Инновационная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:57, контрольная работа

Работа содержит 1 файл

Теория и тит..docx

— 25.23 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Понятие инновации. Классификация………………………………..3
  2. Понятие и виды исследовательских проектов………………………7
  3. Задача № 22…………………………………………………………....11
  4. Тест…………………………………………………………………….13
  5. Список использованной литературы………………………………..15

 

 
 

  1. Понятие «Инновации». Классификация
 

          В условиях рыночной экономики инновационная  политика предприятий является определяющим инструментом в конкурентной борьбе, обеспечивающим условия для реализации запросов потребителей. Инновации являются важнейшим фактором стабильного  функционирования предпринимательских, финансовых, кредитных, любых других структур, обеспечивающих их экономический  рост и конкурентоспособность. Причем, наибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационная дело и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс менеджмента инновационной активностью. Так что же такое инновация?

          Понятие "инновация" происходит от английского  слова innovation, что в переводе с английского означает "введение новаций" (новшеств). Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, новая продукция или технология, новое явление. В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Вообще в литературе насчитывается приблизительно сотни определений понятия "инновация". Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. 
     Так, например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или мысль приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация - это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный барыш, И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.

          Согласно  Международным стандартам в статистике науки, техники и инноваций, инновация - конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.  
     Процессы обновления связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Инновации, следовательно, ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность. В связи с этим, инновации должны обладать новизной и удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю. 
     Цель инновации - повысить отдачу на вложенные ресурсы. 
     Необходимо различать инновации и какие-либо незначительные видоизменения в продуктах и технологических процессах. Большое важность имеет такой показатель, как новизна инновации. Она оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций:

  1. в зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные;  
    - продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение принципиально новых продуктов. 
    - процессные инновации означают новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.

    2) по типу  новизны для рынка инновации  делятся на:

          - новые для отрасли в мире;

          - новые для отрасли в стране;

          - новые для данного предприятия (группы предприятий); 
    3) По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

          -инновации на входе предприятия;  
     -инновации системной структуры предприятия;  
     -инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии). 
    4) В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: 
     -радикальные (базовые);  
     -улучшающие;  
     -модификационные (частные). 
    Достаточно полную классификацию инноваций предположил российский ученый А.И.Пригожин:

    1) По распространенности: единичные; диффузные.

     2) По месту в цикле: сырьевые; обеспечивающие (связывающие); продуктовые. 
    3) По преемственности: замещающие; отменяющие; возвратные; открывающие;  
    4) По охвату ожидаемой доли рынка: локальные; системные; стратегические. 
    5) По инновационному потенциалу и степени новизны: радикальные; комбинаторные; совершенствующие. 
     Четвертое и пятое направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют важность для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.  
     В ряде источников инновация рассматривается как процесс. Отсюда возникает понятие "инновационный процесс". Инновационный процесс - представляет собой процесс использования новшества, связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере общества. Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса .

          Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость которого зависит  от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому  использованию этой информации и  т. п. Диффузия инновации - процесс, посредством  которого нововведение передается по коммуникационным каналам между  членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия - это распространение уже однажды  освоенной и использованной инновации  в новых условиях или местах применения. 
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Понятие и  виды исследовательских проектов

      Под исследовательским проектом понимают разработанный план исследований, поисков, разработок, направленных на решение  актуальных теоретических и практических задач, имеющих народнохозяйственное, социально-культурное, политическое значение. В исследовательских проектах приводятся научно обоснованные технические, экономические  или технологические (инновационные) решения. Различают несколько типов  исследовательских проектов.

Инициативный проект. Осуществляется небольшими (до 10 специалистов) научными группами или отдельными учеными и обычно не имеет конкретных заказчиков. Такой проект, как правило, выполняют в течение одного — трех лет. Основное содержание проекта составляют:

  • фундаментальная научная проблема, на решение которой направлен проект;
  • конкретная фундаментальная задача в рамках решаемой проблемы;
  • предлагаемые методы и подходы (в том числе инновационные);
  • ожидаемые научные результаты (с оценкой степени новизны и оригинальности);
  • современное состояние исследований в данной области науки;
  • сравнение ожидаемых результатов с мировым уровнем;
  • научный задел по предлагаемому проекту, полученный коллективом (организацией) на момент его составления;
  • список основных публикаций, близко касающихся предлагаемого проекта;
  • перечень и характеристика имеющихся структур, лабораторий, оборудования.

Проект развития материально-технической базы научных исследований. В него входят:

  • фундаментальные проблемы, для решения которых будет использовано дорогостоящее оборудование;
  • указание сферы применения оборудования (организация, структурные подразделения);
  • общий план работ по приобретению и вводу в строй оборудования;
  • перечень имеющегося оборудования и материалов с обоснованием необходимости приобретения нового оборудования;
  • контракт на приобретение или изготовление дорогостоящего оборудования.

Проект создания информационных систем (ИС) и баз данных (БД). Он содержит:

  • область знания и фундаментальные научные проблемы, для решения которых необходимо создание ИС и БД, а также круг пользователей и их предполагаемое количество;
  • конкретную фундаментальную задачу, на решение которой направлен проект;
  • предлагаемые методы и подходы, ожидаемые результаты;
  • общий план работ на весь срок выполнения проекта;
  • современное состояние имеющихся ИС в данной области науки, их мировой уровень, наличие отечественных или зарубежных аналогов;
  • имеющийся научный задел, описание ранее созданных ИС;
  • наличие лицензионных программных средств у разработчиков ИС;
  • перечень дорогостоящих программных и аппаратных средств, которые необходимо приобрести;
  • способы предоставления ИС научной общественности (отчуждаемые, требующие наличия лицензионных программных средств у пользователя, телекоммуникационный доступ и др.);
  • стандартные характеристики создаваемой ИС (требуемый объем оперативной памяти (Кбайт); требуемый объем памяти (Мбайт) для программы и отдельно для БД; предполагаемые аппаратные и операционные платформы; программные средства, необходимые для функционирования ИС);
  • функциональные характеристики (тип ИС, количество выходных форм, источник данных в ИС, количество полей, записей или объектов; способы представления документа; организация и режим поиска);
  • дополнительные возможности (сеть передачи данных, каналы связи, возможности последующего развития ИС, способы предоставления информации из ИС).

Издательский проект. В него входят:

  • фундаментальная научная проблема, на анализ и обобщение результатов которой направлен проект;
  • конкретная фундаментальная задача в рамках данной проблемы;
  • план-проспект издания (структура и содержание), объем в авторских листах (1п. л. = 40000 знаков) и предполагаемый тираж;
  • современное состояние публикаций в данной области науки;
  • степень оригинальности предлагаемого издания (по содержанию, структуре, уровню анализа и обобщения, методике изложения);
  • научный задел, имеющийся у автора (авторского коллектива);
  • список публикаций авторов по теме данного проекта.

Проект проведения экспедиционных работ. Он должен раскрыть:

  • фундаментальную научную проблему, на решение которой он направлен;
  • формулировку конкретно решаемой задачи;
  • научные заделы, результаты, обосновывающие необходимость проведения экспедиционных работ;
  • общий план работ и перечень имеющегося и необходимого оборудования.

Проект создания центров коллективного пользования. Он отражает:

  • область знаний, фундаментальные проблемы, при решении которых предполагается использовать комплекс оборудования;
  • перечень имеющегося оборудования, основные характеристики, техническое состояние;
  • имеющийся научно-методический опыт использования комплекса оборудования для фундаментальных исследований;
  • основные направления научно-методического развития комплекса, перечень необходимого оборудования и материалов, обеспечивающих устойчивую работу комплекса.

      Рассмотренные виды проектов могут составить отдельные  инновационные проекты в различных  областях научных знаний: математике, информатике, механике, физике, химии, биологии и медицине, астрономии, науках о Земле (геологии, экологии и др.), гуманитарных и общественных, экономических  и политических науках. Многие проекты  могут осуществляться наряду с обычной  повседневной деятельностью организаций  и фирм.


Информация о работе Инновационная деятельность

Описание работы

В условиях рыночной экономики инновационная политика предприятий является определяющим инструментом в конкурентной борьбе, обеспечивающим условия для реализации запросов потребителей. Инновации являются важнейшим фактором стабильного функционирования предпринимательских, финансовых, кредитных, любых других структур, обеспечивающих их экономический рост и конкурентоспособность. Причем, наибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационная дело и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс менеджмента инновационной активностью. Так что же такое инновация?

Содержание

1. Понятие инновации. Классификация………………………………..3
2. Понятие и виды исследовательских проектов………………………7
3. Задача № 22…………………………………………………………....11
4. Тест…………………………………………………………………….13
5. Список использованной литературы………………………………..15