Виртуальное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 14:38, доклад

Описание работы

Дистанционное обучение как одна из форм системы образования стало развиваться еще до появления компьютерной сети Интернет, постепенно наращивая комплекс используемых технологий. Сначала на вооружение была взята так называемая кейс-технология:четко структурированные учебно-методические материалы комплектовались в специальный набор (“кейс”), который затем отправлялся студенту для самостоятельного изучения. Со временем бумажные проспекты и учебники были дополнены записями на магнитных носителях и CD-ROM, а для проведения занятий и чтения лекций стали применять телевизионные технологии.

Работа содержит 1 файл

1 Технологии виртуального обучения.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

     1 Технологии виртуального обучения

     Дистанционное обучение как одна из форм системы  образования стало развиваться  еще до появления компьютерной сети Интернет, постепенно наращивая комплекс используемых технологий. Сначала на вооружение была взята так называемая кейс-технология:четко структурированные учебно-методические материалы комплектовались в специальный набор (“кейс”), который затем отправлялся студенту для самостоятельного изучения. Со временем бумажные проспекты и учебники были дополнены записями на магнитных носителях и CD-ROM, а для проведения занятий и чтения лекций стали применять телевизионные технологии. При этом студент все же должен был периодически посещать очные консультации преподавателей (тьюторов) или инструкторов в специально созданных для этих целей удаленных (региональных) учебных центрах. Всемирная паутина послужила основой для развития сетевых технологий распространения знаний, дав в руки студентов и преподавателей электронные учебники и библиотеки, удобные системы тестирования, а также средства общения. Интернет позволил не только объединить все ранее известные инструменты обучения, но и заметно расширить их перечень, оказав существенное влияние на информационную культуру в образовательной среде.

     Рассмотрим  виды и формы обучения через Интернет. Большинство действующих центров обучения можно условно разделить на три группы по степени “погружения” в Интернет. К первой группе принадлежат заведения, вся работа которых строится исключительно на Интернет-технологиях. Выбор учебного курса, его оплата, занятия со студентами, передача контрольных заданий и их проверка, а также сдача промежуточных и финальных экзаменов осуществляются через Сеть. Подобных учебных центров, иногда именуемых “виртуальными университетами”, не так много из-за высоких требований к аппаратно-программному оснащению и уровню подготовки персонала, а также необходимости значительных начальных финансовых вложений. Вторую, наиболее многочисленную группу, составляют учебные заведения, сочетающие различные традиционные формы очного и дистанционного обучения с новшествами в духе времени. Например, некоторые вузы часть своих программных курсов переводят в виртуальную форму, а центры дистанционного обучения, опираясь на Интернет-технологии, в то же время не отказываются от практики проведения очных экзаменационных сессий. Вариантов здесь может быть много, но в каждом случае компьютеризирована лишь часть учебного процесса. К третьей группе можно отнести учебные центры, для которых Интернет служит лишь внутренней коммуникационной средой. На своих сайтах они размещают информацию об учебных программах (планах), семинарах, а также библиотечные каталоги. Предлагаемые в системах виртуального обучения курсы принято делить на два вида: кредитные и некредитные. “Кредитным” считается курс, официально утвержденный в аккредитованном учебном учреждении. Он засчитывается студенту в рамках учебной программы по какой-либо специальности и является одной из ступенек на пути к получению ученой степени. (Каждый курс в кредитной иерархии имеет свой вес.) К “некредитным” относят курсы, предназначенные для получения дополнительного или постуниверситетского образования (например с целью повышения квалификации) и не ведущие к получению ученой степени. Учебные заведения, предлагающие некредитные курсы, фактически образуют систему “открытого образования”. Они делают акцент на ценности обучающей программы как таковой, не заботясь о престижности выдаваемого диплома или весе кредита. В рамках открытого образования созданы тысячи учебных курсов по самым разным темам, включая освоение языков и совершенствование навыков работы с компьютером. В Интернете можно найти и такие учебные заведения, которые предлагают пройти обучение по полной программе колледжа, но не предоставляют образовательного кредита.

     Стоимость виртуального обучения в 3—5 раз ниже стоимости традиционного. Если в какой-то момент вы понимаете, что обучение на данном курсе лучше отложить на неопределенное время, можно воспользоваться программой возврата денег. Разные курсы — разные условия. Одни курсы вообще не предусматривают подобной процедуры, другие возвращают большую часть суммы (удержав, скажем, 25% на административные расходы), но при условии, что вы попросили об этом не позднее, чем через четыре дня после начала занятий, и не загружали учебные материалы. При выборе виртуальной программы и конкретного курса следует внимательно изучить условия его оплаты и возможности возврата выплаченных средств.

     Всем  ли подходит обучение через Интернет? Сама по себе виртуальная система  образования дает возможность приобрести дополнительные знания всем желающим независимо от национальных, расовых, половых, социальных и других признаков, которые в ином случае могут стать поводом для дискриминации (для некоторых стран это очень актуально). Гораздо большую роль играют личностные особенности, предпочтения и качества, способствующие или не способствующие успешному виртуальному обучению. Что нужно, чтобы учеба на виртуальных курсах оказалась успешной? Во-первых, студент должен быть готов делиться с другими профессиональным и образовательным опытом. Интернет помогает преодолеть внутренние психологические барьеры, мешающие активному участию в дискуссии при визуальном контакте, но в то же время поначалу он не дает ощущения аудитории. Поэтому виртуальное окружение должно быть дружелюбным и открытым для конструктивного общения. Во-вторых, необходимы навыки уверенного обращения с клавиатурой и умение выражать свои мысли в письменной форме. (В виртуальном пространстве практически весь обмен информацией ведется в письменном виде.) И, наконец, в-третьих, учащийся не должен стесняться сообщать о своих проблемах. В противном случае преподаватель не сможет своевременно вмешаться в учебный процесс и оказать необходимую помощь, так как большинство внешних признаков, по которым в обычной ситуации он мог бы понять, что у студента возникли какие-то проблемы (смущение, беспокойство, потеря интереса к предмету, пропуски занятий и т. п.) при виртуальном обучении исключены. Привнося в процесс обучения свободу и гибкость, Интернет требует ответственного к нему отношения, реальной внутренней мотивации к занятиям и самодисциплины в плане соблюдения сроков и требований, предъявляемых к студентам. Нужно хорошо представлять себе, что хотя взаимодействие в виртуальных классах может быть очень интенсивным, это отнюдь не то же самое, что общение с сокурсниками в неформальной обстановке или в студенческом общежитии. Многие студенты рассматривают Интернет-курсы как удобный способ получения образования, но не более легкий, чем традиционный. Виртуальные занятия обычно строятся по принципу постепенного “наращивания оборотов”. Крайне важно не пропускать занятия и своевременно выполнять задания. Преподаватели отмечают, что если студент один раз выпадает из общего процесса, то “втащить” его обратно уже практически невозможно. Как не всякий хороший преподаватель годится для ведения виртуальных курсов, так не всякий студент способен извлечь из них пользу. Степень своей готовности к такой форме занятий можно оценить, воспользовавшись предлагаемыми в Сети опросниками.

     Мнение  “против”

     В 1999 г. была опубликована статья под  названием “Кто убивает высшее образование?” (Talbott, “Who’s Killing Higher Education?”, EduCom Review). В  ней автор утверждает, что “новые информационные технологии предрекают конец высшему образованию в  том виде, в каком оно существует сегодня”. Качество полученного образования во многом зависит от личности преподавателя, который кроме обеспечения формального учебного процесса играет очень важную роль в формировании мировоззрения студентов, их характера. В статье описывается мрачная перспектива всеобщей “механизации” сознания нового поколения, неизбежно ведущая к утрате общечеловеческих ценностей и к бездуховности общества. Безусловно, новые информационные технологии существенно меняют формы взаимодействия студентов и преподавателей, оказывая влияние и на содержание обучения. При этом все же имеет место не разрушение добрых старых традиций в сфере образования, а скорее рождение новой парадигмы и нового качества высшего образования. Следует отметить, что распространение виртуальных форм обучения - это естественный этап эволюции системы образования от классического университета до виртуального, т. е. от доски с мелом к компьютерным обучающим программам, от обычной библиотеки к электронной, от малочисленных учебных групп к виртуальным аудиториям любого масштаба и т. д. Происходящие в сфере образования процессы не носят антагонистического характера, и поэтому виртуальные и традиционные формы обучения не следует воспринимать как взаимоисключающие. Хорошее образование сегодня - это синтез самых разных форм получения знаний и современных технологий, оптимальное сочетание которых может определить для себя только сам учащийся. 

     2 Особенности использования виртуального обучения в сфере образования

     Обучение  в виртуальном классе позволяет демонстрировать, кроме самого тренера, еще и графики, иллюстрации, любые изображения, слайды презентаций в формате Power Point, а также события на своем рабочем столе (например, работу в определенной программе). Тренер может пользоваться виртуальной указкой и средствами выделения для указания области в графике, о которой идет речь.

     Технические средства для ведения online-обучения

     Большинство продаваемых в современном мире компьютеров уже имеют все  необходимые устройства для участия  в вебинарах. Дополнительно требуется подключение к каналу сети Интернет, а также желательно приобрести гарнитуру наушники-микрофон. Основное удобство проведения вебинаров на специализированных порталах и участия в них – вам не потребуется установка никакого дополнительного программного обеспечения. Слушателям в письме высылается ссылка, по которой в указанное время следует войти через свой Интернет-браузер в виртуальный класс, введя пароль пользователя портала и код авторизации, который ведущий вебинара высылает участникам (если вебинар проводится на платной основе).

     Для создания своего вебинара требуется  знание основных офисных программ на уровне уверенного пользователя. На портале www.webinary.biz можно просмотреть бесплатный вебинар – краткую инструкцию по пользованию сайтом.

     Термин "виртуальный" происходит от латинского слова "virtualis", что означает "возможный; такой, который может или должен появиться при определённых условиях". В психологии используются термины "виртуальный образ", "виртуальный  объект". Например, виртуальным объектом считается объединение человека и машины. Функции этого виртуального объекта не сводятся ни к функциям человека, ни к функциям машины, а сам такой виртуальный объект возможен только при взаимодействии реальных объектов - человека и машины.

     В компьютерной технике применяется  так называемая виртуальная память - кажущаяся память ЭВМ, которой не соответствует ни один физический носитель памяти. Виртуальная память существует только в результате функциональных отношений между элементами компьютера. С помощью программных средств, обеспечивающих создание виртуальной памяти, человек может пользоваться большим объёмом информации, чем тем, который позволяют вместить реальные физические носители. Практически все современные компьютеры оснащаются специальной виртуальной машиной.

     Наибольшую  популярность сегодня прибрёл термин "виртуальная реальность" по отношению  к компьютерному моделированию. В данном случае человек взаимодействует  с искусственной трехмерной визуальной или другой сенсорной средой, производя в ней виртуальные действия. Для этого он использует диалоговые устройства - виртуальный шлем, перчатки или целый костюм. С их помощью человек погружается в генерируемую машиной среду, в которой он может совершать определённые действия: переходить в другие комнаты, управлять объектами, которые он видит в виртуальной среде, испытывать различные ощущения от изменяющихся точек зрения или вызываемых им виртуальных событий.

     В учебных целях виртуальные технологии стали применяться ещё в 1960-х  годах, когда с помощью специальных тренажёров пилоты осваивали способы управления самолетом. С 80-х годов в США стали создаваться принципиально новые системы диалогового управления машинно-генерируемыми образами, прежде всего для решения задач подготовки военного персонала. Понятие виртуальности применяется в психологии, физике, биотехнологии, искусствоведении, эргономике, индустрии развлечений и др. Например, виртуальным объектом считается объединение человека и машины. Функции этого виртуального объекта не сводятся ни к функциям человека, ни к функциям машины, а сам такой виртуальный объект возможен только при взаимодействии реальных объектов - человека и машины.

     С психологической точки зрения Н.А.Носовым  выделены следующие специфические  свойства виртуальной реальности: порождённость, актуальность, автономность, интерактивность (с.13). Психологические виртуальные реальности порождаются, на его взгляд, психикой человека. Виртуальная реальность существует только пока активна порождающая её реальность; в виртуальной реальности своё время, пространство и законы. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей её.

     Причиной  виртуальных процессов является взаимодействия реальных объектов. В  случае, если один или несколько взаимодействующих объектов выступают в роли субъектов деятельностного взаимодействия (ученика, учителя), то это взаимодействие становится источником их виртуального состояния, отличающегося от состояния этих же субъектов до данного взаимодействия. Изменения и приращения внутренних качеств реальных субъектов, возникающие в результате их виртуального состояния, характеризуют процесс и результат происходящего образования.

     Ключевыми признаками виртуального образовательного процесса на наш взгляд, являются:

     а) его предварительная неопределённость для субъектов взаимодействия;

     б) уникальность для каждого рода их взаимодействия, в том числе и  с реальными образовательными объектами;

     в) существование только на протяжении самого взаимодействия. Виртуальный процесс происходит в соответствующем виртуальном пространстве, свойства которого определяются аналогичными признаками и наличием в нём виртуальных объектов.

     В наиболее общем виде под виртуальным  образованием мы понимаем процесс и  результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют данные объекты и субъекты. Существование виртуального образовательного пространства вне коммуникации учителей, учеников и образовательных объектов невозможно.

     Другими словами, виртуальная образовательная  среда создаётся только теми объектами  и субъектами, которые участвуют  в образовательном процессе, а  не техническими средствами, наглядными пособиями или учебными аудиториями. Заметим, что традиционное понимание образования как передачи ученику некоторого объёма материала обходится без учёта взаимодействия конкретных личностей и устанавливается достаточно объектно в виде заданных для реализации учебных стандартов, планов, программ и т.п.

Информация о работе Виртуальное обучение