Инновационная Россия – 2020

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих
мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧА С . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВЫЗОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВАРИАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
III. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ . . . . . 46
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . 47
IV. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС . . . . . 50
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 50
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ . 53
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ БИЗНЕСА, НАУКИ, ГОСУДАРСТВА НА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В СОДЕЙСТВИИ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ . . . . . . . . . . . . . . . 61
V. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО . . . . . . . 63
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ, ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Инновационная Россия – 2020 3
КАДРЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАУК И . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА НАУКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
VII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ . . .. . . . . . 83
VIII. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 86
СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
IX. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ . . . . . . . . 89
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
X. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
XI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРАТЕГИИ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СРАВНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА С ФАКТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗА 2005-2010 ГГ. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

Работа содержит 1 файл

Проект.docx

— 280.25 Кб (Скачать)

последние годы.

Эти негативные азванные тенденции вызваны, в том числе, и хроническим

недофинансированием сферы образования в 90-е годы и  начале 2000-х. Сейчас ситуация

улучшилась, но по относительным показателям  государственного финансирования этой

сферы Россия по-прежнему значительно уступает странам-лидерам  и даже

значительному числу «догоняющих» стран. (В 2007 году, например, Россия расходовала

на образование 4,0% ВВП, тогда как Финляндия – 5.9%, США – 5,3%, Франция – 5,6%,

Бразилия  – 5,2%, Южная Корея – 4,2%5). Недостаток финансирования существенно

усугубляется  структурными проблемами, включая устаревшие модели управления

учебным процессом, нехватку в системе образования  современных кадров, в том числе,

управленческих. В целом, система образования  недостаточно ориентирована на

удовлетворение  потребностей инновационного развития и экономики в целом. При этом

оценка качества образования, которую дают российские работодатели, в целом

невысокая. (Russian Innovation Survey 2009-2010, «Бауман Инновейшн», ОПОРА России).

Во-вторых, кроме  качества образования значительную роль для будущего

инновационного  развития играют и формируемые у  человека жизненные установки,

4 PISA, 2006 – программа международных оценок уровня знаний учащихся

5 источник: Федеральное Казначейство, ОЭСР

Инновационная Россия – 2020 11

модели поведения, которые либо способствуют распространению  инноваций в

экономике и  общественной жизни, либо препятствуют ему.

В этом плане  ситуация в России неоднозначна. С  одной стороны, данные по

уровню проникновения  мобильной связи (1406 абонентов сотовых  мобильных сетей на

тысячу населения  в 2008 г., что превышает уровень  большинства развитых стран6), частоте

смены телефонных аппаратов и вниманию к современным  «опциям» телефонов (по

опросам различных  международных организаций в  сфере телекоммуникаций), которые

могут быть использованы в качестве характеристики восприимчивости к инновационному

потреблению в России находятся на сравнительно высоком уровне. Здесь мы опережаем

большую часть  развитых стран.

С другой стороны, по такому показателю, как готовность потребителей

приобретать инновационные товары взамен используемых (Special Eurobarometer 236

“Population Innovation Readiness”) Россия – одна из самых консервативных стран.

Недостаточно  высокий уровень проникновения  интернет (данные в 2009 г.: Россия - 46%,

Германия - 76%, Великобритания - 80%), при том, что  в последние годы и компьютер  и

интернет  стали финансово доступны самым  широким слоям населения, также  показывает

определенную  консервативность населения по отношению  к технологическим новациям.

Ключевые  для инновационного предпринимательства  личностные качества –

мобильность, желание обучаться в течение  всей жизни, склонность к

предпринимательству и принятию риска также не являются пока характерными

особенностями хотя бы значимой части населения  страны. В России, по данным Росстата,

участие населения (в возрастной группе 25-64 лет) в непрерывном  образовании в 2008 г.

составило 24,8%. При этом, в странах с высокой  инновационной активностью этот

показатель  намного выше: Великобритания - 37,6%, Германия – 41,9%, Финляндия –

77,3%.

Бизнес

Восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера остается

низкой, в 2009 году разработку и внедрение технологических  инноваций осуществляли

9,4 % от общего  числа предприятий отечественной  промышленности, что значительно

ниже значений, характерных для Германии (69,7%), Ирландии (56.7%), Бельгии (59,6%),

Эстонии (55,1%), Чехии (36,6%). Мала доля предприятий,инвестирующих в приобретение

новых технологий (11,8%). Низка не только доля инновационно активных предприятий, но

и интенсивность  затрат на технологические инновации, составляющая в России 1,9%

(аналогичный  показатель в Швеции 5,5%, в Германии  – 4,7%).

Слабо используются предприятиями современные информационные технологии.

Доля предприятий  использующих сеть Интернет для размещения заказов7, в 2008 г.

составила в  России 25% по сравнению с 55-72% в Финляндии, Германии, Великобритании,

Швеции (по состоянию  на 2007 г.). Доля предприятий, имевших  собственный Интернет-

сайт в 2008 г. составила в России 27% по сравнению  с 76% в Финляндии, Германии,

Великобритании, Швеции)8. Доля высокотехнологичной инновационной продукции в

6 Росстат, Россия и страны – члены Европейского Союза – 2009 г.

7 Росстат, Россия и страны – члены Европейского Союза – 2009 г.

8 Там же.

Инновационная Россия – 2020 12

общем объеме выпуска (1,4% в добывающих, обрабатывающих производствах и

распределении электроэнергии, газа и воды) значительно  ниже даже показателей

«догоняющих»  стран Восточной Европы.

Недостаточный уровень инновационной активности усугубляется низкой отдачей

от реализации технологических инноваций. Хотя в  абсолютном выражении объемы

инновационной продукции постоянно повышаются (в 1995-2009г. – на 34%), затраты на

технологические инновации растут еще быстрее (за тот же период - втрое). Как следствие,

на рубль  таких затрат в 2009 г. приходится 2,4 рубля  инновационной продукции против

5,5 рубля  в 1995 г. Рост бюджетного финансирования, направляемого на поддержку

исследований  и разработок, на развитие сектора  генерации знаний, не привел к

должному  росту инновационной активности предприятий. За период с 2005 по 2009 год

доля средств  отечественного предпринимательского сектора во внутренних затратах на

исследования  и разработки уменьшилась с 30,0 до 26,6% при увеличении доли средств

государства с 61,9 до 66,5%. В целом затраты на технологические инновации организаций

промышленного производства составили в 2009 г. 358,9 млрд руб. (0,9% к ВВП).

В целом расходы  российских компаний на НИОКР (в процентах  к ВВП)

значительно ниже и чем в странах – инновационных  лидерах, и чем в странах «второго

эшелона», и  составляют 1,04% в России по сравнению  с 2,5-4,5% в среднемв странах-

инновационных лидерах и 1,5-2,5% в странах «второго эшелона».

При этом кроме  «количественного» отставания российских компаний по уровню

инновационной активности, есть еще и значительные структурные проблемы в

организации управления инновациями на уровне фирм. По показателю «способность

компаний  к заимствованию и адаптации  технологий», рассчитанному Всемирным

экономическим форумом, Россия в 2009 г. находилась на 41 месте из 133, на уровне таких

стран как  Кипр, Коста-Рика, ОАЭ.

Абсолютное  доминирование наименее передовых  типов инновационного

поведения (заимствование  готовых технологий и т.д.) характеризует  российскую

инновационную систему как ориентированную  на имитационный характер, а не на

создание  радикальных нововведений и новых  технологий. Россия демонстрирует

минимальную среди стран ОЭСР долю передовых  инноваторов – таких среди российских

инновационно-активных предприятий насчитывается лишь 16% по сравнению с 35% в

Японии и  Германии, 41-43% в Бельгии, Франции, Австрии, 51-55% в Дании и Финляндии.

При этом наиболее многочисленный в России (34,3%) тип  пассивных технологических

заимствований оказывается исчезающе редок в экономически развитых странах Европы

(порядка  5-8%).

Серьезно  отличается от зарубежных компаний и  структура расходов на

технологические инновации на уровне компаний. В  России доля затрат на исследования и

разработки, выполненные собственными силами организаций, в 2009 г. составила 16,4%

общего объема затрат на технологические инновации (сторонними организациями –

10,9%). При  этом на приобретение машин  и оборудования компании направляют 51,2%,

всех инновационных  затрат, на обновление программных  средств – 1,3%. Подобная

стратегия распределения  расходов на инновационную деятельность характерна для стран

с низким научным  потенциалом, например, Болгарии, Польши, Словакии, Эстонии, Кипра.

Западноевропейские  страны демонстрируют разительно отличающуюся структуру затрат

на инновации, в которой до 80% тратится на исследования и разработки. Так, в

Инновационная Россия – 2020 13

Нидерландах доля исследований и разработок, выполненных  собственными силами,

составляет 62,5% (сторонними организациями – 17,6%), на приобретение машини

оборудования  и программных средств приходится 19% общих затрат на инновации.

Схожие пропорции  характерны для Дании, Бельгии, Швеции и целого ряда других стран

ЕС.

Очень скромно  выглядят российские компании и на мировых рынках. В 2008 г.

доля произведенных  ими товаров и услуг в общемировых  объемах экспорта

высокотехнологичной продукции гражданского назначения составила 0,25% (в 2003 г. –

0,45%), что  несравнимо меньше доли таких  стран, как Китай (16,3%), США (13,5%),

Германия (7,6%) и др. Стабильно слабые позиции  российские предприятия-экспортеры

занимают  в таких областях как офисное  и компьютерное оборудование (0,05% мирового

экспорта), электронные  компоненты и телекоммуникационное оборудование (0,1%) и

фармацевтическая  продукция (0,09%), т.е. в сегментах, рассчитанных на массового

конечного потребителя. Наибольшая же активность сосредоточена  в узких специфических

направлениях: неэлектрические машины (2,02%), химическая продукция (0,77%,

преимущественно – радиоактивные материалы), авиакосмическая техника (0,39%),

измерительные приборы (0,33%).

Российские  компании тратят на инновации значительно  меньше своих

зарубежных  конкурентов в соответствующих  секторах. В рейтинге 1000 крупнейших

компаний, осуществляющих исследования и разработки, представлены только 3

российские  компании: Газпром (108-е место по абсолютному  объему затрат на

исследования  и разработки, доля затрат на них  в выручке – 0,6%), Автоваз (758-е место,

0,8%), ОАО «Ситроникс» (868-е место, 2,6%).

Для сравнения, доля расходов на исследования и разработки в бюджетах

компаний-лидеров  мировой автомобильной индустрии  более чем в 6 раз выше, чем у

российского автопроизводителя: у General Motors (2-е место в рейтинге по объему затрат

на исследования и разработки) она составляет 4,4% от выручки, у Toyota (4-е место в

рейтинге) - 3,9%. Для ведущих мировых телекоммуникационных компаний

соотвествующий показатель в десять раз выше, чем в российского лидера: так, у

компании  у Qualcomm (США, 43-е место в рейтинге) он составляет 20,6% от выручки.

Несмотря  на то, что в условиях кризиса  доля инновационно активных

предприятий в России даже несколько выросла (с 8,0% в 2008 году до 9,4% в 2009), в

целом ситуация остается неблагоприятной. Большинство  предприятий, столкнувшись с

необходимостью  жесткой оптимизации издержек, в  первую очередь, экономят на

развитии, откладывая на неопределенное будущее инновационные  проекты, расходы на

НИОКР и перевооружение.

Наука

На протяжении 2000х гг. внутренние затраты на исследования и разработки в РФ в

абсолютных  цифрах неуклонно возрастали, и увеличились  с 48 млрд. рублей в 1999 году

до 485,8 млрд рублей в 2009 году. В итоге Россия входит в первую десятку ведущих стран

мира по общему объему таких затрат, хотя и существенно  отстает от лидеров по такому

Инновационная Россия – 2020 14

показателю  как доля затрат исследования и разработки в ВВП (1,24% по сравнению с

2,77% в США, 2,64% в Германии и 4,86% в Израиле). Росло финансирование всех видов

исследований: например, объем затрат на исследования и разработки в вузах, с 2002 по

2009 год вырос  с 5,4 млрд руб. до 30,8 млрд руб. В итоге, если по такому показателю, как

объем расходов на исследования и разработки в расчете  на душу населения Россия в

начале 2000х  отставала от всех высокоразвитых государств и многих стран Восточной

Европы, то концу  десятилетия этот разрыв удалось  если не преодолеть, то существенно

сократить. (В случае с Чехией, например, разрыв сократился с троекратного до

двукратного).

По абсолютным масштабам своего исследовательского сектора Россия по-

прежнему  занимает одно из ведущих мест в  мире, уступая лишь Китаю, США и  Японии.

Однако по числу исследователей на 1000 занятых  в экономике Россия уступает более  чем

двадцати  государствам, в том числе Финляндии, Франции, Германии, США Японии и др.

Рост общих  объемов финансирования, с одной  стороны, и сокращение численности

исследователей, с другой, способствовали заметному  повышению уровня внутренних

затрат на исследования и разработки в расчете  на одного исследователя в России,

достигших уже  к 2009 г. 60,1 тыс. долл. США (по ППС). По этому  показателю наметилось

сокращение  отставания России от ведущих стран  мира, хотя оно остается значительным:

от Китая  – в 1,3 раза, от Франции – в 3,3 раза, от США – в 4,4 раза).

Сложной остается ситуация в части преодоления  разрыва поколений,

сформировавшегося в российской науке в 1990х гг.. Хотя в 2000-х гг. доля ученых в

возрасте  до 29 лет в общей численности  исследователей росла, но параллельно  вплоть до

2006 г. не  происходило роста следующей  возрастной категории (30-39 лет), что  означает

неспособность многих исследовательских организаций  удержать молодых специалистов.

(В 2008 г.  удельные веса этих возрастных  групп в численности исследователей  составили

17.6% и 14.2% соответственно). Одновременно доля  исследователей в возрасте 60 лет  и

старше выросла  за 8 лет с 20,8% до 25.2%.

Информация о работе Инновационная Россия – 2020