Ценовая политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 08:02, курсовая работа

Описание работы

Цена оказалась таким параметром, от которого во многом стало зависеть благополучие предприятия, размеры его доходов и расходов. Этот параметр главным образом задается рыночной ситуацией, и именно поэтому предприятие обязано осуществлять продуманную ценовую политику с учетом конъюнктуры конкретных товарных рынков в перспективе.
Ценовая политика предприятия является важной для любого предприятия, целью которого является достижение прибыли.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Роль цены и ценообразования в экономике……………………….5
Теоретическая сущность цены и ценообразования………………7
Цена и ценовая политика…………………………………………..12
4. Цели фирмы как основа для формирования ценовой политики………………………………………………………………….19
5. Совершенствование ценовой политики предприятия…………..22
Заключение……………………………………………………………….25
Список литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 56.90 Кб (Скачать)

                                        
 
 
 
 
 
 
 

   Ценовая политика предприятия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

   Введение……………………………………………………………………3

  1. Роль цены и ценообразования в экономике……………………….5
  1. Теоретическая сущность цены и ценообразования………………7
  1.   Цена и ценовая  политика…………………………………………..12

    4. Цели фирмы как основа для формирования ценовой политики………………………………………………………………….19

   5. Совершенствование  ценовой политики  предприятия…………..22

   Заключение……………………………………………………………….25

   Список  литературы……………………………………………………..26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Реформирование  основ отечественной экономики  связывают  с либерализацией цен  1992 г., которая разрушила плановую систему ценообразования. Создалось положение, когда многие предприятия оказались в непривычных для них не столько рыночных, сколько переходных условиях.

   В сложное положение был  поставлен  российский потребитель, который не владел  навыками выживания в  сложнейших  экономических условиях и умением регулировать свой  незначительный доход с расходной  частью  своего бюджета. 

      Цена оказалась таким параметром, от которого во многом стало  зависеть благополучие предприятия,  размеры его доходов и расходов. Этот параметр главным образом  задается  рыночной ситуацией,  и именно поэтому предприятие  обязано осуществлять  продуманную  ценовую политику с учетом  конъюнктуры конкретных товарных  рынков в перспективе.

   Ценовая политика предприятия является важной для любого предприятия, целью которого является достижение прибыли.

     Перед всеми организациями встаёт задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остаётся важнейшим критерием принятия потребительских решений и является основным фактором, определяющим выбор покупателей среди малоимущих групп населения. Также Цена является активным инструментом формирования структуры производства, оказывая воздействие на продвижение товара, способствует повышению эффективности производства и увеличению прибыли.  Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена, предопределяет успехи предприятия — объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.  Важно отметить, то, что для продажи своего товара или услуги на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям, иначе их невозможно будет продать на рынке. Поэтому организация должна выбрать правильную ценовую политику.

   В последние десятилетия методы ценообразования  переживают этап быстрого развития. Появление  первых электронных таблиц дало финансовым менеджерам возможность проводить  вариантный анализ прибыльности и расчет цены с такой детализацией, которая  была просто невозможна во времена  ручных расчетов. Поэтому автоматизация  процесса ценообразования является важной составляющей ценовой политика предприятия.

   В современных условиях предприятия, которым  удается успешно  осуществлять многофакторный причинно-следственный анализ ситуации на рынке, где цена одновременно служит и причинным, и  результативным признаком, оказываются  в преимущественном  положении  по сравнению  со своими конкурентами, поскольку они смогут пользоваться настоящим рыночным  инструментом – активными ценами и ценообразованием.

   Решать  эту проблему помогает разработка ценовой  политики, которая  предусматривает  не только установление уровня цен, но и  формирование стратегической линии  ценового   поведения на рынке  в комплексе  по всей товарной номенклатурной и отдельно по каждому виду товара на всем протяжении жизненного цикла  товара. 
 
 
 
 

    1.Роль  цены и ценообразования  в экономике

   Цены  являются одним из ключевых элементов  рыночной экономики. Цена – сложная  экономическая категория. В  ней  пересекаются  практически все  основные  проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь  это относится  к производству  и реализации товаров, формированию  их стоимости, к созданию, распределению  и использованию ВВП и национального  дохода.

   Размер  цены товара может определяться по-разному, в зависимости от  мнения  двух диаметрально противоположных экономических  школ.

   Так, разработка теории цены относится  к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная  теории цены, яркими  представителями  которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно  они  заложили  основы  стоимостной  теории цены, согласно  которой  стоимость  товара определяется количеством  труда, необходимого  для его производства.

   Данная  концепция объясняет цену товара суммой денежных затрат в наилучшем  варианте использования  производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат  изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной вне  стоимостной величиной,  для определения  которой оценка покупателя более  значима, чем затраты производителя. Цена "освобождается" от стоимости,  для объяснения цены в ней нет  необходимости.

   Наиболее  последовательным  сторонником  стоимостной  теории  цены является К. Маркс с его учением об  абстрактном  труде как объективной  субстанции  стоимости. Сущность этой концепции заключается  в следующем: товар имеет стоимость  и цену. Стоимость -  это воплощенные в  товар общественно  полезные затраты  труда, но не всякие, а только  соответствующие  средним (для данного периода) условия, умелости и интенсивности  труда. А поскольку  всякий  товар есть результат труда, то это делает все качественно однородными, а, следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд,  воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, трудом "вообще", лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.

   Отношение стоимостей различных товаров отражает отношение представленных в них  величин абстрактного труда. Эти  величины и определяют  объективные  пропорции обмена товарами. Что же касается цены товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цены отдельного товара может отклоняться от его  стоимости под влиянием случайных  рыночных факторов. Теория К. Маркса усматривает  в стоимости  объективную основу цены, тем самым, различая стоимость  и цену.

      Таким образом, по мнению сторонников  одной теории, цена товара выражает  его стоимость. Сторонники другой  теории считают, что цена товара  представляет собой сумму денег,  которую покупатель готов заплатить  за  товар определенной полезности. Отсюда цена – денежное выражение стоимости товара.

   Под ценой мы понимаем количество денег, запрашиваемое  за продукцию или  услугу, или сумма благ,  ценностей, которыми готов пожертвовать потребитель  в обмен на потребление определённой продукции или услуги.

   Цена   не всегда выражается в денежной форме. Так, бартер представляет собой очень  древнюю форму натурального обмена, которая в России, вследствие ограниченности оборотных средств у предприятий, используется чрезвычайно широко, но это не является нормальным явлением.

   На  основе цен осуществляется оборот  общественного продукта  между  сферами производства и потребления, отраслями материального производства  и непроизводственной сферы, отдельными предприятиями с различными формами  собственности, а также производится перераспределение национального  дохода путём формирования системы  налогообложения и одновременно вводятся более низкие цены на отдельные  виды детских и других товаров.

   Принципы  и методы формирования цены в условиях централизованной экономики строятся на том, что они определяются на предприятии, т.е. в производстве, и зачастую до начала выпуска продукции. Такой  подход неизбежно приводит к тому, что за базу цены принимаются затраты  на производство. Отсюда и господство затратного метода ценообразования, который  подвергался критике еще в  условиях плановой экономике. При таком  подходе  к построению цен рынок  оказывает очень слабое воздействие  на уровень и динамику цен. Он лишь фиксирует уровень спроса на товар  при уже установленной цене.

    2.Теоретическая  сущность цены  и ценообразования

 

     Цена - это денежное выражение стоимости  товара, т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар. Иногда дается такое определение  цены: «Цена - это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель -продать». На бытовом уровне цена является очень  широким понятием. Оно происходит от славянского корня «наказание», «возмездие». Цены, как правило, постоянно  изменяются, однако их изменение не всегда указывает на изменение каких-либо характеристик продаваемого товара. Это может происходить потому, что условия хозяйствования продавца изменились. В цене как экономической категории происходит столкновение интересов продавцов и покупателей.

     Давно известно, что продавец стремится  подороже продать, а покупатель старается  его подешевле купить. Процесс  ценообразования является атрибутом  именно сферы сбыта фирм. В условиях рыночной экономики механизм сбытовой деятельности существенно изменился  по сравнению с плановой экономикой. Цена стала тем инструментом, использование  которого может помочь фирмам достичь  своих целей. Не всегда затраты предприятия, связанные с производством конкретного  товара, могут быть реально оценены  с помощью цены. Поэтому в данной ситуации фирмы часто компенсируют такое несоответствие другими механизмами (экономией на масштабах производства, премировании и т.д.).

     В цене реализуются интересы всех участников рынка, поскольку цена служит средством  для установления определенных отношений  между продавцом и покупателем. Цена помогает созданию определенных представлений о товаре. Цены на товары влияют на все показатели деятельности предприятия: рентабельность, величину прибыли, производительность труда  в стоимостном выражении, фондоотдачу, материалоотдачу.

   Функции цен – это формы реализации в реальной действительности ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания. Цена выступает носителем информации и занимает особое место в системе управления национальной экономикой, являясь важным инструментом анализа, прогнозирования и планирования всех экономических показателей в денежном выражении.

   Функции цен отражают общественно необходимые  затраты труда на производство и  реализацию различных видов товаров (работ и услуг), их потребительские свойства и при этом регулируют спрос и предложение потребных товаров и услуг, так как в условиях рыночной конкуренции повышаются потребительские свойства и качество продукции, необходимой для удовлетворения потребностей общества, и посредством  экономически целесообразного механизма ценообразования активно осуществляют влияние цены на экономические процессы перераспределения ресурсов и капитала,  а так же ее взаимодействие с другими экономическими категориями (финансово-кредитной сферой, денежным обращением, инфляцией, налогообложением, оплатой труда, себестоимостью, прибылью, рентабельностью производства) при решении важных социально-экономических проблем.

   Следовательно, цены выполняют следующие основные функции:

  • Учётно-измерительную;
  • Регулирующую (сбалансирования спроса и предложения);
  • Распределительную (перераспределительную);
  • Способствующую рациональному размещению производства;
  • Стимулирующую;
  • Социальную.

   Учётно-измерительная  функция цены заключается в объективном отражении в ценах уровней и динамики общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию с учётом сопоставления потребительных свойств различных видов продукции (товаров, работ и услуг).

   Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе  говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный  товар. Цены дают возможность деньгам  как платежному средству обрести  количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата. С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров. Благодаря соизмерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально- вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета. Учетная функция цены позволяет также учитывать затраты на производство продукции. Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.

Информация о работе Ценовая политика предприятия