Франчайзинг. Построение дилерских сетей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 19:46, реферат

Описание работы

Цель данной работы – определение сущности и значения франчайзинга как разновидности построения дилерской сети.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать структуру и назначение дилерской сети;
рассмотреть историю возникновения и основные понятия франчайзинга;
проанализировать существующие виды франчайзинга;
рассмотреть процесс формирования стоимости франшизы;
рассмотреть конкретные примеры построения франчайзинговых сетей.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3
Понятие дилерской сети………………………………………... 4
История возникновения и сущность франчайзинга…………... 6
Виды франчайзинга……………………………………………... 10
Расчет стоимости франшизы…………………………………… 13
Примеры франчайзинговых сетей……………………………... 16
Заключение…………………………………………………………... 22
Список использованной литературы………………………………. 23

Работа содержит 1 файл

франчайзинг и дилерские сети.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ВолгГТУ) 

Кафедра менеджмента, маркетинга и организации  производства 
 
 
 
 

Семестровая работа

по  инновационному менеджменту

 

на  тему:

«Франчайзинг. Построение дилерских  сетей»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила:  

                       Проверил:   
                   
                   
                   
                   
                   

Оценка  работы _________________ баллов 

Волгоград  2010

 

      Содержание 

     Введение………………………………………………………………   3

  1. Понятие дилерской сети………………………………………...   4
  2. История возникновения и сущность франчайзинга…………...   6
  3. Виды франчайзинга……………………………………………...   10
  4. Расчет стоимости франшизы……………………………………   13
  5. Примеры франчайзинговых сетей……………………………...   16

     Заключение…………………………………………………………...   22  

     Список  использованной литературы……………………………….   23  

 

      Введение 

     В современных условиях динамично  развивающихся рыночных отношений все компании стремятся к постоянному развитию и совершенствованию для того, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе: крупные компании стремятся стать еще крупнее, мелкие – занять достойное место на рынке и дорасти до размера крупных. Одним из самых эффективных средств достижения этих целей является франчайзинг. Франчайзинг представляет собой способ ведения бизнеса, при котором одна сторона представляет торговую марку, технологию ведения бизнеса и постоянную консультационную поддержку, а другая сторона – использует эту интеллектуальную собственность с целью создания собственного бизнеса.

     Кроме того, франчайзинг является наиболее полной финансовой схемой привлечения инвестиционных ресурсов в инновационную деятельность. По договору франшизы инноватору передаются различные нематериальные активы, такие как уникальные технологии, ноу-хау, торговый знак, репутация фирмы.

     Цель  данной работы – определение сущности и значения франчайзинга как разновидности  построения дилерской сети.

     Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. исследовать структуру и назначение дилерской сети;
    2. рассмотреть историю возникновения и основные понятия франчайзинга;
    3. проанализировать существующие виды франчайзинга;
    4. рассмотреть процесс формирования стоимости франшизы;
    5. рассмотреть конкретные примеры построения франчайзинговых сетей.

 

      1. Понятие дилерской  сети 

     Дилерская сеть – это совокупность посредников компании-производителя, которые помогают продвигать ее продукцию конечному потребителю [4].

     Дилерская сеть состоит из оптовых компаний – дилеров и дистрибьюторов. Дилер – это физическое или юридическое лицо, которое закупает оптом продукцию компании и затем продает ее в розницу или мелким оптом от своего имени. От дистрибьютора дилер отличается только тем, что реализует закупленную продукцию непосредственно конечному потребителю.

     Как правило, дилерские сети создаются  крупнейшими производственными предприятиями с целью повышения объемов продаж, роста торговых точек, сокращения числа коммуникационных и транспортных связей для снижения сбытовых издержек и, в наибольшей степени, выхода на новые региональные рынки.

     Согласно  классическому подходу, построение дилерской сети включает в себя отбор, мотивацию участников, а также контроль и оценку качества их работы. Для создания эффективной дилерской сети предприятию необходимо осуществить следующие мероприятия:

  1. прояснить, как соотносится общее направление деятельности фирмы с задачами дилерской сети;
  2. определить требования к дилерской сети и ее охвату рынка;
  3. разработать структуру дилерской сети;
  4. выбрать подходящих дилеров;
  5. определить взаимные ожидания относительно результатов;
  6. повысить эффективность сети;
  7. вести мониторинг деятельности дилерской сети и корректировать планы.

     Дилеры  заключают с компанией, товар  которой они собираются реализовывать, договор купли-продажи. Однако его не следует путать с франчайзинговым договором, который также может содержать в себе элементы договора купли-продажи, когда франчайзи закупает у франчайзера оборудование либо сырье. Это лишь один из многих элементов договора франчайзинга, который имеет комплексный характер. Кроме того, договор, заключаемый компанией с дилерами и дистрибьюторами, не предполагает передачу права на использование объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих самой компании, и обязанность обучать дилеров ведению бизнеса.

       

 

      2. История возникновения и сущность франчайзинга 

     Впервые франчайзинг был применен в Соединенных  Штатах Америки компанией Зингера  по производству швейных машинок. С 1851 года фирма заключала с дистрибьюторами  товара письменный договор на передачу франшизы. Договором подразумевалось  право на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории США. Это был аналог современного франчайзингового контракта.

     В 1920-х гг. в США идея франчайзинга, как формы ведения бизнеса, сместилась в сторону отношений оптовик  – розничный продавец. Оптовый  продавец давал возможность небольшим розничным торговым организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость. Позже этот тип франчайзинга стал применять и в Великобритании в бакалейных магазинах VG grocery stores.

     С 1930 года в США после кризиса  в экономике нефтеперерабатывающие компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчайзи, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризовать марку компании.

     Значительному развитию франчайзинга способствовало принятие в США в 1946 году Закона «О товарных знаках». Предприниматели  получали дополнительную прибыль уже  благодаря тому, что предоставляли право другим предприятиям использовать свои товарных знаки.

     Ко  второй половине ХХ века франчайзинг  получил уже мировое распространение и в 1960 г. была создана Международная Ассоциация Франчайзинга (IFA).

     В СССР франчайзинг стали использовать только с конца 1980-х годов. Первым иностранным франчайзером, пришедшим в Советский Союз, стала американская компания «PepsiCo». В Российской Федерации франчайзинг «укоренился» в начале 1990-х годов и постоянно развивается. В настоящее время на российском рынке «работают» порядка 30 известных иностранных брэндов, которыми владеют такие компании, как «Buskin Robbins», «Xerox», «Kodak», «Benetton», «Pizza Hut», «Subway» и многие другие.

     Образованная  в 1972 г. Европейская Ассоциация Франчайзинга приняла Этический кодекс франчайзинга, который давал определение франчайзинга и описывал руководящие принципы и рекомендации о взаимоотношениях сторон.

     Франчайзинг, по определению Кодекса, – это  система продвижения на рынке  товаров, услуг, технологий, которая  основана на тесном и продолжительном сотрудничестве между юридически и финансово разделенными, независимыми предпринимателями [1, с. 26].

     Иными словами франчайзинг – это  такая форма организации бизнеса, в котором компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта или услуг этой компании [12]. Франчайзи обязуется продавать данный продукт или услугу по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи выплачивает франчайзер первоначальный взнос (паушальный взнос), а затем выплачивает ежемесячные взносы (роялти).

     Паушальный  взнос – это единовременное вознаграждение франчайзера в виде определенной, твердо зафиксированного в договоре (соглашении) суммы, которая устанавливается, исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей франчайзи на основе использования франшизы [7].

     Роялти  – вознаграждение в виде периодических  отчислений фиксированных ставок, определяемых франчайзером на основании собственной оценки стоимости права использования торговой марки единой франчайзинговой сети, которые выплачиваются франчайзи франчайзеру ежемесячно.

     Таким образом, субъектами франчайзинга являются:

      1. франчайзер – это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы [12];
      2. франчайзи – это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера [12].

     Объектом  франчайзинга является франшиза –  совокупность прав, возмездно передаваемых франчайзером своим франчайзи в составе так называемого «франчайзингового пакета» [7].

     Между франчайзером и франчайзи заключается франчайзинговый договор, в котором зафиксированы размер паушального взноса и роялти, срок действия франшизы и детально изложенные обязанности сторон. Франчайзинговый договор включает определение интеллектуальной собственности франчайзера, под которой понимается торговый знак, ноу-хау, специальные детали производственного процесса, торговые и производственные секреты и другая конфиденциальная информация.

     Полный  текст франчайзингового договора, как  правило, включает:

  • концепцию ведение бизнеса;
  • бренд, логотипы, патенты франчайзера;
  • образцы дизайна помещений;
  • систему учета и отчетности;
  • консалтинговые услуги;
  • организацию подготовки и переподготовки кадров;
  • рекламу и маркетинг;
  • право вести деловые операции на определенной территории.

     Франчайзинговый договор имеет дело с тремя  этапами развития взаимоотношений между франчайзером и франчайзи [10]:

     1 этап – это период, когда франчайзер нашел франчайзи, и франчайзинговый договор подписан и приведен в исполнение. В это время франчайзи проходит обучение, находит подходящее местоположение, занимается его обустройством и начинает вести дела;

     2 этап – это период, в течение  которого работает франчайзинговое  предприятие. Если данный этап  пройден успешно, то может быть  предусмотрено дальнейшее продление франчайзингового договора;

     3 этап – это период окончания взаимоотношений между франчайзером и франчайзи из-за продажи предприятия, нарушения обязанностей одной из сторон или смерти франчайзера либо франчайзи. 

 

      3. Виды франчайзинга 

     До  недавнего времени слово франчайзинг  ассоциировалось только с предприятиями общественного питания с едой быстрого приготовления, такими как «Макдоналдс» и «Вендиз». Но в настоящее время франчайзинг применяется практически во всех отраслях и, как следствие, появляется множество его разновидностей. 

     В зависимости от способа получения разрешения на ведение деятельности по системе франчайзинга выделяют прямой франчайзинг и мастер-франшизу.

Информация о работе Франчайзинг. Построение дилерских сетей