Жизнь и творчество Гайдая

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:07, реферат

Описание работы

Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года. Его отец - Иов Гайдай - был родом с Полтавщины и до революции отбывал срок на каторге (он взял на себя вину другого человека). Там он познакомился с девушкой, сестрой другого ссыльного, и женился на ней. В этом браке у них появились на свет трое детей, и последним ребенком (и как показало будущее, самым талантливым) оказался наш герой - Леонид Гайдай. Хотя поначалу его биография складывалась вполне обычно.

Работа содержит 1 файл

гайдай(3).docx

— 32.39 Кб (Скачать)

Гайдай Леонид Иович - биография

 

 Гайдай Леонид Иович ( 1923 - 1993 )

 

 Леонид Иович Гайдай - российский кинорежиссер и сценарист. Фильмы: "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука", "Иван Васильевич меняет профессию" и др.

 

 

 

Леонид Иович Гайдай

 

 

 Леонид Гайдай родился  30 января 1923 года. Его отец - Иов Гайдай - был родом с Полтавщины и  до революции отбывал срок  на каторге (он взял на себя  вину другого человека). Там он  познакомился с девушкой, сестрой  другого ссыльного, и женился  на ней. В этом браке у  них появились на свет трое  детей, и последним ребенком (и  как показало будущее, самым  талантливым) оказался наш герой  - Леонид Гайдай. Хотя поначалу  его биография складывалась вполне  обычно.

 

В 1941 году Леонид Гайдай пошел  служить в армию и попал  в Монголию. Но вскоре началась война и его отправили на Калининский фронт. Так как в школе он учил немецкий язык, его определили в разведку. Совершив несколько рейдов по фашистским тылам, сержант Леонид Гайдай во время одного из них подорвался на мине. Ему дали вторую группу инвалидности и комиссовали подчистую. Так завершилась, едва начавшись, военная карьера будущего комедиографа.

 

После войны Гайдай решил  пойти в артисты, хотя с детства  не выговаривал буквы "р" и "л". Однако его приняли в театральную студию при Иркутском областном драмтеатре, которую он в 1947 году благополучно закончил. Затем в течение нескольких лет он играл в местном театре, причем роли ему доверяли отнюдь не эпизодические. Гайдай, например, играл Соленого в "трех сестрах", Ивана Земнухова в "Молодой гвардии", Винченцио в "Укрощении строптивой", Якова Яссе в "Заговоре обреченных" и другие роли. Но Иркутск, видимо, был слишком мал для таланта Гайдая, и в 1949 году он приехал в Москву и поступил во ВГИК на режиссерский факультет.

 

По словам его бывших сокурсников, Леонид Гайдай уже тогда  выделялся своими хохмами. Однажды  они с приятелем возвращались в Останкино и шли по территории нынешнего ВВЦ. Места там были глухие, а с ними за компанию увязалась  молодая сотрудница ВГИКа. И когда они прошли половину пути, Гайдай вдруг остановился и, обращаясь к девице, глухим голосом произнес: "А ну-ка, снимай шубу!" Девушка растерялась, а Гайдай продолжил в том же духе: "Чего стоишь? Может тебе помочь?" И девушка уже начала расстегивать пуговицы, когда Гайдай с приятелем вдруг громко рассмеялись.

 

Однако приколы Гайдая не очень нравились его преподавателям, и уже после первого полугодия  будущий классик кинокомедии  был отчислен из института за профнепригодность. Другой бы в такой ситуации опустил  руки, но Леонид Гайдай был не таким  человеком. Он стал ходить по высоким  кабинетам и доказывать, что его  отчислили несправедливо. В конце  концов ему поверили и приняли вновь с испытательным сроком.

 

В 1955 Гайдай окончил ВГИК. Был режиссером-практикантом на съемках  комедии "Ляна" (1955). Первый фильм "Долгий путь" (1956, совместно с  В. И. Невзоровым) он поставил по сибирским рассказам В. Г. Короленко, таким образом отдав дань своему дальневосточному происхождению.

 

Леонид Гайдай обратился  к жанру сатирической комедии  только в следующей работе "Жених  с того света" (1958), которая подверглась  жесткой цензуре и в результате была значительно сокращена. Фильм "Трижды воскресший" (1960), решенный в жанре героической киноповести  с явным идеологическим пафосом, считается вообще вынужденным в  творчестве Гайдая, который все-таки был чужд политике вопреки ныне приписываемым  ему диссидентским мотивам. Но немаловажно, что действие "Трижды воскресшего" сначала происходит в годы Гражданской войны, а для режиссера эпоха начала 20 века (вплоть до 1930-х годов) окажется впоследствии одной из самых излюбленных, если судить по экранизациям произведений И. Ильфа и Е. Петрова ("12 стульев", 1971), М. А. Булгакова ("Иван Васильевич меняет профессию", 1973), М. М. Зощенко ("Не может быть!", 1975). Да и в упомянутом "Долгом пути", а также в фильмах "Деловые люди" (1963, по рассказам О. Генри) и "За спичками" (1980, СССР—Финляндия, совместно с Р. Орко, по М. Лассиле) события разворачиваются примерно тогда же. Интерес к той поре, безусловно, связан у Гайдая еще и с его пристрастием к раннему кинематографу.

 

В 1961 в короткометражке "Пес Барбос и необычайный кросс" Леонид Гайдай вроде бы случайно взялся за "экранизацию" газетного фельетона  Степана Олейника, чтобы не оставаться в простое. Но в невидимом перенесении  во времени, в ориентации на сатирическо-комедийное искусство 20-х годов как советское, так и американское (Чарли Чаплин, Бастер Китон и Гарольд Ллойд), Гайдай нашел истинный Клондайк. И даже приемы эксцентрической американской комедии приобрели у него чисто российское и вполне советское звучание. Эта незатейливая короткометражка также породила уникальный феномен трех суперпопулярных героев-масок советского кинематографа — Балбеса, Труса и Бывалого, которые потом были задействованы в следующей короткометражке "Самогонщики" (1962), в третьей новелле комедии "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965) и в "Кавказской пленнице" (1966). Две последние названные картины и "Бриллиантовая рука" (1968), удостоенная Государственной премии в 1970, образуют своеобразную комедийную трилогию 1960-х годов. Все эти фильмы являются также самыми кассовыми — только за 15 месяцев проката их посмотрели 222,8 млн. зрителей, то есть практически все население СССР.

 

 

 

"Бриллиантовая рука"

 

В целом же аудитория  в советских кинотеатрах на фильмах  Леонида Гайдая составила (без учета  повторного проката) около 600 млн. человек (например, у Стивена Спилберга  в США зрителей было раза в полтора  меньше). То есть по весьма грубым прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 млн. рублей в ценах до 1991 года. Можно сказать, что "бриллиантовая  рука" была у самого Гайдая. В Америке  был бы при жизни мультимиллионером, у нас же жил скромно, как, допустим, Семен Семенович Горбунков из "Бриллиантовой руки". Неслучайно, что именно эта комедия в 1995 году в результате опроса зрителей телеканала РТР была признана самой лучшей. Это и наиболее кассовое, и совершенное  творение режиссера, вошедшего наряду с Г. Н. Данелией в первую тройку советских комедиографов.

 

 

 

кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

 

Роль Горбункова, который всегда готов выручить и помочь совершить чудо, была доверена Юрию Никулину. Эта карнавальная двойственность героя, программно заявленная и в его любимой песне про зайцев, была своеобразным выходом за пределы регламентированного социального существования, романтически-пародийным проявлением индивидуального куража. Столь популярная и всегда приносившая большую удачу в кинопрокате формула "свой среди чужих, чужой среди своих" обыграна у Гайдая с редкой язвительностью и в то же время с подлинным сочувствием к маленькому человеку, который вынужден играть не свойственную себе значительную роль (этот мотив не раз использовался и Чаплином и Китоном, перед которыми Гайдай преклонялся всю жизнь).

 

И несмотря на то, что режиссер Леонид Гайдай порой сам появлялся в маленьких ролях на экране, его подлинным автопортретом следовало бы считать симпатичного Семена Семеновича (вот и реальная жена режиссера актриса Н. Гребешкова сыграла супругу Горбункова), наивного, добродушного и сердечного "агента поневоле", вынужденного жить на "острове невезения" и спасаться от отчаяния, напевая "А нам все равно, а нам все равно...". Вот почему "Бриллиантовая рука" — не только самая смешная и умная, но и наиболее личная работа Гайдая.

 

А его по-своему знаменательный уход в застойные 1970-е годы прочь  от современной тематики и увлечение  эксцентрическими экранизациями литературы прошлого в итоге привело режиссера  к заведомой неудаче в случае обращения в "Инкогнито из Петербурга" (1978) к "Ревизору" Н. В. Гоголя. Последующие, уже перестроечные работы Гайдая: "Опасно для жизни!" (1985), "Частный детектив, или Операция "Кооперация" (1989) и "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" (1992) — позволили ему вернуться к современности. Однако в изменившейся ситуации прежняя гайдаевская манера сочетания трюковых комедий с сатирическим зарядом действия и остро выписанными характерами персонажей теперь оборачивалась беззубостью в социальной критике действительности и лишь внешней комедийностью героев. После смерти Леонида Гайдая началась стремительная (иногда чересчур залихватская) переоценка творчества режиссера, запоздало признанного безусловным классиком, неповторимым мастером советской эксцентрической и сатирической комедии.

 

 Леонид Гайдай умер 19 ноября 1993 года во время отдыха  в Израиле.

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------

ГАЙДАЙ

 Леонид Иович

 

30.01.1923, город Свободный,  Амурская область - 19.11.1993, Москва

 

Режиссер, сценарист, актер. Один из лучших комедиографов советского кино

 Лауреат Государственной  премии РСФСР имени Братьев  Васильевых (1970)

 Народный артист РСФСР  (1974)

 Народный артист СССР (1989)

 

Детство

Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской области. Отец - Иов Исидорович Гайдай, железнодорожный служащий, украинец уроженец Полтавщины, был человеком богатырского сложения и обладал хорошим чувством юмора. Мать - Мария Ивановна, была родом из Рязанской области. Эта милая, добрая сердечная женщина, непрестанно занятая бесконечными домашними заботами и, так же как и муж, обладала хорошим юмором. В семье было трое детей - Александр, дочь Августа и Младший сын Леонид.

Вскоре семья переехала  в Читу, где прожила некоторое  время, а затем в Иркутск, точнее, в предместье Иркутска, приангарский железнодорожный поселок Глазково. Это была почти деревня, и у каждого дома был небольшой приусадебный участок, на котором жильцы старались завести кур, кошку, собаку. На более основательную живность мало у кого хватало возможностей.

Леонид Гайдай учился в  Иркутской железнодорожной школе  №42. В детстве он очень любил  кино, особенно фильмы Чаплина. В воскресенье, когда показывали Чаплина, Леня приходил на первый сеанс. В конце фильма, он ложился на пол между рядами, заползал под сидения и, спрятавшись, пережидал перерыв между сеансами, чтобы снова посмотреть любимый  фильм. Иногда он проделывал этот номер  несколько раз в день.

 

Годы войны

18 июня 1941 года Леонид  Гайдай окончил школу. 23 июня 1941 года  вместе со всеми одноклассниками  он пошел записываться добровольцем  в армию, но армию, но в  военкомате им сказали, что  они должны немного подождать.

Гайдай устраивается рабочим  сцены в Иркутский театр, где  в это время гастролировал  Московский театр сатиры. В это  время в нем работали такие  мастера как Хенкин, Лепко, Поль, Доронин, Слонова, Тусузов. В связи с войной Театр Сатиры остается в Иркутске на эвакуации. Гайдай работал с театром сатиры, смотрел все их спектакли, ездил вместе с ним на гастроли. Одновременно, занимался в театральной студии при Доме Культуры железнодорожников и играл там в нескольких спектаклях, в частности, "Свадьба" и "Медведь" по Чехову.

В 1942 году Леонид Гайдай призван  в армию. Первоначально его служба проходила в Монголии, где он объезжал лошадей, предназначенных для фронта. Высокий и худой Гайдай на приземистых  монгольских лошадях смотрелся  комично, но со своей ковбойской работой  справлялся успешно. Он, как и другие его сверстники рвались на фронт. Находиться в мирной Монголии, они  считали стыдным. Кроме того, новобранцев  частенько забывали кормить и  они страшно голодали.

 Когда приехал военком  отбирать пополнение в действующую  армию, на каждый вопрос офицера,  Гайдай отвечал "Я". "Кто  в артиллерию?" "Я", "В кавалерию?" "Я", "Во флот?" "Я", "В  разведку?" "Я" - чем вызвал  недовольство начальника. "Да  подождите вы, Гайдай, - сказал военком, - Дайте огласить весь список". Из этого случая, через много  лет родился эпизод фильма "Операция "Ы"".

Гайдая направили на Калининский фронт. "Когда я  услышал о Калининском фронте, я подумал, что нас обязательно  провезут через Москву. Я думал, что  в Москве живут только красивые люди, и очень хотел ее увидеть. Нас  действительно провезли через Москву, но пересекли ее ночью под землей, в метро. Поезд с солдатами  шел, не останавливаясь, ни на одной  станции, и я Москвы так и не увидел". Рассказ об этом эпизоде  будет идти на фоне ночного проезда  по пустынным полутемным станциям метро.

 Гайдай служил во  взводе пешей разведки, неоднократно  ходил во вражеский тыл брать  языка, был награжден несколькими  медалями.

В 1943 году, возвращаясь с  задания, Леонид Гайдай подорвался на противопехотной мине, получив тяжелейшее ранение ноги. Около года провел в госпиталях, перенес 5 операций. Ему  угрожала ампутация, но он от нее категорически  отказался. "Одноногих актеров  не бывает" - сказал он. Последствия  этого ранения преследовали его  всю жизнь. Время от времени рана открывалась, выходили осколки, воспалялась  кость и эти мучения длились  годами. Он был инвалидом, хотя никогда  никому не говорил об этом. Посторонние  об этом не только не знали, но и не догадывались, потому что Леонид Иович терпеть не мог показывать свои болезни или недомогания. У него был настоящий мужской характер.

 

ВГИК

Гайдай с юности мечтал о сцене. Он хотел быть актером, хотя казалось бы - какой из него мог быть актер. Он был скромным, застенчивым, с детства не выговаривал буквы "р" и "л". Тем не менее, вернувшись с фронта, юноша пришел в Иркутский областной драмтеатр, поступил в студию, которую окончил в 1947 году. Два года он играл в спектаклях драмтеатра. Он был хорошим актером и пользовался изрядным успехом у публики. Но Леонид достаточно трезво воспринимал свой успех и понимал: у него специфическая внешность, и его репертуар ограничен. Его не удовлетворяла только актерская работа. Он посещал все репетиции, даже когда не был занят, присматривался к работе режиссеров. В свободное время он иногда рассказывал друзьям-актерам, как бы он сыграл ту или иную сцену. Он все чаще стал думать о режиссуре.

Информация о работе Жизнь и творчество Гайдая