Инновационная активность предприятий строительного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: проанализировать факторы оказывающие влияние на инновационную активность предприятий.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы категории "инновационная активность";
выявить факторы, влияющие на инновационную активность предприятий;
определить значение инновационной активности в хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и пути активизации инновационной деятельности.

Содержание

Введение
Теоретические основы инновационной активности
Понятие и сущность категории «инновационная активность»………………………………………………………….
Оценка инновационной активности предприятий………………………………………………………….
Факторы, влияющие на инновационную активность предприятий
Характеристика инновационного процесса в строительной деятельности…………………………………………………………
Классификация факторов, влияющих на инновационную активность предприятий………………………………………
Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятия………………………………………………………….
Способы повышения инновационной активности
Способы повышения инновационной активности строительных организаций……………………………………………………….
Взаимосвязь показателя «инновационная активность» с другими инновационными показателями…………………………………
Заключение
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 79.15 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

  1. Теоретические основы инновационной активности
    1. Понятие и сущность категории «инновационная активность»………………………………………………………….
    2. Оценка инновационной активности предприятий………………………………………………………….
  2. Факторы, влияющие на инновационную активность предприятий
    1. Характеристика инновационного процесса в строительной деятельности…………………………………………………………
    2. Классификация факторов, влияющих на инновационную активность предприятий………………………………………
    3. Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятия………………………………………………………….
  3. Способы повышения инновационной активности
    1. Способы повышения инновационной активности строительных организаций……………………………………………………….
    2. Взаимосвязь показателя «инновационная активность» с другими инновационными показателями…………………………………

Заключение

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современной экономике  роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически  невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны.

В рыночной экономике инновации  представляют собой эффективное  средство конкурентной борьбы - ведут  к созданию новых потребностей, к  снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению  имиджа (рейтинга) производителя новых  продуктов, к открытию и захвату  новых рынков, в том числе и  внешних.

Строительная организация  в соответствии со своей миссией  в динамично изменяющейся среде  вырабатывает стратегии получения  устойчивого успеха, конкурентных преимуществ, самовоспроизводства с улучшениями и прогрессивного инновационного развития в долгосрочной перспективе. Средствами достижения целей в такой ситуации служит, как интенсивное развитие всех компонентов, элементов организации, так и их инновационное развитие.

Динамичный экономический  рост является важнейшим фактором конкурентоспособности  страны в рыночной системе. В процессе совершенствования рыночной модели экономики приоритетное внимание должно быть уделено развитию производства на новой технической основе, активизации  инновационной деятельности по воплощению результатов научно-технических  разработок в производство, созданию новых технологических процессов  и перестройке на современной  научно-технической основе всех отраслей материального производства и сферы  обслуживания.

Во всем мире инновации  сегодня - это не прихоть, а необходимость  выживания, сохранения конкурентоспособности  и дальнейшего процветания.

Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем  в борьбе за потребителя оказывается  тот, кто строит свою деятельность преимущественно  на основе инновационного подхода и  главной целью стратегического  плана ставит разработку новых товаров  и услуг.

Инновационная активность предприятия  может стать одним из основных условий формирования его конкурентоспособной  стратегической перспективы, удержания  и расширения рыночной ниши.

Цель курсовой работы: проанализировать факторы оказывающие влияние на инновационную активность предприятий.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

  • рассмотреть теоретические основы категории "инновационная активность";
  • выявить факторы, влияющие на инновационную активность предприятий;
  • определить значение инновационной активности в хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и пути активизации инновационной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы инновационной активности
    1. Понятие и сущность категории «инновационная активность»

Инноватика, как и любая другая теория, имеет свой понятийный аппарат, включающий как свою собственную систему понятий, так и базовые для инноватики понятия основополагающих отраслей знания: теории научно-технического прогресса, организации производственных функций (НИОКР, идеи, предложения, продукция, технологии), стратегического управления (миссия и ценностные ориентиры, цели и среда, потенциал, базовые и предпочтительные стратегии), управления проектами (моно-, мульти - и мегапроекты, программы, матричные структуры), управления финансами (инвестиции, финансовые потоки, риски, дисконтирование), маркетинга (конкурентная среда, конкурентное преимущество, конкурентные силы) и др. Система категорий инноватики включает, прежде всего, следующие категории: новшества/новации и новатор, инновации и инноватор, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационные риски и, конечно, инновационная активность (ИА).

Инновационная активность - самостоятельная категория. Ее значение состоит в том, что  с помощью ИА оценивается характер инновационной деятельности. Инновационная  деятельность, как любая другая деятельность (маркетинг, формирование и реализация стратегии и др.), прежде всего, характеризуется  содержанием, составом конкретных действий, совершаемых по определенной технологии, процедуре. По этому признаку один вид  деятельности отличается от другого. Например, действия по исполнению функций маркетинга и производства будут различны.

Далее, любая деятельность любого субъекта есть всего лишь часть более общего процесса. Например, действия новатора, создающего новшество, - это всего  лишь часть общего инновационного процесса (ИП), отражающего жизненный цикл инновации (ЖЦИ). Общность процесса связана  с тем, что кроме новатора необходима деятельность других субъектов инновационного процесса, совершающих действия по другим стадиям ЖЦИ. Таким образом, место данной инновационной деятельности в структуре инновационного процесса однозначно определено. Его необходимо знать для организации как данной деятельности, так и всего ИП. Поэтому для описания ИД необходимо использовать такой ее признак, как место в структуре ИП. Все виды деятельности, включая и инновационную, должны быть ориентированы на какой-либо результат, т.е. характеризоваться определенной результативностью и эффективностью, поскольку требуют затрат ресурсов и приводят к некоторому результату.

Активность  деятельности фирмы - это такая ее характеристика, которая должна показать связь между намеченным содержанием  деятельности и ее результатами. Эта  связь объясняется поведением фирмы  при реализации планируемых действий. В самом деле, с одной стороны, разработан план определенных действий по улучшению конкурентных позиций. С другой стороны, после совершения этих действий можно получить либо положительный, либо отрицательный  результат. При одних и тех  же планах, стратегиях, целях, потенциале руководители различных фирм достигают  разных результатов, что связано с их неодинаковой активностью. Именно различия в инновационной активности объясняют разные инновационные результаты при одинаковых исходных посылках.

При этом признак "инновационная активность" носит следующие черты инновационной  деятельности фирмы. Во-первых, ИД должна носить стратегический характер и быть управляемой в реальном масштабе времени (поскольку резко увеличилась  нестабильность внешней среды). Стратегический подход обеспечивает высокое качество ИД.

Во-вторых, ИД должна в текущем времени быть рациональной как по последовательности действий, так и по их своевременности, что обеспечит требуемую по ситуации динамичность ИД, определенные темпы  проведения необходимых действий и  изменений. В противном случае ИД будет просто ненужной и даст негативные последствия (неэффективно исчерпаны резервы времени и ресурсов). На рисунке 1. показано назначение категории "инновационная активность".


 

В стратегическом плане ИА характеризуется следующими частными показателями:

  • качество инновационной стратегии организации;
  • уровень мобилизации или использования инновационного потенциала;
  • размер привлеченных капиталовложений - инвестиций;
  • качество методов, используемых при проведении инновационных изменений;
  • обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.

В тактическом  плане ИА определяется двумя частными показателями:

  • соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации;
  • скорость (темп) действий и проведения стратегических инновационных изменений .

Источником  эволюционных инноваций служат научно-исследовательская  и опытно-конструкторская деятельность (разработки и внедрение изобретений), которые необходимо постоянно совершенствовать. Однако организационная система  многих российских предприятий зачастую не способна к быстрым инноваций. Или, как образно сказал Лейф Эдвинссон: "Рыночные часы тикают быстрее тяжеловесных организационных ходиков".

Отсюда  следует, что предприятиям необходимо научиться оперативно реагировать на изменение потребностей, но эта стратегия сможет обеспечить ему только временное преимущество, поскольку будет очень скоро использована конкурентами. Инновационно настроенное руководство предприятий должно видеть контуры будущего рынка. Именно таким образом они должны создавать продукты и услуги, у которых некоторое время не будет конкурентов.

Инновационная активность зависит от многих факторов, главным из которых является инновационно-креативный потенциал сотрудников предприятий. Это подтверждается современными исследованиями, которые говорят о том, что "успех инноваций на 85-90% зависит от уровня подготовки персонала, при этом особая роль принадлежит управленческим кадрам". Таким образом, не просто квалифицированная подготовка и богатый профессиональный опыт сотрудников на сегодня являются важными факторами повышения инновационной активности предприятий и, как следствие, его конкурентоспособности, а уровень проявления творческой энергии (созидательной деятельности) каждым из специалистов.

Инновационная активность есть суть внутреннего состояния предприятия, которой оно может управлять, целенаправленно используя возможности креативно настроенного персонала. Конкурентоспособность предприятия, напротив, является отражением внешней среды, которой оно управлять в явном виде не может, однако способно оказывать на нее влияние через повышение своей инновационной активности.

Трифилова А.А. под инновационной активностью понимает интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствующих продуктов в хозяйственный оборот.

По рассмотрении различных  аспектов понятия "инновационная  активность" можно дать следующее  определение: инновационная активность фирмы - это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность  мобилизовать необходимый потенциал, в том числе его скрытые  стороны, обоснованность и прогрессивность  применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Оценка инновационной активности предприятий

При формировании методики оценки инновационной активности в качестве методологической основы можно использовать принципы анализа  финансово-экономического состояния  и особенности системы деловой активности предприятий. Аналогичным образом здесь также можно осуществлять расчет коэффициентов и проводить их сравнение с установленными величинами. В зависимости от текущего состояния предприятия и его достигнутых результатов в инновационной сфере, а также их соотнесения с эталонными показателями выбирается стратегия лидера или последователя. Базовыми, сравнительными величинами могут быть показатели за прошлый период (или по прошлым инновационным проектам), среднеотраслевые значения или значения показателей у конкурентов.

Итак, совокупность расчетных экономических показателей  инновационной активности, определяющих степень обеспеченности предприятия  экономическими ресурсами в инновационной  сфере, может включать в себя следующие коэффициенты.

  • Кис - коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью. Он определяет наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов, лицензий на использование изобретений, свидетельств на промышленные образцы, полезные модели, программные средства, товарные знаки и знаки обслуживания, а также иных, аналогичных с перечисленными, прав и активов, необходимых для эффективного инновационного развития.

В данном анализе  отношение перечисленных ресурсов к прочим внеоборотным активам Авн предприятия может указывать на степень его оснащенности и вооруженности интеллектуальным капиталом, по сравнению с другими основными средствами производства. Величина Кис имеет следующий вид:

 

Кис = Си / Авн

 

где: Си - интеллектуальная собственность, руб.

При этом:

Кис ≥ 0,10 … 0,15 - стратегия лидера;

Кис ≤ 0,10 … 0,05 - стратегия последователя.

  • Кпр - коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР. Этот коэффициент характеризует профессионально-кадровый состав предприятия. Он показывает долю персонала, занимающегося непосредственно разработкой новых продуктов и технологий, производственным и инженерным проектированием, другими видами технологической подготовки производства для выпуска новых продуктов или внедрения новых услуг, по отношению к среднесписочному составу всех постоянных и временных работников, числящихся на предприятии. Определяется по формуле:

Информация о работе Инновационная активность предприятий строительного комплекса