Автоматизированные системы управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение автоматизированных систем управления в России.
Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1) выявить основы автоматизированного управления на предприятии;
2)проследить развитие организационной модели управления предприятием;
3) рассмотреть применение автоматизированных систем управления(АСУ) в малом и среднем бизнесе;
4)рассмотреть АСУ в Российской действительности;

Содержание

ГЛАВА 1. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ.

1.1. Основы автоматизированного управления предприятием.
1.2. Развитие организационной модели управления предприятием


ГЛАВА 2. АСУ на примере компании
2.1. АСУ «супермаркет»

Работа содержит 1 файл

Аврамов Николай Александрович Автоматизированные системы управле.doc

— 1.16 Мб (Скачать)

С накоплением опыта  моделирования производственных и  непроизводственных бизнес-процессов  эти понятия постоянно уточняются, постепенно охватывая все больше функций.

Два направления - «организация и управление производством» и «управление  качеством» - неразрывно связаны между  собой и являются инструментами  повышения потенциала предприятия (под потенциалом понимаем шанс получения предприятием прибыли в будущем). Источником развития систем управления и стандартов качества является «Научная организация труда» Ф.Тейлора. С развитием вычислительной техники (ВТ) произошло разделение на систему управления производством (которая опиралась на автоматизированную поддержку) и на систему управления качеством (которая больше опиралась на бумажные процедуры и производственные философии). CALS-идеология, появившаяся в середине 80-х годов, протянула мостик между автоматизированными системами управления (АСУ) и проектирования (САПР) и системой качества (СК), вводя стандарты управления как структурированными документами (характерными для АСУ), так и неструктурированными документами (характерными для СК) [3].

С конца 80-х годов развитие АСУ было направлено в сторону интегрированной информационной системы (ИИС), впитывающей в себя как CALS-технологии, так и методологии системы качества [3] . Фундаментом такой интеграции стали [2]:

· с одной стороны, унификация понятия «жизненного  цикла продукции», как в стандартах систем управления, так и в стандартах качества,

·  с другой стороны, «принцип непрерывного улучшения деятельности предприятия», что заставило отказываться от жестких и застывших систем документирования производственных процессов (СК) и переходить к динамичным моделям, что невозможно без информационной поддержки таких моделей.

Таким образом, через 50 лет  раздельного развития АСУ и СК в наше время вновь соединяются  во «всеобщем менеджменте предприятия» (другое название - «гибкая система управления»). Прежний принцип специализации не работает. Чтобы управлять всеми процессами (охватывать все функции на современном предприятии) необходим целостный взгляд на объект управления, что невозможно без компьютеризации процессов. Из-за усложнения процессов на предприятии разработка уникальной интегрированной информационной системы, опирающейся только на опыт данного предприятия, практически невозможна. Решением может служить»компонентный подход» в построении ИИС и промышленные стандарты систем управления.

Рассмотрим наиболее часто используемые стандарты, их отличия  и интеграцию с системами проектирования высокотехнологичных изделий.

 

Первым стандартом управления бизнесом был MPS (master planning scheduling), или  обьемно-календарное планирование. Идея заключается в формировании плана продаж (разбитие объемов продаж по календарным периодам), на основании которого формируется план производства или закупок запасов и оцениваются финансовые результаты будущих периодов.

Схема была проста и достаточно действенна, пока она использовалась на малых предприятиях, где вопросы логистики могли учитываться вне данной системы и не носили важного характера. Как только при формировании плана пришлось учитывать и вопросы хранения и вопросы доставки, в системе пришлось учитывать и прогностический спрос на длительное время вперед, учитывать длительность (а часто и сезон) производства и потребности в складских площадях. Появилось понятие «страховой запас» («Safety stock») на складе, так как его отсутствие при неблагоприятных условиях поставки может привести, например, к остановке производства.

Дальнейшее изучение динамики запасов (как правило, с  использованием статистических методов - отсюда «статистическое управление запасами» – «statistical inventory control» - SIC) приводит к появлению еще двух понятий. «Точка заказа» (reorder point), которая определяет уровень складских запасов, при снижении планового запаса ниже которого необходимо сделать (точнее спланировать) заказ поставщику. «Уровень пополнения» {запаса товара на складе}- то есть, то количество товара, выше которого не рекомендуется повышать уровень складского запаса конкретного товара.

 

Развитие стандарта MRP. Достаточно быстро и вполне естественно аналогичная методология была разработана и для планирования производственных мощностей, получив название CRP. Правда уровень сложности данной задачи существенно выше чем MRP, так как станки могут переналаживаться и использоваться для производства различных операций, кроме того на различных станках может выполнять операции один рабочий, соответственно, кроме "машинного времени" существенно значение имеет и "рабочее время", опять же существуют графики сменности, перерывы и т.д.

Объединенная система  планирования MRP-CRP получила название MRP II. Совместное планирование материальных потоков и производственных мощностей позволяет поднять всю систему планирования на новый уровень, так как удается определить финансовые результаты сформированного производственного плана весьма точно, что невозможно при «частичном». Именно это достижение методологии MRP II привело к ее глобальной популярности.

  • MRP II - это набор определенных моделей и процедур управления и контроля, служащих для повышения показателей экономической деятельности предприятия. Его разработкой, развитием и поддержкой занимается американское общество по контролю за производством и запасами - American Production and Inventory Control Society (APICS).

 

С накоплением опыта  моделирования производственных и  непроизводственных операций эти понятия  постоянно уточняются, постепенно охватывая все больше функций.

В своем развитии стандарт MRP II прошел несколько этапов развития:

· 60-70 годах - планирование потребностей в материалах, на основании  данных о запасах на складе и состава  изделий, (Material Requierment Planning)

· 70-80 годы - планирование потребностей в материалах по замкнутому циклу (Cloosed Loop Material Requirment Planning), включающее составление производственной программы  и ее контроль на цеховом уровне,

· конец 80-90-е - на основе данных, полученных от поставщиков и потребителей, ведение прогнозирования, планирования и контроля за производством,

· 90-е - планирование потребностей в распределении и ресурсах на уровне предприятия - Enterprise Resourse Planning и Distributed Requirements Planning.

Задачей информационных систем класса MRP II является оптимальное формирование потока материалов (сырья), полуфабрикатов (в том числе находящихся в производстве) и готовых изделий. Система класса MRP II - имеет целью интеграцию всех основных процессов, реализуемых предприятием, таких как снабжение, запасы, производство, продажа и дистрибьюция, планирование, контроль за выполнением плана, затраты, финансы, основные средства и т.д.

Стандарт MRP II делит сферы  отдельных функций (процедур) на два  уровня: необходимый и опциональный. Для того, чтобы программное обеспечение было отнесено к классу MRP II, оно должно выполнять определенный объем необходимых (основных) функций (процедур). Некоторые поставщики ПО приняли различный диапазон реализаций опциональной части процедур этого стандарта.

Результаты использования  интегрированных систем стандарта MRP II:

· получение оперативной  информации о текущих результатах  деятельности предприятия как в  целом, так и с полной детализацией по отдельным заказам, видам ресурсов, выполнению планов;

· долгосрочное, оперативное  и детальное планирование деятельности предприятия с возможностью корректировки  плановых данных на основе оперативной  информации;

· решение задач оптимизации  производственных и материальных потоков;

· реальное сокращение материальных ресурсов на складах;

· планирование и контроль за всем циклом производства с возможностью влияния на него в целях достижения оптимальной эффективности в  использовании производственных мощностей, всех видов ресурсов и удовлетворения потребностей заказчиков;

· автоматизация работ  договорного отдела с полным контролем  за платежами, отгрузкой продукции  и сроками выполнения договорных обязательств;

· финансовое отражение  деятельности предприятия в целом;

· значительное сокращение непроизводственных затрат;

· защита инвестиций, произведенных  в информационные технологии;

· возможность поэтапного внедрения  системы, с учетом инвестиционной политики конкретного предприятия.

 

К концу 80-х годов идея создания единой модели данных в рамках организации стала привлекать внимание международных промышленных компаний, которые искали способ упростить управление производственными процессами. Первым шагом в данном направлении стало MRP, планирование материальных ресурсов (Materials Resource Planning), включавшее только планирование материалов для производства.

Основная концепция MRP в том, чтобы  минимизировать издержки, связанные  со складскими запасами (в том числе  и на различных участках в производстве). В основе этой концепции лежит  следующее понятие - Bill Of Material (BOM - спецификация изделия, за которую отвечает конструкторский отдел), который показывает зависимость спроса на сырье, полуфабрикаты и пр. в зависимости от плана выпуска (бюджета реализации) готовой продукции.

Однако у MRP есть серьезный недостаток. Его суть в том, что, рассчитывая потребность в материалах, мы не учитываем (как минимум) производственные мощности, их загрузку, стоимость рабочей силы и т.д. Поэтому, возникла концепция MRP II (Manufacturing Resource Planing - планирование производственных ресурсов). MRP II позволял планировать все производственные ресурсы предприятия (сырье, материалы, оборудование, персонал и т.д.).

Впоследствии концепция MRP II развивалась, и к ней постепенно добавлялись  возможности по учету остальных  затрат предприятия - появилась концепция ERP (Enterprise Resource Planning - Планирование ресурсов предприятия), называемая иногда также планированием ресурсов в масштабе предприятия (Enterprise-wide Resource Planning). В основе ERP лежит принцип создания единого хранилища данных (repository), содержащего всю деловую информацию, накопленную организацией в процессе ведения деловых операций, включая финансовую информацию, данные, связанные с производством, управлением персоналом, или любые другие сведения. Это устраняет необходимость в передаче данных от системы к системе. Кроме того, любая часть информации, которой располагает данная организация, становится одновременно доступной для всех работников, обладающих соответствующими полномочиями.

 

РАЗВИТИЕ СТАНДАРТА  ERP. Концепция ERP стала очень известной в производственном секторе, поскольку планирование ресурсов позволило сократить время выпуска продукции, снизить уровень товарно-материальных запасов, а также улучшить обратную связь с потребителем при одновременном сокращении административного аппарата. Стандарт ERP позволил объединить все ресурсы предприятия, таким образом, добавляя управление заказами, финансами и т.д.

Сейчас практически  все современные западные производственные системы и основные системы управления производством базируются на концепции ERP и отвечают её рекомендациям, которые вырабатываются американской общественной организацией APICS, объединяющей производителей, консультантов в области управления производством, разработчиков ПО. К сожалению, большинство из российских систем управления производством не удовлетворяет даже требованиям MRP, не говоря уже обо всех остальных более продвинутых концепциях.

На мировом рынке сейчас предлагается свыше 500 систем класса MRP II-ERP. Рынок  бурно растет - на 35% - 40% каждый год. В настоящее время в России присутствуют около десятка западных систем и три-четыре отечественные системы класса КИС (Корпоративные Информационные Системы). Для того, чтобы читатели смогли лучше усвоить и понять, кто есть кто на рынке информационных систем для предприятий России, предлагается (см. табл. 1) классификация информационных систем. Это поможет ориентироваться в большом многообразии предлагаемых решений, определить, какая же именно система нужна вашему предприятию, и сделать обоснованный выбор.

Отечественного потребителя последнее  время пугали системами стандарта ERP с их якобы избыточной функциональностью  и дороговизной, как правило, апеллируя  к самым заметным представителям этого класса - продуктам SAP, Baan и Oracle. Действительно, помимо высоких цен, программные продукты этих корпораций сложны для внедрения в российских условиях: во-первых, у нас элементарно не хватает специалистов по внедрению, а во-вторых, эти системы требуют от заказчика серьезной реорганизации управления.

Достоинством и одновременно недостатком  систем ERP этого уровня является их универсальность. Иными словами, у "гигантов" есть референтные модели для любого типа производственного процесса, и  количество автоматизированных рабочих  мест определяется исключительно финансовыми возможностями заказчика. Но и возможности эти должны быть серьезными. Проект с использованием такой системы не может

В мире бизнеса существует несколько  базовых стратегий управления информацией. Наиболее хорошо разработана система  управления предприятиями ERP. В соответствии со словарем, термин ERP-система (Enterprise Resource Planning — Управление ресурсами предприятия) может употребляться в двух значениях.

Во-первых, система управления предприятиями ERP представляет из себя информационную систему для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы при осуществлении продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов.

Информация о работе Автоматизированные системы управления предприятием