Инновационная политика и методы ее выбора

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:54, реферат

Описание работы

Правовое регулирование в сфере развития инновационной деятельности в Российской Федерации. Инновационная политика на микроуровне.

Работа содержит 1 файл

инновац политика.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

      Мезо- 

Стратегия управления человеческими (трудовыми) ресурсами региона 

Региональные  программы и прогнозы по развитию образования, занятости, предпринимательской и инновационной деятельности, формирование субъектов инновационной деятельности, участие регионов в технологических цепочках, региональные премии, стипендии за достижения в области науки, техники и высоких технологий, региональные конкурсы, гранты в сфере инноваций; кроме того в районах и городах (муниципальное управление), организация профориентационной работы, выявление и поддержка одаренных детей, создание центров научно-технического творчества молодежи, пропаганда достижений новаторов производства, поддержка малого предпринимательства

       Микро- 

Стратегия управления персоналом предприятия 

Разработка (привлечение) инновационных проектов, формирование инновационных команд, мотивация, стимулирование творческой активности  работников, внутрифирменная кооперация, специализация и интенсификация труда,  непрерывное образование, планирование карьеры работников с учетом их личных качеств и инновационных способностей, расширение возможностей для творчества, текущих инноваций, конкурсы мастерства

       Индиивид 

Стратегия самоменеджмен-та 

Обучение, уровень квалификации труда и  систематическое его повышение, разработка личных творческих планов, самообразование, ответственность  за результаты и качество труда, стремление к продвижению по службе

1 Товарный рынок — это система субъектов и их отношений (производителей, потребителей, посредников и организаций), целью которых является обеспечение обращения товаров.

Товарный  рынок также определяется как  рынок отдельных товаров или  товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам, и являющийся элементом внутреннего  рынка товаров и услуг.

Деятельность  огромного количества хозяйствующих  субъектов, осуществляющих производство и реализацию товаров, упорядочивается и развивается под воздействием требований рынка. Рынок составляет экономическую основу торговой деятельности.

Рынок состоит из совокупности взаимосвязанных  рыночных секторов: рынка труда, рынка капиталов, фондового рынка, страхового рынка и др. Работа всех этих секторов регулируется рыночными механизмами и вместе с тем подчиняется требованиям правовой системы.

Основу  рыночной экономики составляет товарный рынок, который можно рассматривать  и как систему хозяйствующих субъектов и их отношений, целью которых является купля-продажа товаров. В рамках товарного рынка протекает процесс товарного обращения, совокупность взаимосвязанных актов купли-продажи массы товаров, создаваемых в различных областях хозяйственной деятельности.

Становление рыночных отношений в России требует  формирования структуры товарного  рынка и обслуживающей его  инфраструктуры. Как мы уже отметили, инфраструктура товарного рынка  — это комплекс взаимосвязанных  обслуживающих организаций, обеспечивающих деятельность товарного рынка. Сама структура товарного рынка представляет собой совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям. В Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков в РФ на 1998—2005 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ от 15.06.1998 г. № 593, товарный рынок рассматривается как система субъектов и их отношений (производителей, потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их взаимоотношения), целью которых является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения.

Товарный  рынок принято подразделять на различные  секторы. К примеру, к потребительскому рынку относится рынок продовольствия, социально значимых товаров и лекарственных средств. Коммерческое право регулирует деятельность национального товарного рынка. Товарный рынок образуют взаимосвязанные действия изготовителей товаров, оптовых торговых и посреднических организаций по реализации товаров, а также розничных торговых и иных организаций и индивидуальных предпринимателей, приобретающих товары для предпринимательских и производственных целей либо для обеспечения собственной деятельности. Участники товарного рынка могут быть подразделены на три основные группы:

1) изготовители  товара;

2) оптовые  торговые и иные посреднические  организации;

3) розничные  торговые организации и организации-потребители.

Процесс перехода к рыночным отношениям повлек за собой изменения в целях деятельности, во внутреннем построении каждого из названных видов участников торговой деятельности.

Для производственных организаций основной целью деятельности в рыночных условиях является не просто изготовление товаров, но успешная их реализация и получение прибыли от продаж. Налаживание сбыта, максимизация дохода от реализации товаров — это новая задача для многих российских предприятий. В советский период почти вся производимая продукция распределялась плановыми органами, и проблемы сбыта фактически не существовало. Теперь же каждая производственная организация обязана совмещать функции изготовителя и продавца.

Необходимость налаживания продажи своего товара потребовала изменений во внутреннем построении производственных организаций. Такое реформирование состояло, прежде всего, в расширении и укреплении изготовителями своих сбытовых служб, в создании коммерческих (торговых), маркетинговых и рекламных подразделений, постоянно действующих демонстрационных залов, выставочных павильонов и др.

2РЫНОК  РЕЛЕВАНТНЫЙ - Деловой рынок конкретного товара, построенный на принципах согласования спроса и предложения, взаимопонимания продавцов и покупателя.(Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-М., 2003) В релевантный рынок обычно включаются предприятия - производители всех товаров, которые могут выпускаться на одних и тех же производственных мощностях без больших затрат на переналадку оборудования и/или демонстрируют, с точки зрения потребителя, возможности достаточно узкой взаимозаменяемости (товары-субституты). При определении релевантного рынка учитываются также географические границы рассматриваемого рынка, возможности доступа на него "посторонних" предприятий, степень вертикальной интеграции конкурирующих производителей и т.д. От того, насколько широким будет признан релевантный рынок, зависит величина общего оборота, принимаемая во внимание при расчете долей конкретных производителей. Соответственно в зависимости от этого будет определяться, занимает ли данное предприятие, подозреваемое в монополистических действиях, доминирующее положение на рынке и подпадает ли оно под действие антимонопольного законодательства.(Экономика для всех: Попул. слов. / Сост. и ред. Т.Н. Ершова.-М., 1997) п‚ При оценке рынка сбыта необходимо определить границу рынка, на котором намеревается работать продавец. Границы рынка сбыта устанавливаются путем анализа и совмещения продуктовых границ товарного рынка и географических границ, определяемых возможностями предприятия - продавца.

Как видно  из предоставленного рисунка, продуктовые  границы рынка сбыта определяются на основе маркетинговых исследований путем, например, выяснения мнений экспертов, покупателей и потребителей как  данного товара, так и товаров - субститутов.

Исследования проводятся с целью установления отношения респондентов к товарному предложению, возможностей его хранения и использования. Для потребительских товаров учитываются местные традиции потребления, тип субкультуры потребителей, влияние климатических условий на потребление товара и т.д.   

Рис. 2. Определение границ товарного рынка  сбыта 

Для товаров  технического назначения исследуется  возможность их применения в производственном процессе, на стадии сборки, эксплуатации и ремонта.

Географические  границы рвения определяются, прежде всего, экономическими соображениями. В частности, издержки на транспортировку и промежуточное хранение не должны приводить к неконкурентоспособным ценам в месте потребления товара.

Более подробно определение границ товарного  рынка сбыта приведено в Методических рекомендациях ГК РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.  

4  ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — возможность вступления в отрасль новых фирм, которая обеспечивает уже действующим в ней фирмам высокую экономическую прибыль.Потенциальная конкуренция (возможность появления в отрасли новых производителей). Если барьеры для входа в отрасль не являются непреодолимыми (а непреодолимыми могут быть лишь барьеры юридического характера, т.е. запрещение заниматься данным видом деятельности), то всегда существует возможность проникновения в отрасль новых фирм. При этом чем выше монопольная прибыль действующей фирмы, тем сильнее будет опасность потенциальной конкуренции. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка

Барьеры входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка. Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции. К таким же результатам приводит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками (например, производство товара требует узкоспециализированного оборудования, которое нелегко было бы реализовать в случае банкротства фирмы) - следовательно, высок риск деятельности в отрасли, - вероятность входа на рынок нового продавца относительно невысока.  

Именно  наличие барьеров для входа в  сочетании с высоким уровнем  концентрации производителей в отрасли  дает возможность фирмам поднимать  цены выше предельных издержек и получать положительную экономическую прибыль  не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм. Там, где барьеры для входа не существуют или слабы, фирмы даже при высокой рыночной концентрации вынуждены учитывать конкуренцию со стороны фактических или потенциальных соперников.

Барьеры могут быть порождены объективными характеристиками отраслевого рынка, связанными с технологией производства, характером предпочтений потребителей, динамикой спроса, иностранной конкуренцией и т. д. Такие барьеры относят к нестратегическим факторам рыночной структуры. Другой тип барьеров - барьеры, вызванные стратегическим поведением фирм, действующих на рынке (стратегическое ценообразование, ограничивающее вход потенциальных конкурентов в отрасль, стратегическая политика в области расходов на исследования и инновации, патентов, вертикальная интеграция и дифференциация продукта и т. д.).

В данной главе рассмотрим именно нестратегические барьеры входа. К вопросу о  стратегических барьерах входа, их типах  и эффективности стратегической политики мы перейдем в четвертой главе.

Нестратегические барьеры входа на рынок.

Положительная отдача от масштаба и минимально аффективный  выпуск

Положительная отдача от масштаба создает объективные  барьеры входа для потенциальных  конкурентов благодаря преимуществу крупных производителей в издержках. Показателем, характеризующим барьеры входа, вызванные положительной отдачей от масштаба, служит так называемый минимально эффективный выпуск. Минимально эффективный выпуск (МЭВ) - это такой объем выпуска, при котором положительная отдача от масштаба сменяется постоянной или убывающей, фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних издержек. На рис. 2.2 и 2.3 показаны МЭВ для "L-образной" и "U-образной" функций издержек. "L-образная" функция издержек характерна для естественной монополии - рынка с крайне высокими барьерами входа. Но важно понимать, что положительная отдача от масштаба может быть барьером и при обычной "U-образной" кривой издержек - например, в том случае, когда объем рыночного спроса очень мал по отношению к МЭВ. Показатель минимально эффективного объема выпуска обычно определяется не в единицах, характеризующих количество, а в отношении МЭВ к емкости рыночного спроса или отраслевому объему выпуска.

Количество  фирм, действующих в отрасли в  состоянии долгосрочного равновесия, определяется отношением объема рыночного спроса по цене, равной минимальному значению долгосрочных средних издержек.

к минимально эффективному выпуску (при условии, что производственная функция и  структура издержек всех фирм в отрасли идентична):

Если  в отрасли окажется число фирм, большее n, по крайней мере часть  из них будет производить товар  с издержками, большими минимального значения долгосрочных средних издержек, причем ценовая конкуренция между  ними приведет к снижению цены до уровня минимальных средних издержек, так что ряд фирм будут терпеть убытки и будут вынуждены прекратить производство.  

Информация о работе Инновационная политика и методы ее выбора