Познавательная деятельность на уроках информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:11, реферат

Описание работы

Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности.

Работа содержит 1 файл

Познавательная деятельность на уроках информатики.docx

— 45.12 Кб (Скачать)

Познавательная  деятельность на уроках информатики.

Составила: Емельянова О.В.

       1.       Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Познавательная деятельность личности всегда связана с каким-нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, в первую очередь, на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности.

    Познавательный  интерес нужно признавать одним  из самых значимых факторов  учебного процесса, влияние которого  неоспоримо как на создание  светлой и радостной атмосферы  обучения, так и на интенсивность  протекания познавательной деятельности  учащихся. При наличии познавательных  интересов учение становится  близкой, жизненно значимой деятельностью,  в которой сам школьник кровно  заинтересован.

 При формировании  познавательного интереса и творческого подхода при выполнении разного рода заданий важно учитывать внутреннюю и внешнюю его стороны. Но так как учитель не может в полном объеме воздействовать на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредоточить внимание на средствах обучения и, следовательно, учитывать внешние условия.

 Наиболее эффективным  в формировании мотиваций учебной  деятельности школьников является  обучение, не ограничивающееся сообщением  знаний и многократным повторением  учебного материала, а направленное  на развитие у них познавательных  интересов и их творческой  активности.

Предметом познавательного  интереса и творчества для школьников являются новые знания о мире. Поэтому  глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет  новым, неизвестным, поражающим воображение  учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные  поиски и открытия явится важнейшим  звеном формирования интереса к учению.

Но далеко не все  в учебном материале может  представлять для учащихся какой-либо интерес. Поэтому необходимо уделять  внимание процессу деятельности учащихся, т.е. требуется таким образом организовывать учебную деятельность, чтобы сам  процесс учения привлекал школьников.

  2.        Формирование познавательного интереса и творческой активности школьников при обучении в компьютерной среде – процесс, состоящий из нескольких этапов, выделить которые можно в зависимости от уровня владения учащегося компьютером.

Первый  этап – учащемуся первый раз приходится работать за компьютером. Компьютер представляет для них интерес как что-то незнакомое, открывающее совершенно новые возможности. Наряду с интересом у ребят присутствует страх. Поэтому на первом этапе необходимо дать школьникам основные, самые первые навыки по работе на компьютере

Второй  этап – учащиеся уже обладают основными навыками работы за компьютером, поэтому им становится интересно просто выполнять какие-то действия, а также продемонстрировать всем, что он что-то умеет. На данном этапе необходимо дать понять ребятам, что у компьютера есть еще очень много возможностей.

Третий  этап – учащиеся достаточно уверенно работают за компьютером, хорошо знают основы. Поэтому необходимо уделить особое внимание разнообразным методам организации обучения, новым педагогическим технологиям, давать ребятам интересные задания, ставить перед ними проблемы. На этом этапе можно продолжить изучение приложений, но на углубленном уровне.

Четвертый этап – знакомство с дополнительными приложениями, дополнительными возможностями компьютера, программирование. Благодаря новым знаниям, умениям, навыкам, приобретенным ребятами на таких уроках можно создавать очень сложные, интересные работы. Ребята смогут проявить свое творчество, воплотить в жизнь какие-то свои идеи. Также есть возможность участвовать в различных конкурсах.

А) Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать – это понятно. Но ещё важнее – один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. Информационные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся. А как её можно активизировать?

Наиболее важным моментом здесь выступает результат выполняемых  действий. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость. Идеальным средством для решения данной задачи может оказаться метод проектов.

Безусловно, не всякую деятельность возможно и/или целесообразно  трансформировать в проектную. Можно в целях активизации использовать и такие приёмы:

  • особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть);
  • добавить в практическую деятельность (особенно если она рутинная) игровой, соревновательный момент, тогда она обретёт хотя бы временную значимость
  • создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным (например, составить вместе столы и попросить класс решить задачу урока совместно или группами, позволить обсуждение.).

Практическая  деятельность должна нести развивающий  характер, поэтому в ней должно быть минимум инструкционизма: большую роль сыграет именно самостоятельная исследовательская, поисковая, аналитическая деятельность, чем выполнение пошаговой работы, когда процесс уже полностью описан.

Б) Теперь о том, как активизировать познавательный интерес обучающихся к другим областям знаний на уроках информатики средствами информационных технологий.

Здесь могут помочь межпредметные связи. А как их реализовать? Решение проблем других областей средствами информационных технологий (например, построение динамики популяций в MS Excel; рисование топографической карты в графическом редакторе или создание плаката или стенда и т.д.). (

С) Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Как научить ученика  работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными  заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование  заданий и наглядность.

Ценным методом  стимулирования интереса к предмету выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. 

Постановка  перед учащимися  перспективы тоже в значительной степени стимулирует интерес к предмету. Например, перспектива – “кто справится с контрольной работой лучше: мальчики или девочки?”. 

       3. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать быстрые нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

В обучении информатики  на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого  поиска, помогающую школьнику как  можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проективный  метод, привлекать школьников к самостоятельной  научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых  учителем на уроке, позволяет сделать  каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов  в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность учащихся. 

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики.

Работая над методической темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики», пришла к некоторым  выводам:
  1. Необходимо обратить особое внимание именно на познавательную деятельность учащихся, т.к. активизация деятельности учеников на уроках информатики не представляет особого труда. Эта активность связана в основном с восприятием учащимися компьютера только как средства развлечения. И, соответственно, изучение компьютера, как вычислительного средства, инструмента для поиска, обработки, передачи информации, т.е. как важнейшего орудия для осуществления информационных процессов, наконец, изучение устройства и принципов работы ЭВМ отходит у большинства обучающихся на второй план.
  2. Активизируя познавательную деятельность учащихся средствами информатики (а точнее – информационных технологий), реализуя межпредметные связи в сочетании с современными мультимедийными возможностями и всем известной значимости урока информатики для школьников можно найти массу методов, приёмов и средств такой активизации.

Итак, перед нами две стороны медали: с одной  – информационные технологии как  средство активизации познавательной деятельности на уроках информатики, с  другой – предмет информатика, обладающий широким спектром возможностей для  активизации интереса к другим областям знаний. 
 
Как же использовать этот грандиозный потенциал предмета информатика для реализации этих процессов? 
 
Рассмотрим сначала первую сторону вопроса. Для этого обратимся сначала к психологии и используем простейший психологический приём: поставим себя на место ученика. Что ждёт он от урока информатики? Большинство детей, наверное, приходит на информатику с основной целью – развлечься посредством возможностей компьютерной техники. Средствами развлечения могут выступать игры, видео, музыка, изображения, то есть всё то, что привлекает визуально, позволяет интерактивно участвовать. Всё это называют одним словом – «мультимедиа». Так почему бы не направить это великолепное средство мотивации в нужное русло. Тем более что сегодня для создания мультимедийных и интерактивных материалов масса средств. Итак, для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее мультимедийном и интерактивном виде. Такой материал может быть представлен в виде:

  • презентаций (с их помощью можно иллюстрировать материал, а можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучать, что более значимо);
  • компьютерных игр (естественно, тех игр, которые содержат развивающий или познавательный материал);
  • интерактивных программ, тестов (чем больше участия принимает ученик в процессе обучения, тем больше значимости обретают полученные знания, умения и навыки);
  • графических демонстрационных материалов (это могут быть как обычные плакаты, стенды, раздаточные материалы, а лучше, если это будут изображения, которые школьник сам найдёт и просмотрит на ПК);
  • видео или мультипликационных фильмов (и нет ничего зазорного в том, чтобы ученик, например, 11-го класса смотрел на уроке мультфильм, если он несёт в себе хоть какой-то образовательный смысл).

Лучше один раз  увидеть, чем семь раз услышать –  это понятно. Но ещё важнее – хотя бы один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. А если сделать несколько раз, развивается навык. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая направленность деятельности учащихся, через которую и происходит познание. 
 
А как её можно активизировать? 
 
Наиболее важным моментом здесь выступает результат выполняемых действий. Вряд ли слабого или среднего ученика привлечёт такой вид деятельности, результат или назначение которой – учение. Учение нынче «не в моде». К тому же большинство учащихся часто даже не осознают роль получаемых в школе знаний. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость для ученика, т.е. мотив. Одним из таких мотивов могут стать бинарные уроки. Ученик выполняет работу и к информатике, и к другому или другим предметам, тратит гораздо меньше времени на подготовку, а получает сразу несколько оценок. В этом случае возникает мотив к познанию, развивается стремление к дальнейшим действиям. 
 
Другим средством для решения данной задачи может оказаться метод проектов. О нём в последние годы уже много сказано и написано. Акцентирую лишь внимание на том, что проектная деятельность в зависимости от реализуемых образовательных задач может принимать всяческие формы: это может быть грандиозный проект на целый учебный год и более (он может быть и сквозным, то есть не прерывающим классические занятия), а может – проектом на один или несколько уроков (мини-проект). Безусловно, не всякую деятельность возможно и целесообразно трансформировать в проектную. 
 
Приведу еще несколько примеров активизации познавательной деятельности учащихся с использованием следующих приёмов:

  • особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть);
  • добавить в практическую деятельность игровой, соревновательный момент, тогда она обретёт хотя бы временную значимость
  • создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным

Крайне важно  чтобы практическая деятельность несла  развивающий характер, поэтому в  ней должно быть минимум инструкций, максимум самостоятельной исследовательской, поисковой, аналитической деятельности. Пускай ребёнок сам отыщет правильный алгоритм, а может быть именно его  решение будет лучшим и оригинальным. Наконец, для активизации познавательной деятельности при изучении сложного или «скучного» материала, каким  часто бывает программирование, порекомендую с самого начала продемонстрировать удивительные результаты, которые может  предоставить тот или иной изучаемый  материал. Например, можно показать работу небольших программ, созданных  с помощью изучаемого языка программирования, выполняющих потрясающие действия: небольшой конструктор, позволяющий  собрать домик, снеговика и другие картинки, воспроизводящих мелодию  и др. После такой демонстрации у части школьников возникает  желание самим создать не только что-то подобное, а во много раз  лучшее произведение программистского искусства. 
 
Теперь о том, как активизировать познавательный интерес обучающихся к другим областям знаний на уроках информатики средствами информационных технологий. Здесь могут помочь межпредметные связи. А как их реализовать? 
 
Попробуйте такие средства:

  • комбинирование уроков;
  • внедрение знаний из других областей в задачи, решаемые информатикой
  • решение проблем других областей средствами информационных технологий;
  • это опять же мои любимые бинарные уроки.

Хочется лишь отметить, что связь между предметами всегда можно найти, даже если она не явно видна. Компьютер сегодня проникает  во все сферы жизни, становясь  инструментом решения многих проблем.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

1. Теоретические  основы и проблемы развития  познавательных интересов и творческой  активности школьников.

1.1. Историко-педагогический  аспект формирования познавательного  интереса и творческой активности  у учащихся.

1.2. Определение  понятий познавательный интерес  и творческая активность.

1.3. Формирование  познавательного интереса и творческой  активности.

2. Исследование  познавательного интереса и творческой  активности учащихся.

3. Методические  аспекты использования приемов  развития познавательного интереса  и творческой активности на  уроках информатики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Литература.

Введение

В современном  постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, (некоторые из которых  могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность учащегося, как будущего активного  деятеля. В условиях информатизации общества в целом и образования  в частности важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств  личности учащегося играет предмет  информатика и ИКТ. Одной из основных задач школьного курса информатики  выступает формирование у учащегося  умения работать с информацией, понимания  вопросов адекватного выбора средств  и методов обработки информации.

Одним из средств  решения данной задачи является создание на уроках информатики таких условий, при которых формируется и  удовлетворяется познавательная потребность  обучаемых. Педагог стимулирует  учащегося к саморазвитию, изучает  его познавательные потребности, создает  условия творческой деятельности и  тем самым формирует познавательные интересы учащихся.

Существует достаточно много работ освещающих проблему формирования и развития познавательных интересов учащихся, в том числе  и на уроках информатики. Поэтому  я поставила перед собой цель: выработать собственные методы и приемы, способствующие формированию познавательного интереса и творческой активности на уроках информатики.

Информация о работе Познавательная деятельность на уроках информатики