Инновационная деятельность в Германии

Дата добавления: 23 Октября 2011 в 16:01
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать полностью (78.06 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Германия.инновации.docx

  —  80.54 Кб

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный

инженерно-экономический  университет» 

Кафедра экономики и менеджмента в  машиностроении 
 

Доклад

по  дисциплине:

«Инновационная  деятельность на предприятии» 
 
 
 
 
 

Исполнитель        

Студентка 5-го курса  группы  4/161                                _________________

форма обучения  вечерняя                                           

                                                                                       

Консультант преподаватель

выпускающей кафедры                                                     _____________________________

                                                                                                               должность 

Оценка защиты отчета______________ 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011

Доля  Германии на мировом рынке высокотехнологичных  товаров в 1997г. составляла 14,4%, она  занимала по этому показателю 3-е  место, уступая лишь США (18,8%) и Японии (15,8%). По объему продаж товаров, являющихся техникой "высокого качества", Германия лидирует на мировом рынке (ее доля составляет 16,8%), прежде всего за счет таких отраслей как машиностроение, электротехника, автомобильная и  химическая промышленность. В области "технологии высшего качества" Германия занимает 3-е место после  Японии и США. Также Германия играет значительную роль во внутренней торговле между странами ЕС. Основными торговыми  партнерами в области высоких  технологий являются США, Япония, Южная  Корея.

Традиционно сила германской экономики основывалась на быстром распространении новых  технологий. Однако по мере того, как  инновационные циклы становятся все короче, это преимущество Германии ставится под вопрос. Кроме того, многочисленные конкуренты из развивающихся  стран, главным образом Юго-восточной  Азии, представляют угрозу позициям немецких предприятий. Их технологический уровень  уже позволяет успешно вести  борьбу за германские рынки сбыта.

Средства, выделяемые на НИОКР составляют примерно 2,4% от ВВП. Тем не менее, разрыв между ФРГ  и другими развитыми странами увеличивается и по этому показателю. По доле расходов на НИОКР она занимает седьмое место после Швеции, Финляндии, Кореи, США, Японии и Швейцарии. Специалистами  прогнозируется дальнейшее увеличение финансовых вливаний в НИОКР в  сфере автомобилестроения и сопутствующих  ему отраслях, однако, например, в  фармацевтической промышленности будет  проходить обратный процесс.

В ФРГ организация  НИОКР имеет свою особенность: в  ней нет центрального механизма, координирующего проведение научных  исследований и определяющего приоритетные направления. Университеты и научно-исследовательские  учреждения финансируются как за счет государственного бюджета, так  и за счет регионального. Законы ФРГ  ограничивают влияние федерального правительства на выбор приоритетов  и целей в научных исследованиях, что дает возможность для развития различных подходов по решению тех  или иных вопросов. При этом усиливается  ответственность и заинтересованность регионов, расширяются возможности  и стимулы для сотрудничества высших учебных заведений с экономикой, в особенности со средними по размеру  предприятиями.

Большое участие  в организации обмена технологий принимают местные органы власти, в первую очередь, правительства  земель. В частности, они вносят большой  вклад в создание научных парков и инновационных центров, рассматривая эту деятельность как одно из важнейших  направлений в решении проблем  регионального развития.

В Германии инновационные  меры государства ориентированы  преимущественно на малые и средние  предприятия. Наряду с организационной  и технологической подвижностью этих предприятий, позволяющей более  оперативно реагировать на изменения  рыночной обстановки, повышенное внимание к ним со стороны правительства  объясняется соображениями социальной политики. Дело в том, что в сфере  малых и средних предприятий  занято 24 млн. человек, что составляет почти 60% всех работающих, причем большинство  их непосредственно связано с  высокими технологиями. В малых и  средних предприятиях сосредоточена  значительная часть инновационного потенциала экономики Германии. Причем, если крупные фирмы концентрируют  свои усилия в традиционных отраслях - машиностроении, автомобилестроении, химической промышленности, то малый  и средний бизнес склонны концентрировать  свои усилия на "технологиях будущего" ("cutting-edge technologies"). В землях бывшей ГДР малый и средний бизнес играет ведущую роль в инновационном процессе.

Инновационная политика на федеральном уровне основывается на следующих принципах:

1. Содействие инновационной активности фирм путем создания благоприятных условий для этого (налоговые льготы, обязательные для исполнения инструкции и т.д.) и прямой поддержки (финансирование исследований и инноваций).

2. Усиление позиций Германии в области новых информационных и коммуникационных технологий, включая инициативы по реформированию профессионального образования и приглашению высококвалифицированных иностранных специалистов.

3. Увеличение сотрудничества и технологического обмена между исследовательскими центрами и промышленностью.

4. Оптимизация средне-специального и высшего образования в направлении большей осведомленности о новых технологиях, модернизация университетской системы обучения и профессионального образования.

5. Стимулирование развития "технологий будущего", таких как биотехнология и мультимедиа.

6. Развитие рынка венчурных капиталов.

Есть несколько  особенностей инновационной системы  ФРГ, которые необходимо учитывать. В Германии существует четкое разделение полномочий между федеральным правительством и 16 землями в финансировании НИОКР, профессионального образования  и инновационных проектов. В компетенцию  земель входит финансирование профессионального  образования и фундаментальных  исследований в ВУЗах, а также  региональных инновационных программ. Федеральное правительство отвечает за стратегическое курс в развитии НИОКР, систему мер по поддержке  на необходимом уровне инновационной  активности предприятий, проводимой посредством  государственных банков (KfW и DtA), особо важные направления технологической политики (энергетика, транспорт, защита окружающей среды и здравоохранение), создание общенациональной законодательной базы по внедрению инноваций.

Внутри федерального правительства полномочия по проведению инновационной политики распределены главным образом между федеральным  Министерством образования, науки, исследований и технологии (BMBF) и федеральным Министерством экономики и технологии (BMWi). BMBF, в основном, финансирует НИОКР по различным тематическим программам, а также инновационные проекты в ВУЗах, обмен технологий. Инновационная политика BMWi сосредоточена на поддержке малого и среднего бизнеса, помощи при образовании новых фирм (через ссуды и венчурный капитал).

Финансирование  инновационной деятельности.

Экономическая политика Германии направлена на улучшение  финансовых условий для инноваций, особенно в малом и среднем  бизнесе. Поддержку получают исследования и разработки повышенной значимости для страны в целом, имеющие целью  поднять до мирового уровеня отечественную  науку и технику в избранных  областях. Преимущество отдается НИОКР  долгосрочного характера, сопряженным  со значительным риском, требующим  серьезных затрат, в финансировании которых участвует также и  частный капитал. Сюда относятся, в  частности, межотраслевые разработки в области критических технологий.

Другой, не менее  важной среди приоритетных направлений  научно-технической политики федерального правительства Германии является поддержка  исследований, направленных на обеспечение  устойчивого развития государства  в условиях ограничений по энергетике, по воздействию на окружающую среду  и рациональное использование на территории страны. Это - наиболее типичный для западноевропейской страны блок приоритетов.

Базовые принципы программно-целевого финансирования НИОКР  следующие:  
- содержание программы должно быть точно определено;  
- финансовая поддержка оказывается однократно; 
- результаты должны носить открытый характер.

В последние  годы были проведены мероприятия, связанные  со стимулированием рынка венчурного капитала. Так, например, федеральная  программа "Венчурный капитал  для малых технологичных фирм" проводится с целью содействия фондам венчурного капитала, фирмам и банкам, готовым участвовать в создании и развитии малых технологичных  фирм. "Программа венчурного капитала" банка KfW защищает вложения венчурных инвесторов в малые и средние предприятия. Инвестиционные компании и других инвесторов Министерство экономики поощряет в случае их участия в малых технологичных предприятиях с первых этапов их развития. В частности, им выдается ссуда на рефинансирование средств, уже вложенных в малое технологичное предприятие (программа "Рефинансирование").

В настоящее время Фонд стартового финансирования высокотехнологичных предприятий (High-Tech Gruenderfonds) является одним из немногих доступных источников средств для начинающих предпринимателей (его учредители – государственный банк KfW и группа крупных немецких концернов). Услугами фонда могут воспользоваться, однако, только те предприятия, которые имеют в своем активе перспективные разработки или апробированные результаты исследований. На первом этапе финансирования инвестиции фонда могут составить до 500 тыс. евро, максимальный объем в расчете на одну фирму – 1млн евро.

Финансирование  инноваций в Германии основывается на следующих подходах:

1. Министерство образования, науки, исследований и технологии обычно выделяет свои гранты на совместные проекты малых, средних и крупных предприятий и общественных исследовательских организаций. В целом министерство берет на себя около 50% расходов на их осуществление. Средства выделяются предприятиям исходя из результатов тематических тендеров. Фундаментальные исследования проводятся по отдельной схеме Германским исследовательским обществом.

2. Что касается непосредственно инновационного финансирования малого и среднего бизнеса, то здесь тендеры не используются. Каждое предприятие может обратиться за помощью в любое время и добиться получения низкопроцентной ссуды, рефинансирования долгов частным банкам или венчурного финансирования. Этим занимаются два государственных банка (KfW и DtA), которые официально объединились в 2000 г. Ссуды и венчурный капитал распределяются среди предприятий через их местные филиалы.

3. BMBF и BMWi расходуют средства почти всегда под конкретные проекты, а управление ими берет на себя так называемый "Projekttrager", неправительственная организация (обычно частные или полугосударственные институты, исследовательские организации, предприятия). Служащие министерств, как правило, не задействованы в реализации какого-либо проекта.

4. Местные органы власти применяют различные методы инновационного финансирования, однако принцип выделения денег под конкретный проект соблюдается всегда.

Академический сектор инновационной  системы Германии.

Вопрос о сохранении страной ведущего положения в  мире технологий рассматривается в  Германии значительно шире, нежели простая поддержка перспективных  исследований и разработок. Исходя из тезиса, что наука является неотъемлемой и важнейшей составляющей немецкой культуры, что от всеобщего признания  качества германской технологии зависит  международный авторитет страны - как одно из следствий, ее место  на мировом рынке, поддержание высокого уровня отечественной науки также  входит в систему государственных  приоритетов Германии.

К основным направлениям инновационной политики, осуществляемой странами, входящими в Евросоюз, относятся:

* единое антимонопольное  законодательство;

* система ускоренной  амортизации оборудования;

* льготное налогообложение  НИОКР;

Страницы:123следующая →
Описание работы
Доля Германии на мировом рынке высокотехнологичных товаров в 1997г. составляла 14,4%, она занимала по этому показателю 3-е место, уступая лишь США (18,8%) и Японии (15,8%). По объему продаж товаров, являющихся техникой "высокого качества", Германия лидирует на мировом рынке (ее доля составляет 16,8%), прежде всего за счет таких отраслей как машиностроение, электротехника, автомобильная и химическая промышленность. В области "технологии высшего качества" Германия занимает 3-е место после Японии и США.
Содержание
содержание отсутствует