Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:11, реферат
Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности.
Познавательная деятельность на уроках информатики.
Составила: Емельянова О.В.
1. Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Познавательная деятельность личности всегда связана с каким-нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, в первую очередь, на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности.
Познавательный
интерес нужно признавать
При формировании познавательного интереса и творческого подхода при выполнении разного рода заданий важно учитывать внутреннюю и внешнюю его стороны. Но так как учитель не может в полном объеме воздействовать на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредоточить внимание на средствах обучения и, следовательно, учитывать внешние условия.
Наиболее эффективным
в формировании мотиваций
Предметом познавательного интереса и творчества для школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Но далеко не все
в учебном материале может
представлять для учащихся какой-либо
интерес. Поэтому необходимо уделять
внимание процессу деятельности учащихся,
т.е. требуется таким образом
2. Формирование познавательного интереса и творческой активности школьников при обучении в компьютерной среде – процесс, состоящий из нескольких этапов, выделить которые можно в зависимости от уровня владения учащегося компьютером.
Первый этап – учащемуся первый раз приходится работать за компьютером. Компьютер представляет для них интерес как что-то незнакомое, открывающее совершенно новые возможности. Наряду с интересом у ребят присутствует страх. Поэтому на первом этапе необходимо дать школьникам основные, самые первые навыки по работе на компьютере
Второй этап – учащиеся уже обладают основными навыками работы за компьютером, поэтому им становится интересно просто выполнять какие-то действия, а также продемонстрировать всем, что он что-то умеет. На данном этапе необходимо дать понять ребятам, что у компьютера есть еще очень много возможностей.
Третий этап – учащиеся достаточно уверенно работают за компьютером, хорошо знают основы. Поэтому необходимо уделить особое внимание разнообразным методам организации обучения, новым педагогическим технологиям, давать ребятам интересные задания, ставить перед ними проблемы. На этом этапе можно продолжить изучение приложений, но на углубленном уровне.
Четвертый этап – знакомство с дополнительными приложениями, дополнительными возможностями компьютера, программирование. Благодаря новым знаниям, умениям, навыкам, приобретенным ребятами на таких уроках можно создавать очень сложные, интересные работы. Ребята смогут проявить свое творчество, воплотить в жизнь какие-то свои идеи. Также есть возможность участвовать в различных конкурсах.
А) Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать – это понятно. Но ещё важнее – один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. Информационные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся. А как её можно активизировать?
Наиболее важным моментом
здесь выступает результат
Безусловно, не всякую деятельность возможно и/или целесообразно трансформировать в проектную. Можно в целях активизации использовать и такие приёмы:
Практическая деятельность должна нести развивающий характер, поэтому в ней должно быть минимум инструкционизма: большую роль сыграет именно самостоятельная исследовательская, поисковая, аналитическая деятельность, чем выполнение пошаговой работы, когда процесс уже полностью описан.
Б) Теперь о том, как активизировать познавательный интерес обучающихся к другим областям знаний на уроках информатики средствами информационных технологий.
Здесь могут помочь межпредметные связи. А как их реализовать? Решение проблем других областей средствами информационных технологий (например, построение динамики популяций в MS Excel; рисование топографической карты в графическом редакторе или создание плаката или стенда и т.д.). (
С) Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.
Как научить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.
Ценным методом стимулирования интереса к предмету выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности.
Постановка
перед учащимися
перспективы тоже
в значительной степени стимулирует интерес
к предмету. Например, перспектива – “кто
справится с контрольной работой лучше:
мальчики или девочки?”.
3. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать быстрые нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
В обучении информатики
на уроках и внеурочно необходимо
создавать атмосферу
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики.
Работая
над методической темой «Активизация
познавательной деятельности учащихся
на уроках информатики», пришла к некоторым
выводам:
Итак, перед нами
две стороны медали: с одной
– информационные технологии как
средство активизации познавательной
деятельности на уроках информатики, с
другой – предмет информатика, обладающий
широким спектром возможностей для
активизации интереса к другим областям
знаний.
Лучше один раз
увидеть, чем семь раз услышать –
это понятно. Но
ещё важнее – хотя бы
один раз сделать. Тогда помимо знаний
появляется умение. А если сделать несколько
раз, развивается навык. Поэтому на уроках
информатики должна иметь приоритет именно
практическая направленность деятельности
учащихся, через которую и происходит
познание.
Крайне важно
чтобы практическая деятельность несла
развивающий характер, поэтому в
ней должно быть минимум инструкций,
максимум самостоятельной
Хочется лишь отметить, что связь между предметами всегда можно найти, даже если она не явно видна. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем. |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
1. Теоретические
основы и проблемы развития
познавательных интересов и
1.1. Историко-педагогический
аспект формирования
1.2. Определение
понятий познавательный
1.3. Формирование
познавательного интереса и
2. Исследование
познавательного интереса и
3. Методические
аспекты использования приемов
развития познавательного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Литература.
Введение
В современном
постоянно меняющемся, динамическом
мире на первый план выходит не просто
обучение учащегося предметным знаниям,
умениям, навыкам, (некоторые из которых
могут оказаться либо устаревшими,
либо невостребованными), а личность
учащегося, как будущего активного
деятеля. В условиях информатизации
общества в целом и образования
в частности важную роль в формировании
необходимых ЗУН, а также качеств
личности учащегося играет предмет
информатика и ИКТ. Одной из основных
задач школьного курса
Одним из средств
решения данной задачи является создание
на уроках информатики таких условий,
при которых формируется и
удовлетворяется познавательная потребность
обучаемых. Педагог стимулирует
учащегося к саморазвитию, изучает
его познавательные потребности, создает
условия творческой деятельности и
тем самым формирует
Существует достаточно много работ освещающих проблему формирования и развития познавательных интересов учащихся, в том числе и на уроках информатики. Поэтому я поставила перед собой цель: выработать собственные методы и приемы, способствующие формированию познавательного интереса и творческой активности на уроках информатики.
Информация о работе Познавательная деятельность на уроках информатики