Инновационная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований, а также анализе государственной инновационной политики. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
-теоретические изучение понятия и сущности государственной инновационной политики;
-исследование основных направлений государственной поддержки инноваций;
-изучение необходимости государственного регулирования инновационной политики;
-изучение структуры и функций органов государственного регулирования инновационной политики России;
-исследование целей и задач государственной инновационной политики России;
-анализ основных проблем развития инновационной политики;
-анализ государственной инновационной деятельности;
-исследование основных проблемы развития государственной инновационной политики;
- анализ системы финансирования инновационной деятельности в РФ;

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы инновационной политики
1.1 Понятие и сущность государственной инновационной политики
1.2 Основные направления государственной поддержки инноваций
1.3 Необходимость государственного регулирования инновационной политики
1.4 Прямые методы государственного регулирования в области инноваций
Глава 2 Анализ государственной инновационной политики РФ
2.1 Органы государственного регулирования инновационной политики
2.2 Цели и задачи государственной инновационной политики России
2.3 Основные проблемы развития инновационной политики РФ
2.4 Анализ государственной инновационной политики
2.6 Система финансирования инновационной деятельности в РФ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

12.docx

— 60.55 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема: Инновационная политика России

 

Содержание

 

Введение

Глава 1 Теоретические основы инновационной политики

1.1 Понятие и сущность государственной инновационной политики

1.2 Основные направления государственной поддержки инноваций

1.3 Необходимость государственного регулирования инновационной политики

1.4 Прямые методы государственного регулирования в области инноваций

Глава 2 Анализ государственной инновационной политики РФ

2.1 Органы государственного регулирования инновационной политики

2.2 Цели и задачи государственной инновационной политики России

2.3 Основные проблемы развития инновационной политики РФ

2.4 Анализ государственной инновационной политики

2.6 Система финансирования инновационной деятельности в РФ

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Государственное регулирование инновационных процессов  и эффективна инновационная политика, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные рельсы.

Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной. Так как современные тенденции мирового экономического развития, когда конкурентоспособность национальных экономик определяется в первую очередь уровнем технологического развития, диктуют необходимость принятия национальной промышленной политики России с опорой на научно-промышленный сектор.

Это отвечает реалиям 21 века, когда индустриальная экономика сменяется постиндустриальной, инновационной, где на первый план выходит производство знаний. При этом существенно меняется роль бизнес-сообщества, которое должно стать не просто объектом государственной политики, а равноправным партнером государства.

В настоящее  время национальная государственная  инновационная политика находится  в стадии формирования. Органы исполнительной власти исходят из необходимости  реализации системного подхода к  развитию инновационной инфраструктуры, который предусматривает обстоятельное  изучение текущей ситуации, создание нормативно-законодательного обеспечения  инновационной деятельности, недостающих  звеньев и условий для тиражирования  элементов инфраструктуры, положительно зарекомендовавших себя на практике.

Цель  данной курсовой работы заключается  в проведении теоретических и  практических исследований, а также  анализе государственной инновационной  политики. Курсовая работа предусматривает  решение следующих важнейших  задач:

-теоретические  изучение понятия и сущности государственной инновационной политики;

-исследование  основных направлений государственной  поддержки инноваций;

-изучение необходимости государственного регулирования инновационной политики;

-изучение  структуры и функций органов  государственного регулирования  инновационной политики России;

-исследование целей и задач государственной инновационной политики России;

-анализ  основных проблем развития инновационной  политики;

-анализ  государственной инновационной  деятельности;

-исследование основных проблемы развития государственной инновационной политики;

- анализ системы финансирования инновационной деятельности в РФ;

Для более  наглядного представления о том, как собственно правительство РФ воплощает в жизнь инновационную  политику, необходимо рассмотреть механизмы, инструменты государственной инновационной  политики. Конечно не надо забывать, что эти инструменты весьма масштабны. Их непросто и не быстро можно создать, а уж тем более отладить до высокой  степени эффективности. Однако такие  шаги наше правительство уже делает, и делает их в правильном направлении.

 

Глава 1 Теоретические основы инновационной  политики

1.1 Понятие и сущность  государственной инновационной  политики

 

В большинстве  промышленно развитых стран государственная  долгосрочная концепция инновационного развития слагается из различного рода частных концепций, например поддержки  малых и средних предприятий. Хотя частные концепции различных  управленческих органов представляют собой компоненты государственной  политики, в своей совокупности они, как правило, с трудом соединяются  в единую, приведенную в соответствие с намерениями предприятий концепцию.

«Государственная инновационная  политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.» (Медынский В.Г., 2004, 38)

«Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.» (Мухамедьяров А.М., 2004, 74)

Она включает три этапа:

-разработку  научно обоснованных концепций  (системы взглядов) развития инновационной  деятельности - осуществляется на  основе анализа состояния инновационного  потенциала;

-определение  основных направлений государственной  поддержки инноваций;

-осуществление  практических действий по реализации  поставленных целей, направленных  на повышение инновационной активности.

В инновационной  политике необходимо выделить две стороны: стратегическую и тактическую.

Стратегия государственной инновационной  политики формируется на основе долгосрочных концепций социально-экономического и общественно-политического развития страны.

«Выбор  стратегии инновационной политики предполагает определение основных направлений государственного регулирования  инновационной деятельности и принятие методов развития и использования  научного потенциала, установление главных  целей инновационного развития в  соответствии с социально-экономическими целями.» (Мухамедьяров А.М., 2004, 74)

Тактика предполагает определение текущих  целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей  с наибольшей эффективностью. Тактические  средства - это финансирование исследований и проектно-конструкторских разработок, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организационных условий  для реализации мероприятий инновационного развития.

Эффективность государственной инновационной  политики, методов ее формирования и основных направлений поддержки  инноваций в известной мере находит  отражение в научно-техническом  лидерстве. Оно проявляется в  международном масштабе: расширении экспорта научно-технических информационных результатов (лицензий, патентов и др.), увеличении экспорта готовых новшеств, широком оказании безвозмездной  научно-технической инновационной  помощи другим странам.

Научно-техническое  лидерство - это доказательство правильности выбранного стратегического курса  и тактических действий по формированию и проведению государственной инновационной  политики. Правильный выбор должен привести к лидерству по тем направлениям, по которым имеется приоритет в развитии.

Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных  экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических  условий для осуществления инновационных  процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной  политики определяют основные направления  государственной поддержки инноваций.

1.2 Основные  направления государственной поддержки  инноваций

 

Основные  направления государственной поддержки  инноваций включают:

  1. содействие развитию научных исследований (фундаментальных, поисковых, прикладных), прежде всего в перспективных направлениях;
  2. кадровое обеспечение инновационной деятельности;
  3. содействие разработке (в рамках правительственных ведомств) разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности;
  4. формирование государственных заказов в виде контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие новшества, которые затем находят распространение на рынке;
  5. применение фискальных и прочих инструментов государственного регулирования, формирующих стимулирующие воздействия внешней среды, которые обусловливают необходимость и эффективность инновационных решений отдельных фирм (предприятий);
  6. участие государства в роли посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов науки и стимулировании кооперации в области инновационных разработок между промышленными фирмами и высшими учебными заведениями;
  7. координацию инновационной деятельности в регионах;
  8. создание правовой базы инновационной деятельности;
  9. регулирование международных связей в области инновационных процессов.

Последние два направления важны с точки  зрения степени участия государства  в поддержке инновационной деятельности. Ведь правовое регулирование инновационных  процессов является исключительной прерогативой государства, а регулирование  международных связей в области  инновационных процессов в основном также осуществляется государством.

1.3 Необходимость государственного  регулирования инновационной политики

 

Необходимость государственного регулирования инновационной  политики вызвана, в первую очередь, её возрастающим значением для экономики  и общества в целом.

«Главная  функция государства в условиях рыночных отношений - защита свободы  личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке.» (Фахтудинов Р.А., 2007, 38)

«Необходимость  государственного регулирования инновационной  политики объясняется как общенациональным значением, так и экономическим  содержанием инноваций. В настоящее  время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику.» (Гринев В.Ф., 2001, 132)

Первым  аспектом общегосударственного значения инноваций является их решающее влияние на макроэкономические показатели. Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Решающее значение для экономической динамики приобретают интенсивные факторы. Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 100%.

Второй  аспект - воздействие на структуру общественного производства. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других.

Третий  аспект - существенное влияние на институциональные экономические механизмы. Инновации также изменяют экономическую организацию общества. Появляются новые элементы в спектре хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимодействия между ними. Происходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности и т. п.

Четвертый аспект - все большая тождественность способности нации к прогрессу и ее способности продуцировать и внедрять нововведения. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ. Развивается политическая культура. Динамично изменяются правовые, эстетические и этические нормы.

Пятый аспект - влияние инноваций на социальную стабильность. Генерируемый инновациями экономический рост позволяет повысить, уровень жизни населения, способствует решению проблем занятости, повышает уровень образования и здравоохранения, смягчает социальные противоречия и конфликты.

Шестой  аспект - влияние инноваций на окружающую среду, решение экологических проблем.

Седьмой аспект - активизация международного научно-технического сотрудничества, интернационализация хозяйственной жизни, объединение ресурсов различных стран, трансфер технологий.

Восьмой аспект - зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных процессов.

Девятый аспект - взаимосвязь уровней научного потенциала и национальной безопасности.

Наконец еще одним аспектом в данном перечне  является возможность использования  научно-технических достижений в  антиобщественных целях.

«Необходимость государственного регулирования инновационных процессов  объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием.»  (Коноплев С.П., 2007, 65)

С одной  стороны, в настоящее время инновации  становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов  за счет лучшего удовлетворения рыночного  спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. С  другой стороны, в условиях классических рыночных механизмов получение научно-технических  результатов было бы существенно  затруднено, многие нововведения не могли  бы быть внедрены в хозяйственную  практику.

Информация о работе Инновационная политика России