Инновационная деятельность на предприятии

Дата добавления: 30 Января 2011 в 03:59
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (38.51 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

1 Инновационная деятельность курсовая.doc

  —  158.00 Кб

1 Инновационная деятельность  на предприятии 

1.1 Стратегия деятельности

       Стратегия представляет собой  обобщенную модель действий, необходимых  для достижения поставленных  целей. Значение выработки стратегии,  позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, чрезвычайно велико. В условиях жесткой конкуренции и быстроменяющейся ситуации на рынке очень важно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел фирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, ежедневно решая внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. В настоящее время исключительно важна стратегия, обеспечивающая адаптацию фирмы к быстроменяющейся окружающей среде.

     Единой  стратегии не существует. Каждая фирма  уникальна, поэтому и процесс выработки стратегии специфичен, так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики и др. В то же время есть основополагающие моменты, позволяющие выделить некоторые обобщенные принципы выработки стратегии бизнеса. Выбор стратегии бизнеса осуществляет руководство фирмы на основе анализа ключевых факторов, характеризующих ее состояние и состояние портфеля продукции.

     Из  ключевых факторов прежде всего исследуются  сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы, являющиеся зачастую решающими при выборе стратегии. Необходимо стремиться к максимальному использованию имеющихся возможностей. При этом важно искать пути развертывания бизнеса в новых отраслях, обладающих потенциальными задатками для роста.

     Существенно влияют на выбор стратегии финансовые возможности фирмы. Такие шаги в поведении фирмы, как выход на неисследованные рынки, разработка нового продукта или переход в новую отрасль, требуют значительных финансовых затрат. Поэтому фирмы, имеющие большие финансовые ресурсы либо обладающие легким доступом к ним, находятся в гораздо лучшем положении для выбора вариантов стратегии.

     Квалификация  работников, так же как и финансовые ресурсы, играет значительную роль при  выборе стратегии фирмы. Углубление и расширение квалификационного  потенциала работников — важнейшее условие, обеспечивающее возможность перехода к новым производствам либо качественному технологическому обновлению существующего.

     Сильная внешняя зависимость может быть обусловлена также правовым регулированием поведения фирмы, например антимонопольным законодательством, социальными ограничениями, влиянием природной среды, политическими факторами и т.д.

     Еще один ключевой фактор — интересы руководства  фирмы. Например, руководство любит  рисковать или, наоборот, оно стремится всеми способами избегать риска. Это может стать решающим фактором в выборе стратегии. В другом случае руководство может взять курс на поглощение другой фирмы исходя только из того, что оно решило свести личные счеты или доказать что-то определенным лицам.

     Обязательно должен приниматься во внимание временной фактор. Дело в том, что и возможности, и угрозы для фирмы, и планируемые изменения всегда имеют определенные временные границы. При этом важно учитывать и календарное время, и продолжительность интервалов осуществления конкретных действий по реализации стратегии. Часто успеха добивается та фирма, которая успешно управляет процессами во времени. [1] 
 
 

     1.2 Роль инноваций  в развитии предприятия

     Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции (услуг).

     Конкурентоспособность — это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента — потребительские свойства и цена — являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

        И все же, как ни важны внепроизводственные  аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде

     Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание. (1)

     Управлять конкурентоспособностью — значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

     Указанные составляющие конкурентоспособности  являются много-факторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления.

     По  существу, основа современной "философии  успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Безусловно, ориентация на потребителя выражает стремление фирмы обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.

     Финансовые  результаты, например, многих японских компаний свидетельствуют, что именно эта философия в современных  условиях ведет к обеспечению стабильного положения фирм на рынке, высокой рентабельности их деятельности. Поэтому руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.[3]

     Главной предпосылкой инновационной стратегии  является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса.

     Каковы  же основополагающие принципы новаторской деятельности?  П.Друкер считает, что нужно провести четкую линию между тем, что нужно делать, и тем, чего делать не следует.

Что нужно делать:

-целенаправленная систематическая инновационная деятельность требует непрерывного анализа возможностей источников инноваций;

-инновация должна соответствовать нуждам, желаниям, привычкам людей, которые будут ею пользоваться;

-инновация должна быть простой и иметь точную цель. Величайшая похвала инновации звучит так: "Смотрите-ка, как все просто! Как я до этого не додумался?"

-внедрять инновации эффективнее, имея небольшие деньги и  
небольшое количество людей, ограниченный риск. В противном 
случае почти всегда не хватает времени и средств для многочисленных доработок, в которых нуждается инновация;

-эффективная инновация должна быть нацелена на лидерство 
на ограниченном рынке, в своей нише. Иначе она создает ситуацию, 
когда конкуренты вас опередят.

Чего не следует  делать:

-инновациями будут пользоваться обычные люди, а при достижении крупных масштабов — и люди некомпетентные. Все чересчур сложное в конструкции или в эксплуатации почти наверняка обречено на неудачу;

не разбрасывайтесь, не пытайтесь делать несколько вещей 
сразу. Инновация требует концентрации энергии. Необходимо, чтобы люди, над ней работающие, хорошо понимали друг друга;

-осуществляйте нововведения ради удовлетворения потребностей текущего времени. Если нововведение не найдет немедленного 
приложения, оно останется лишь идеей. Предприятием следует управлять таким образом, чтобы в нем создавалась атмосфера восприятия нового не как угрозы, а как благоприятной возможности. Сопротивления изменениям коренятся в страхе перед неизвестным. Каждый работник должен осознать, что нововведения — это лучшее средство сохранить и укрепить свое предприятие. Организация инновационной деятельности на основе указанных принципов позволит предприятию продвинуться вперед и добиться успеха. Более того, необходимо понять, что нововведения — это гарантия занятости и благополучия каждого работника.
 
 

2 Показатели эффективного использования инноваций

     Значимость  определения эффекта от реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики. Однако не менее  важной она является и для переходной экономики.

       Основные факторы и показатели  эффективности использования инноваций представлены в таблице 1.

     Таблица 1-Виды факторы и показатели эффективности использования инноваций 

     Вид эффекта      Факторы, показатели
     Экономический      Показатели  учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций
     Научно-технический      Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность
     Финансовый      Расчет  показателей базируется на финансовых показателях
       Ресурсный      Показатели  отражают влияние инновации на объем  производства и потребления того или иного вида ресурса      
     Социальный      Показатели  учитывают социальные результаты реализации инноваций
     Экологический      Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду

     В зависимости от временного периода  учета результатов и затрат различают  показатели эффекта за расчетный  период, показатели годового эффекта. Продолжительность принимаемого временного периода зависит от следующих факторов, а именно:

- продолжительности инновационного периода;

- срока службы  объекта инноваций;

- степени достоверности  исходной информации;

- требований  инвесторов.

     Выше  отмечено, что общим принципом  оценки эффективности является сопоставление  эффекта (результата) и затрат.

     В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой – сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций.

     Особенно  остро возникает необходимость  быстрой оценки и правильного  выбора варианта на фирмах, применяющих  ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются.

     Метод исчисления эффекта (дохода) инноваций, основанный на сопоставлении результатов  их освоения с затратами, позволяет  принимать решение о целесообразности использования новых разработок[2].

     Для оценки общей экономической эффективности  инноваций может использоваться система показателей:

- интегральный  эффект;

-индекс рентабельности;

-норма рентабельности;

- период окупаемости.

     Интегральный  эффект( Эинт) представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, то есть с учетом дисконтирования результатов и затрат

                                                  ,                                    (2)                                               

где 

Тр – расчетный год;

Рt – результат в t-й год;

Зt – инновационные затраты в t-й год;

     Интегральный  эффект имеет также другие названия, а именно: чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная стоимость, чистый приведенный эффект.

Страницы:123следующая →
Описание работы
Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Значение выработки стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, чрезвычайно велико. В условиях жесткой конкуренции и быстроменяющейся ситуации на рынке очень важно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел фирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию.
Содержание
содержание отсутствует