Этапы создания экспертной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – ознакомиться с экспертной системой, со структурой экспертных систем и назначением экспертных систем.
Задачи курсовой работы:
ознакомиться с понятием «экспертная система»;
выявить этапы создания экспертной системы;
рассмотреть средства построения экспертной системы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по информатике майя.doc

— 487.50 Кб (Скачать)

он  составляет план разработки. План определяет шаги процесса разработки и необходимые затраты, а также ожидаемые результаты.

      3.2 Этап разработки  прототипной системы.

      Прототипная система является усеченной версией  экспертной системы, спроектированной для проверки правильности кодирования фактов, связей и стратегий рассуждения эксперта. Она также дает возможность инженеру по знаниям привлечь эксперта к активному участию в разработке экспертной системы и, следовательно, к принятию им обязательства приложить все усилия для создания системы в полном объеме.

      Объем прототипа - несколько десятков правил, фреймов или примеров. На рис. 4 изображены шесть стадий разработки прототипа и минимальный коллектив разработчиков, занятых на каждой из стадий (пять стадий заимствованы из [10]). Приведем краткую характеристику каждой из стадий, хотя эта схема представляет грубое приближение к сложному итеративному процессу.

Рис.4 – Стадии разработки прототипа ЭС.

     Идентификация проблемы – знакомство и обучение коллектива разработчиков, а также создание неформальной формулировки проблемы. Средняя продолжительность 1 - 2 недели.

     Извлечение  знаний – получение инженером по знаниям наиболее полного представления о предметной области и способах принятия решения в ней. Средняя продолжительность 1 - 3 месяца.

     Концептуализация  знаний – разработка неформального описания знаний о предметной области в виде графа, таблицы, диаграммы или текста, которое отражает основные концепции и взаимосвязи между понятиями предметной области. Такое описание называется полем знаний. Средняя продолжительность этапа 2 - 4 недели.

     Формализация  знаний – разработка базы знаний на языке, который, с одной стороны, соответствует структуре поля знаний, а с другой - позволяет реализовать прототип системы на следующей стадии программной реализации. Все чаще на этой стадии используется симбиоз языков представления знаний, например, в системе ОМЕГА [7] - фреймы + семантические сети + полный набор возможностей языка исчисления предикатов. Средняя продолжительность 1 - 2 месяца.

     Реализация – разработка программного комплекса, демонстрирующего жизнеспособность подхода в целом. Чаще всего первый прототип отбрасывается на этапе реализации действующей ЭС. Средняя продолжительность 1 - 2 месяца.

     Тестирование – выявление ошибок в подходе и реализации прототипа и выработка рекомендаций по доводке системы до промышленного варианта. Средняя продолжительность 1 - 2 недели.

      3.3 Этап развития  прототипа до промышленной  ЭС.

      При неудовлетворительном функционировании прототипа эксперт и инженер  по знаниям имеют возможность оценить, что именно будет включено в разработку окончательного варианта системы. Если первоначально выбранные объекты или свойства оказываются неподходящими, их необходимо изменить. Можно сделать оценку общего числа эвристических правил, необходимых для создания окончательного варианта экспертной системы. Иногда при разработке промышленной системы выделяют дополнительные этапы для перехода: демонстрационный прототип - исследовательский прототип - действующий прототип - промышленная система. Однако чаще реализуется плавный переход от демонстрационного прототипа к промышленной системе, при этом, если программный инструментарий выбран удачно, необязательна перепись другими программными средствами. Понятие же коммерческой системы в нашей стране входит в понятие промышленный программный продукт, или промышленной ЭС в этой работе (Табл.2).

                Табл.2

Демонстрационный  прототип ЭС Система решает часть задач, демонстрируя ж  из неспособность полхода (несколько  десятков правил или понятий)
Исследовательский прототип ЭС Система решает большинство задач, но не устойчива  в работе и не полностью проверена [несколько сотен правил или понятий)
Действующий прототип ЭС Система надежно решает все задачи на реальных примерах, но для сложной задачи требует много времени и памяти
Промышленная  система Система обеспечивает высокое качество решений  при минимизации требуемого времени  и памяти: переписывается с использованием более эффективных средств представления знаний
Коммерческая  система Промышленная  система, пригодная к продаже, т.е. хорошо документирована и снабжена сервисом

      Основное  на третьем этапе заключается  в добавлении большого числа дополнительных эвристик. Эти эвристики обычно увеличивают  глубину системы, обеспечивая большее  число правил для трудноуловимых аспектов отдельных случаев. В то же время эксперт и инженер по знаниям могут расширить охват системы, включая правила, управляющие дополнительными подзадачами или дополнительными аспектами экспертной задачи (метазнания). После установления основной структуры ЭС инженер по знаниям приступает к разработке и адаптации интерфейсов, с помощью которых система будет общаться с пользователем и экспертом. Необходимо обратить особое внимание на языковые возможности интерфейсов, их простоту и удобство для управления работой ЭС. Система должна обеспечивать пользователю возможность легким и естественным образом спрашивать непонятное, приостанавливать работу и т.д. В частности, могут оказаться полезными графические представления. На этом этапе разработки большинство экспертов узнают достаточно о вводе правил и могут сами вводить в систему новые правила. Таким образом, начинается процесс, во время которого инженер по знаниям передает право собственности и контроля за системой эксперту для уточнения, детальной разработки и обслуживания.

      3.4 Этап оценки системы.

      После завершения этапа разработки промышленной экспертной системы необходимо провести ее тестирование в отношении критериев  эффективности. К тестированию широко привлекаются другие эксперты с целью  апробирования работоспособности системы на различных примерах. Экспертные системы оцениваются главным образом для того, чтобы проверить точность работы программы и ее полезность. Оценку можно проводить, исходя из различных критериев, которые сгруппируем следующим образом:

  • критерии пользователей (понятность и "прозрачность" работы системы, удобство интерфейсов и др.);
  • критерии приглашенных экспертов (оценка советов-решений, предлагаемых системой, сравнение ее с собственными решениями, оценка подсистемы объяснений и др.);
  • критерии коллектива разработчиков (эффективность реализации, производительность, время отклика, дизайн, широта охвата предметной области, непротиворечивость БЗ, количество тупиковых ситуаций, когда система не может принять решение, анализ чувствительности программы к незначительным изменениям в представлении знаний, весовых коэффициентах, применяемых в механизмах логического вывода, данных.

      3.5 Этап стыковки  системы.

      На  этом этапе осуществляется стыковка экспертной системы с другими  программными средствами в среде, в которой она будет работать, и обучение людей, которых она будет обслуживать. Иногда это означает внесение существенных изменений.

      Такое изменение требует непременного вмешательства инженера по знаниям или какого-либо другого специалиста, который сможет модифицировать систему. Под стыковкой подразумевается также разработка связей между экспертной системой и средой, в которой она действует.

      Когда экспертная система уже готова, инженер  по знаниям должен убедиться в том, что эксперты, пользователи и персонал знают, как эксплуатировать и обслуживать ее. После передачи им своего опыта в области информационной технологии инженер по знаниям может полностью предоставить ее в распоряжение пользователей. Для подтверждения полезности системы важно предоставить каждому из пользователей возможность поставить перед ЭС реальные задачи, а затем проследить, как она выполняет эти задачи. Чтобы система была одобрена, необходимо представить ее как помощника, освобождающего пользователей от обременительных задач, а не как средство их замещения.

      Стыковка  включает обеспечение связи ЭС с  существующими базами данных и другими  системами на предприятии, а также  улучшение системных факторов, зависящих  от времени, чтобы можно было обеспечить ее более эффективную работу и  улучшить характеристики ее технических средств, если система работает в необычной среде (например, связь с измерительными устройствами).

      3.6 Этап поддержки  системы.

      При перекодировании системы на язык, подобный Си, повышается ее быстродействие и увеличивается переносимость, однако гибкость при этом уменьшается. Это приемлемо лишь в том случае, если система сохраняет все знания проблемной области, и это знание не будет изменяться в ближайшем будущем. Однако, если экспертная система создана именно из-за того, что проблемная область изменяется, то необходимо поддерживать систему в инструментальной среде разработки.

Информация о работе Этапы создания экспертной системы