то система  естественных дрен и канальцев  разрушается, приток воздуха в  массив почвы прекращается. Замедляются  процессы разложения пожнивных  остатков, повышается кислотность  почвы. За неправильную обработку  почвы приходится платить известкованием  и внесением минеральных удобрений.

      Для реализации проекта был приобретен комплекс американской фирмы "Джон Дир", состоящий из девятиметровой пневматической сеялки-культиватора и мощного трактора. Комплекс способен сеять мелкосемянные культуры (травы, рапс), среднесемянные культуры (зерновые), крупносемянные (подсолнечник, кукуруза) с высокой точностью (для этого в комплекте имеются соответствующие катушки высевающего аппарата), закладывать технологические колеи для последующих подкормок или химических обработок посевов. Комплекс обеспечен системой спутниковой навигации GPS и подруливающим механизмом, так как при большой ширине захвата агрегата почти невозможно его точно водить параллельно предыдущему проходу. Система спутниковой навигации заменяет механический маркерный механизм и позволяет за счет уменьшения огрехов до 0,15 м и пересевов на ту же величину увеличить урожайность возделываемых культур на 10...15%.

    В итоге, было выяснено, что при использовании ресурсосберегающих технологий  себестоимость зерна значительно снизилась, примерно на 1,20 руб. -1,30  руб, и составила всего 1,65 руб/кг. Цена реализации - 3,03 руб/кг. Прибыль получилась  - 1,38 с каждого кг урожая. Сложившаяся в хозяйстве структура себестоимости видна на рис. 1. 

           

Рисунок 1 - Структура себестоимости зерна.

   Доли в сумме затрат по элементам: 22,7% - семена; 22,5% - ГСМ; 6,30% - затраты на  содержание автотракторного парка; 5,1% - ядохимикаты; 12,4% - минеральные удобрения; 3,8% - запасные части и ремонтные  материалы; 2,8% - общехозяйственные расходы  (25 счет); 17,2% - общепроизводственные  расходы ( 26 счет); 2,7% - прочие; 4,5% - заработная  плата с начислениями.

Информация о работе Инновационное развитие сельского хозяйства РФ