Инновационная стратегия и политика на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:08, реферат

Описание работы

В современных условиях инновации становятся фактором, способным существенно влиять на формирование национальной конкурентоспособности. Полноценное использование инноваций для национального развития возможно только при условии целенаправленной инновационной политики и стратегии, проводимой как ТНК, так и на государственном уровне. Эта задача особенно актуальна для Республики Беларусь, обладающей значительным инновационным потенциалом, который используется явно недостаточно.

Работа содержит 1 файл

Готовый реферат!.doc

— 283.50 Кб (Скачать)


28

 

Введение

Формирование инновационной политики и стратегии промышленного предприятия, адекватных современным экономическим условиям, является важнейшей задачей достижения конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе и повышения эффективности промышленного производства.

В современных условиях инновации становятся фактором, способным существенно влиять на формирование национальной конкурентоспособности. Полноценное использование инноваций для национального развития возможно только при условии целенаправленной инновационной политики и стратегии, проводимой как ТНК, так и на государственном уровне. Эта задача особенно актуальна для Республики Беларусь, обладающей значительным инновационным потенциалом, который используется явно недостаточно.

Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.

Место и роль инновационной и связанной с ней инвестиционной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.

В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.

Целью нашей работы является изучение инновационной политики и стратегии на уровне предприятия, а также роль государственного регулирования инвестиций в обеспечении инновационного развития предприятий.

Активная инновационная деятельность позволяет предприятию занимать лидирующие позиции на рынке и получать на определенном отрезке времени соответствующую прибыль. При этом, предприятие занимающееся инновационной деятельностью сталкивается со значительным риском. Зачастую, вложения различных ресурсов в крупные научно-технические проекты не оправдывают себя, а казалось, несущественные идеи и разработки приводят затем к революционным, высокодоходным инновациям.

Определение стратегии развития предприятия и текущее управление тесно связаны со структурой инновационного потенциала предприятия, который является необходимым условием осуществления инноваций. Объектом исследований будет являться инновационная среда ООО «Молодеченский завод металлоконструкций». Предметом исследования – инновационная стратегия и политика ООО «Молодеченский завод металлоконструкций».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

                  дать определение категории «инновация»;

                  рассмотреть виды инноваций;

                  проанализировать этапы разработки инновационной политики предприятия;

                  проанализировать инновационные стратегии предприятия;

                  рассмотреть государственное регулирование инвестиций.

 


1. Понятие, сущность и виды инноваций

 

В современных условиях возрастающей конкуренции компаниям все чаще приходится сталкиваться с понятием «инновация». Специалисты, непосредственно связанные с изобретением настоящих инноваций, отмечают, что этот термин стал «модным». Однако, как показывает практика, его истинный смысл понятен далеко не всем. Многие считают, что инновации - это прерогатива высокотехнологичных компаний, но это верно лишь отчасти. В действительности инновации возможны в любой области человеческой деятельности. Попытаемся разобраться, что же означает данное понятие в научно-деловом мире.

Понятие «инновация» как таковое было введено в научную терминологию Й. Шумпетером в 1911 году и предполагало новую комбинацию научно-технических факторов, мотивированную предпринимательским духом при пяти типичных изменениях [4, с.7]:

1. использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

2. внедрение продукции с новыми свойствами;

3. использование нового сырья;

4. изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;

5. появление новых рынков сбыта.

Можно выделить следующие характерные черты инноваций:

                  научно-техническая новизна

                  проявление творческой деятельности

                  достижение целевой эффективности

                  возможность коммерческой реализации.

На рисунке 1 представлены некоторые подходы к определению понятия «инновация».

 

Рис. 1 различные подходы к определению «инновация» [11, c.175]

 

Также следует отметить, что «инновация» с одной стороны представляет собой нечто новое, обособленное (может быть, отдельный проект), лишь частично основанное на предыдущих знаниях, опыте, с другой – это деятельность, которая теряет всякий смысл без контекста конкретного предприятия или организации, где она осуществляется.

Innovation (лат.- обновление, улучшение) является основой английского слова innovation, в переводе на русский язык имеет три значения – инновация, нововведение, новшество. Многие ученые считают данные понятия синонимичными, некоторые все же пытаются найти смысловые различия (рис.2).


Рис. 2 Взаимосвязь понятий

 

Например, Р.А. Фатхутдинов дает следующее определение понятия «новшество». Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества оформляются в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов и т.д. Нововведение означает, что новшество используется. С момента появления на рынке новшество приобретает новое качество и становится инновацией [9, с.229].

Инновации различаются между собой по множеству параметров. Разные типы инноваций имеют свои особенности разработки, реализации и распространения, требуют специфических подходов к управлению, соответствующих структур инновационной деятельности, ее методов и стилей.

Типология инноваций важна как для развития теории инновационного менеджмента, так и для практики управления инновациями.

Инновации направлены на удовлетворение определенных общественных потребностей, но вместе с тем необходимое повышение эффективности использования отдельных ресурсов или повышение эффективности отдельных производственных подразделений, либо повышение эффективности предприятия в целом в результате внедрения новшества и получения нововведения происходит далеко не всегда. На конечный успех инновации, выражающийся в получении экономического эффекта от функционирования предприятия, влияет совокупность разных факторов (экономических, юридических, технических, рыночных и др.), воздействие которых чрезвычайно сложно спрогнозировать. Таким образом, можно утверждать, что инновация – это новшество, внедренное в деятельность предприятия с целью повышения его эффективности на основе лучшего удовлетворения определенной общественной потребности. При этом следует отметить, что под эффективностью следует понимать определенный экономический, производственный, социальный, экологический и иной результат, ожидаемый от внедрения новшества.

 

2. Инновационная политика в реализации инновационного

развития предприятия

 

Необходимость внедрения инновационных проектов требует от предприятий формирования инновационной политики, позволяющей согласовывать интересы всех участников инновационного процесса, которая должна отвечать следующим требованиям[10,c.20]:

                  по отношению к потребителям - обеспечение высокой чувствительности к состоянию и изменению рыночной ситуации;

                  по отношению к конкурентам - ориентация на активные действия;

                  по отношению к участникам инновационного процесса - соблюдение баланса интересов предприятия, региона, государства и работника;

                  по отношению в человеку - обеспечение социальной направленности в деятельности и её результатов. Это: производство экологически чистой продукции, ужесточение экологических стандартов, защита прав потребителей, создание комфортных условий труда, раскрытие потенциала каждого сотрудника.

Под инновационной политикой понимают основополагающую линию поведения, действий, систем мер в области инновационного развития предприятия в соответствии с поставленной целью и стратегий.

В любой организации следует различать внешнюю и внутреннюю инновационную политику. Внешняя инновационная политика представляет собой общую линию поведения организации на рынке, ведущая к повышению уровня её развития и определяющая приоритетные инновационные проекты. Она определяется внешней средой, потребностями рынка и внутренним потенциалом организации. Внутренняя инновационная политика является процессом регулирования поведения персонала, нацеленного на инновационный тип развития. Она определяется системой менеджмента организации. В целом, инновационная политика является руководством по выбору приоритетных направлений инновационного процесса, разработке и исполнению инновационных планов и проектов, формированию инновационно активных отношений между сотрудниками в организации [5,c.156].

Инновационная политика обеспечивает интеграцию всех структур (НИОКР, маркетинг, финансы) для осуществления эффективного процесса внедрения новшеств.

Главная задача – это достижение поставленных на более высоком уровне управления целей и реализация стратегии.

Основная цель инновационной политики промышленного предприятия состоит в создании условий, обеспечивающих инновационное саморазвитие компании, повышение эффективности производства и рост конкурентоспособности в долгосрочной перспективе за счёт внедрения инноваций. Задачи инновационной политики заключаются в: обосновании приоритетов и направлений инновационного развития; грамотной организации инновационных процессов, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех субъектов инновационной деятельности; оценке инновационного потенциала предприятия; активизации инновационной деятельности; выборе и реализации инновационных проектов, оказывающих влияние на повышение конкурентоспособности; разработке сценариев инновационного развития; концентрации ресурсов на приоритетных направлениях инновационной политики; реализации других мероприятий.

К основным принципам инновационной политики следует отнести: соответствие требованиям рынка, доминирование стратегических параметров, комплексность, непрерывность, адаптивность, поисковую активность, многовариантность, эффективность и учёт неопределённости.

Политику развития промышленного предприятия можно разделить на инновационную и неинновационную. По характеру развития инновационную политику делят на: политику НИОКР и политику внедрения и адаптации нововведений. Политика НИОКР связана с проведением предприятием исследований и разработок (лицензионная, политика параллельной разработки, исследовательского лидерства, опережающей наукоёмкости, следования жизненному циклу). Политика адаптации нововведений относится к системе обновления производства и вывода продуктов на рынки (политика поддержки продуктового ряда, ретро нововведений, продуктовой имитации, технологического трансферта, вертикального заимствования, стадийного преодоления, процессной имитации, следования за рынком, технологической связанности, радикального опережения, выжидания лидера, сохранения технологических позиций). Инновационная политика промышленного предприятия представляет собой совокупность принципов, целей, задач, экономических, правовых и организационных мероприятий, форм, механизмов и методов управления, направленных на достижение долгосрочных стратегических ориентиров инновационного развития для повышения конкурентоспособности и роста эффективности промышленного производства.

Для реализации эффективной инновационной политики следует ответить на вопрос: чем обусловлена восприимчивость предприятия к инновациям?

Целью инновационной политики предприятия является разработка непосредственно инновационного проекта, в котором необходимо обосновать его экономическую целесообразность.

Однако прежде чем приступить к разработке инновационной политики Вашего предприятия проанализируйте следующие факторы: состояние рынка, в том числе финансового рынка в целом и по его звеньям; место предприятия на рынке, объем реализации товаров (работ, услуг), их качество, цена, действия конкурентов; экономическое положение предприятия, его финансовое состояние; сочетание собственных и чужих ресурсов Вашего предприятия.

Разработка инновационной политики предприятия представляет собой достаточно сложный процесс, который включает в себя три основных аспекта [10, c.29]:

1. Выбор направления инновационной политики. На данном этапе задача состоит в том, чтобы проанализировать варианты возможной будущей обстановки на рынке и спрогнозировать возможные цели в будущем. Здесь сложность заключается в том, что здесь в большей степени придется опираться на собственную интуицию, основанную на жизненном опыте. После этого необходимо сформировать идеи в альтернативные цели, которые предполагается реализовать.

Информация о работе Инновационная стратегия и политика на предприятии