Алгоритмы и структуры данных

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:14, курс лекций

Описание работы

Алгоритм - это точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от варьируемых начальных данных к искомому результату.
ЭВМ в настоящее время приходится не только считывать и выполнять определенные алгоритмы, но и хранить значительные объемы информации, к которой нужно быстро обращаться. Эта информация в некотором смысле представляет собой абстракцию того или иного фрагмента реального мира и состоит из определенного множества данных, относящихся к какой-либо проблеме.

Работа содержит 1 файл

Kurs_lekc_alg_SD.doc

— 1.57 Мб (Скачать)

Курс лекций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АЛГОРИТМЫ И СТРУКТУРЫ ДАННЫХ

 

Курс лекций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятия алгоритма и структуры данных

Алгоритм - это точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от варьируемых начальных данных к искомому результату.

ЭВМ в настоящее время приходится не только считывать и выполнять определенные алгоритмы, но и хранить значительные объемы информации, к которой нужно быстро обращаться. Эта информация в некотором смысле представляет собой абстракцию того или иного фрагмента реального мира и состоит из определенного множества данных, относящихся к какой-либо проблеме.

Независимо от содержания и сложности любые данные в памяти ЭВМ представляются последовательностью двоичных разрядов, или битов, а их значениями являются соответствующие двоичные числа. Данные, рассматриваемые в виде последовательности битов, имеют очень простую организацию или, другими словами, слабо структурированы. Для человека описывать и исследовать сколько-нибудь сложные данные в терминах последовательностей битов весьма неудобно. Более крупные и содержательные, чем бит, «строительные блоки» для организации произвольных данных получаются на основе понятия «структуры данного».

Под структурой данных в общем случае понимают множество элементов данных и множество связей между ними. Такое определение охватывает все возможные подходы к структуризации данных, но в каждой конкретной задаче используются те или иные его аспекты. Поэтому вводится дополнительная классификация структур данных, которая соответствует различным аспектам их рассмотрения. Прежде чем приступать к изучению конкретных структур данных, дадим их общую классификацию по нескольким признакам (рис. 1).

Понятие «физическая структура данных» отражает способ физического представления данных в памяти машины и называется еще структурой хранения, внутренней структурой или структурой памяти.

Рассмотрение структуры данных без учета ее представления в машинной памяти называется абстрактной или логической структурой. В общем случае между логической и соответствующей ей физической структурами существует различие, степень которого зависит от самой структуры и особенностей той среды, в которой она должна быть отражена. Вследствие этого различия существуют процедуры, осуществляющие отображение логической структуры в физическую и, наоборот, физической структуры в логическую. Эти процедуры обеспечивают, кроме того, доступ к физическим структурам и выполнение над ними различных операций, причем каждая операция рассматривается применительно к логической или физической структуре данных. Кроме того, в зависимости от размещения физических структур, а соответственно, и доступа к ним, различают внутренние (находятся в оперативной памяти) и внешние (на внешних устройствах) структуры данных.

Различаются элементарные (простые, базовые, примитивные) структуры данных и составные (интегрированные, композитные, сложные). Элементарными называются такие структуры данных, которые не могут быть расчленены на составные части, большие, чем биты. С точки зрения физической структуры важным является то обстоятельство, что в конкретной машинной архитектуре, в конкретной системе программирования всегда можно заранее сказать, каков будет размер элементарного данного и каково его размещение в памяти. С логической точки зрения элементарные данные являются неделимыми единицами.

Составными называются такие структуры данных, составными частями которых являются другие структуры данных - элементарные или в свою очередь составные. Составные структуры данных конструируются программистом с использованием средств интеграции данных, предоставляемых языками программирования.

Важный признак составной структуры данных - характер упорядоченности ее частей. По этому признаку структуры можно делить на линейные и нелинейные структуры.

Весьма важный признак структуры данных - ее изменчивость, т. е. изменение числа элементов и/или связей между составными частями структуры. В определении изменчивости структуры не отражен факт изменения значений элементов данных, поскольку в этом случае все структуры данных имели бы свойство изменчивости. По признаку изменчивости различают структуры статические и динамические.

В языках программирования понятие «структуры данных» тесно связано с понятием «типы данных». Любые данные, т. е. константы, переменные, значения функций или выражения, характеризуются своими типами.

Информация по каждому типу однозначно определяет:

  • структуру хранения данных указанного типа, т. е. выделение памяти, представление данных в ней и метод доступа к данным;
  • множество допустимых значений, которые может иметь тот или иной объект описываемого типа;

- набор допустимых операций, которые применимы к объекту описываемого типа.

В последующих разделах рассматриваются структуры данных и соответствующие им типы данных. Базы данных детально изучаются в рамках отдельных дисциплин, и здесь рассматриваться не будут.

При описании элементарных типов и при конструировании составных типов использовался в основном на язык Паскаль. Этот язык используется и во всех примерах, поскольку он был создан специально для иллюстрирования структур данных и алгоритмов и традиционно используется для этих целей. В любом другом процедурном языке программирования высокого уровня (Си, Фортран и т. д.) без труда можно найти аналогичные средства.

Анализ сложности и эффективности алгоритмов и структур данных

В процессе решения прикладных задач выбор подходящего алгоритма вызывает определенные трудности. Алгоритм должен удовлетворять следующим противоречащим друг другу требованиям:

1) быть простым для понимания, перевода в программный код и отладки;

2) эффективно использовать вычислительные ресурсы и выполняться по возможности быстро.

Если разрабатываемая программа, реализующая некоторый алгоритм, должна выполняться только несколько раз, то первое требование наиболее важно. В этом случае стоимость программы оптимизируется по стоимости написания (а не выполнения) программы. Если решение задачи требует значительных вычислительных затрат, то стоимость выполнения программы может превысить стоимость написания программы, особенно если программа выполняется многократно. Поэтому более предпочтительным может стать сложный комплексный алгоритм (в надежде, что результирующая программа будет выполняться существенно быстрее). Таким образом, прежде чем принимать решение об использовании того или иного алгоритма, необходимо оценить сложность и эффективность этого алгоритма.

Сложность алгоритма - это величина, отражающая порядок величины требуемого ресурса (времени или дополнительной памяти) в зависимости от размерности задачи.

Таким образом, будем различать временную T(n) и пространственную V(n) сложности алгоритма. При рассмотрении оценок сложности будем использовать только временную сложность. Пространственная сложность оценивается аналогично.

Самый простой способ оценки - экспериментальный, т. е. запрограммировать алгоритм и выполнить полученную программу на нескольких задачах, оценивая время выполнения программы. Однако этот способ имеет ряд недостатков. Во-первых, экспериментальное программирование -это, возможно, дорогостоящий процесс. Во-вторых, необходимо учитывать, что на время выполнения программ влияют следующие факторы:

  1. временная сложность алгоритма программы;
  2. качество скомпилированного кода исполняемой программы;
  3. машинные инструкции, используемые для выполнения программы.

Наличие второго и третьего факторов не позволяют применять типовые единицы измерения временной сложности алгоритма (секунды, миллисекунды и т.п.), так как можно получить самые различные оценки для одного и того же алгоритма, если использовать разных программистов (которые программируют алгоритм каждый по-своему), разные компиляторы и разные вычислительные машины.

Существует метод, позволяющий теоретически оценить время выполнения алгоритма, который и рассмотрим далее.

Часто, временная сложность алгоритма зависит от количества входных данных. Обычно говорят, что временная сложность алгоритма имеет порядок T(n) от входных данных размера n. Точно определить величину T(n) на практике представляется довольно трудно. Поэтому прибегают к асимптотическим отношениям с использованием O-символики.

Например, если число тактов (действий), необходимое для работы алгоритма, выражается как 11n2 + 19n-log n + 3n + 4, то это алгоритм, для которого T(n) имеет порядок O(n2). Фактически, из всех слагаемых оставляется только то, которое вносит наибольший вклад при больших n (в этом случае остальными слагаемыми можно пренебречь), и игнорируется коэффициент перед ним.

Когда используют обозначение O(), имеют в виду не точное время исполнения, а только его предел сверху, причем с точностью до постоянного множителя. Когда говорят, например, что алгоритму требуется время порядка O(n2), имеют в виду, что время исполнения задачи растет не быстрее, чем квадрат количества элементов.

Для примера приведем числа, иллюстрирующие скорость роста для нескольких функций, которые часто используются при оценке временной сложности алгоритмов (см. табл. 1).

Если считать, что числа соответствуют микросекундам, то для задачи с 1048476 элементами алгоритму со временем работы T(log n) потребуется 20 микросекунд, а алгоритму со временем работы T(n2) - более 12 дней.

Если операция выполняется за фиксированное число шагов, не зависящее от количества данных, то принято писать O(1).

Следует обратить внимание, что основание логарифма здесь не пишется. Причина этого весьма проста. Пусть есть O(log2n). Но l0g2n = = l0g3n/l0g32, а l0g32, как и любую константу, символ О() не учитывает. Таким образом, O(l0g2n) = O(l0g3n). К любому основанию можно перейти аналогично, а значит, и писать его не имеет смысла.

Практически время выполнения алгоритма зависит не только от количества входных данных, но и от их значений, например, время работы некоторых алгоритмов сортировки значительно сокращается, если первоначально данные частично упорядочены, тогда как другие методы оказываются нечувствительными к этому свойству. Чтобы учитывать этот факт, полностью сохраняя при этом возможность анализировать алгоритмы независимо от данных, различают:

  • максимальную сложность Tmax (n), или сложность наиболее неблагоприятного случая, когда алгоритм работает дольше всего;
  • среднюю сложность Tmid (n) - сложность алгоритма в среднем;
  • минимальную сложность Tmin (n) - сложность в наиболее благоприятном случае, когда алгоритм справляется быстрее всего.

Теоретическая оценка временной сложности алгоритма осуществляется с использованием следующих базовых принципов:

1) время выполнения операций присваивания, чтения, записи обычно имеют порядок O(1). Исключением являются операторы присваивания, в которых операнды представляют собой массивы или вызовы функций;

 

  1. время выполнения последовательности операций совпадает с наибольшим временем выполнения операции в данной последовательности (правило сумм: если Tj(n) имеет порядок O(fn)), а T2(n) - порядок O(g(n)), то Tj(n) + T2(n) имеет порядок O(max(f(n), g(n)) );
  2. время выполнения конструкции ветвления (if-then-else) состоит из времени вычисления логического выражения (обычно имеет порядок O(1) ) и наибольшего из времени, необходимого для выполнения операций, исполняемых при истинном значении логического выражения и при ложном значении логического выражения;
  3. время выполнения цикла состоит из времени вычисления условия прекращения цикла (обычно имеет порядок O(1) ) и произведения количества выполненных итераций цикла на наибольшее возможное время выполнения операций тела цикла.
  4. время выполнения операции вызова процедур определяется как время выполнения вызываемой процедуры;
  5. при наличии в алгоритме операции безусловного перехода, необходимо учитывать изменения последовательности операций, осуществляемых с использованием этих операции безусловного перехода.
  6.  

1. СТРУКТУРЫ ДАННЫХ

 

 

 

 

 

 

1.1. Элементарные данные

Данные элементарных типов представляют собой единое и неделимое целое. В каждый момент времени они могут принимать только одно значение. Набор элементарных типов в разных языках программирования несколько различаются, однако есть типы, которые поддерживаются практически везде. Рассмотрим их на примере языка Паскаль:

var

i,  j: integer; x: real; s: char; b: boolean; p: pointer;

Здесь объявлены переменные i, j целочисленного типа, x - вещественного, s - символьного, b - логического типа и p - указатель.

К данным элементарных типов можно обращаться по их именам: i := 46; x := 3.14; s := 'А'; b := true;

 

1.1.1. Данные числовых типов

 

1.1.1.1. Данные целочисленного типа

С помощью целых чисел может быть представлено количество объектов, являющихся дискретными по своей природе (т. е. счетное число объектов).

Диапазон возможных значений целых типов зависит от их внутреннего представления, которое может занимать 1, 2 или 4 байта. В табл. 2 приводится перечень целых типов, размер памяти для их внутреннего представления в битах, диапазон возможных значений.

В отличие от целочисленных типов, значения которых всегда представляются в памяти ЭВМ абсолютно точно, значение вещественных типов определяет число лишь с некоторой конечной точностью, зависящей от внутреннего формата вещественного числа.

Суммарное количество байтов, диапазоны допустимых значений чисел вещественных типов, а также количество значащих цифр после запятой в представлении чисел приведены в табл. 3.

1.1.1.3. Операции над данными числовых типов

Над числовыми типами, как и над всеми другими возможны прежде всего, четыре основных операции: создание, уничтожение, выбор, обновление. Специфическими операциями над числовыми типами являются арифметические операции: сложение, вычитание, умножение, деление. Операция возведения в степень в некоторых языках также является базовой и обозначается специальным символом или комбинацией символов, в других - выполняется встроенными функциями.

Следует обратить внимание на то, что операция деления по-разному выполняется для целых и вещественных чисел. При делении целых чисел дробная часть результата отбрасывается, как бы близка к 1 она ни была. В связи с этим в языке Паскаль имеются даже разные обозначения для деления вещественных и целых чисел - операции «/» и «div» соответственно. В других языках оба вида деления обозначаются одинаково, а тип деления определяется типом операндов. Для целых операндов возможна еще одна операция - остаток от деления (в языке Паскаль операция «mod»).

Еще одна группа операций над числовыми типами - операции сравнения >, <, >, <, =, <>. Существенно, что хотя операндами этих операций являются данные числовых типов, результат их имеет логический тип - «истина» или «ложь». Говоря об операциях сравнения, следует обратить внимание на особенность выполнения сравнений на равенство/неравенство вещественных чисел. Поскольку эти числа представляются в памяти с некоторой (не абсолютной) точностью, сравнения их не всегда могут быть абсолютно достоверны.

Информация о работе Алгоритмы и структуры данных