Жанна д'Арк

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:20, реферат

Описание работы

Цели:
• описать жизнь Жанны, выясняя причины тех или иных ее поступков и их последствия
• выяснить все факты ее смерти
• проанализировать, какова роль Девы в Столетней войне, справедливо ли она признана народной героиней Франции
• разобраться в некоторых сомнительных фактах ее жизни

Содержание

• Введение………………………………………………..стр.3
• Основная часть…………………………………………стр.4
• §1 Жанна д’Арк в жизни……………………………..стр.5-6
§2 Жанна д’Арк в работе
• Заключение
• Список литературы
• Приложение

Работа содержит 1 файл

жанна д арк.docx

— 153.92 Кб (Скачать)

После назначения для Жанны  изготавливают доспехи (она получила специальное разрешение комиссии богословов из Пуатье на ношение мужской одежды), знамя и хоругвь. Меч для неё  был найден в церкви Сент-Катрин-де-Фьербуа согласно повелению самой Жанны. По легенде, этот меч принадлежал Карлу Великому.

Затем она направилась  в Блуа, назначенный сборным пунктом для армии, и уже во главе армии выступила к Орлеану.

 

Орлеан

 

Известие о том, что  армию возглавила посланница Бога, вызвало необычайный моральный подъём в войске. Потерявшие надежду начальники и солдаты, уставшие от бесконечных поражений, воодушевились и вновь обрели храбрость.

Жанна имела под своим началом небольшой  отряд, который состоял из свиты, нескольких солдат и обслуги. В свиту входили оруженосец, духовник, два пажа, два герольда, а также Жан из Меца и Бертран де Пуланжи и братья Жанны, которые присоединились к ней в Туре. Ещё в Пуатье дофин поручил охрану Девы опытному воину Жану д’Олону, который стал её оруженосцем. В этом храбром и мужественном человеке Жанна нашла себе наставника и друга. Он обучал её делу, с ним она провела все свои походы, он был рядом с ней во всех битвах, штурмах и вылазках. Они вместе попали в плен к бургундцам, но её продали англичанам, а он выкупился на свободу. В   конце апреля Жанна направилась в Блуа, ближайший к Орлеану город, не занятый англичанами; там формировалось войско для похода на Орлеан. В него влились отряды маршалов Буссака и де Рэ, адмирала Кюлана, капитанов Ла Гира, Сантрайля и Амбруаза де Лоре, т. е. лучших военоначальников. Перед тем как выступить в поход, Жанна послала к англичанам, стоявшим под стенами Орлеана, своих герольдов с письмом, которое она продиктовала ещё месяц тому назад в Пуатье. В нём содержалось требование отдать Деве, посланной Богом, ключи от всех захваченных городов и предлагался мир на условиях ухода англичан из Франции и возмещения ущерба. В противном случае Дева грозилась учинить такой разгром, какого они не видали во Франции уже тысячу лет. Герольды испокон века пользовались правом неприкосновенности, но англичане задержали одного из посланцев, а второго отослали с ответом, что сожгут её, как только она окажется у них в руках. В четверг, 28 апреля, войско вышло из Блуа, по направлению к Орлеану. Впереди шли монахи, несли кресты, пели “Приди, создатель”. За ними на белом коне, в сверкающих латах, с развёрнутым знаменем ехала Дева, и каждый, кто шёл за ней, чувствовал себя участником великого и святого дела. И в пятницу 29 апреля Жанна д’Арк вошла а Орлеан через восточные ворота.

 

                                                Стр.9

Из  “Дневника осады Орлеана”: “Она въехала в8 часов вечера в полном вооружении на белом коне. Впереди  несли её знамя и боевой штандарт. По правую руку от неё ехал монсеньор Орлеанский батард (титул Дюнуа), также вооружённый, на богато убранном коне. За ними ехало множество благородных и храбрых сеньоров, оруженосцев, капитанов и солдат, а также горожан, которые вышли ей навстречу за ворота. Их встречали воины гарнизона и горожане, мужчины и женщины с факелами в руках. Они ликовали так, словно к ним с небес спустился сам Господь – и мужчины, и женщины, и дети – смотрели с большой любовью на эту простую девушку, в которой, как им сказали, была заключена божественная добродетель. Была чудовищная давка из-за того, что каждый хотел дотронуться до неё или до её коня, что один из факельщиков случайно поджёг её штандарт. И тогда она пришпорила коня и так ловко погасила пламя, словно была опытным воином. Солдаты сочли это за великое чудо, и горожане были согласны с ними. Так пересекла она весь город до Ренарских ворот, где в доме казначея Жака Буше ей было приготовлено жильё”.

Итак  29 апреля Жанна с небольшим отрядом проникает в Орлеан.

В среду 4 мая Жанна поднялась на рассвете. Ещё накануне было получено известие о том, что армия, вернувшаяся в Блуа, вышла оттуда и по всем расчётам должна была на утро прибыть в Орлеан. Около полудня Жанна вернулась домой и прилегла отдохнуть. Внезапно раздавшиеся звуки набата и громкие крики разбудили её. Жанна выскочила на улицу, где её уже ждал осёдланный конь. Она помчалась к Бургундским воротам, где уже начался штурм бастилия Сен – Лу. После трёхчасового боя бастилия была взята. Англичане потеряли убитыми более 100 человек. Победители сожгли укрепления и вернулись в город,  ведя с собой 40 пленников. Взятие Сен – Лу было крупным успехом. Вместе с тем сражение на холме было первой битвой, в которой участвовала Жанна, и не трудно представить себе, как воспряли духом орлеанцы и каким воодушевлением приветствовали они юную победительницу.

Вечером 5 мая французские командиры собрались  на военный совет. Но Жанну на совет  не пригласили. За ней послали уже  после того, как проработали план действий. Предполагалось, что, пока часть  солдат будет штурмовать правобережный  английский лагерь, остальные переправятся через Луару и нападут на Турель – ключевую позицию осаждающих. Через два дня французское войско пошло на штурм Турели (7 мая). Сражение длилось весь день. Жанна шла впереди штурмующих с киками : “Кто любит меня, за мной!” и начала подыматься к гребню укрепления, как вдруг зашаталась и упала в ров. Стрела из арбалета вонзилась ей в правую ключицу. Её подняли, отнесли в сторону и положили на траву. Но она, вытащив стрелу, приложила к ране тряпку и снова вернулась к бою. После короткого отдыха солдаты выстроились для решающего штурма. “Идите смело. У англичан нет больше сил защищаться. Мы возьмём укрепление и башни!” Таким было напутствие Жанны. И действительно, англичане не могли уже сопротивляться, и очень скоро прекратили наступление. В 6 часов вечера остатки гарнизона Турели прекратили сопротивление. Спустя ещё 3 часа Жанна первая проехала по только что восстановленному мосту и вошла в Орлеан через южные ворота.

За  снятием осады с Орлеана последовало  несколько блестящих побед, завершивших  разгром англичан в долине Луары.

 

                                           Стр.10

11 июня  семитысячное французское войско  вышло из Орлеана и направилось  к крепости Жаржо, где находилась часть английской армии. На следующий день город был взят штурмом. Под Жаржо французы захватили в плен многих англичан. Французы 15 июня овладели Менгом, а 17 они появились у Божаси. Назавтра войска сошлись для битвы у деревни Пате. Французы одержали полную победу. Победители захватили в плен 200 человек. В результате “недели побед” вся долина Средней Луары была очищена от англичан. Таким образом, задачу, которую прочие французские военачальники почитали невыполнимой, Жанна д’Арк решила за четыре дня.

После победы под Орлеаном Жанну прозвали «Орлеанской Девственницей» (фр. la Pucelle d’Orléans). Более распространённый русский перевод прозвища Жанны как «Орлеанская дева», является не совсем корректным, так как эпитет «Дева» (фр. la Vierge) в средние века в Западной Европе применяли исключительно к Богородице. День 8 мая до наших дней отмечается каждый год в Орлеане как главный праздник города.

Колебания и нерешительность  Карла были причиной того, что в  свой следующий поход к занятым  англичанами замкам Луары Жанна выступила лишь 9 июня.  Однако и в этот раз армия, возглавляемая ей, действовала быстро, решительно и необычайно успешно.  11 июня армия подошла к центральному укреплённому пункту англичан на Луаре — Жаржо, на следующий день Жаржо был взят приступом, 15 июня Жанна выступает на Мён-сюр-Луар, 16 июня — на Божанси, а уже 18 июня состоялась решающая битва при Пате с английской армией, возглавляемой Тальботом и Фастолфом, которая закончилась полным разгромом англичан. Грозный Тальбот попал в плен, Фастолф бежал с поля боя. Луарская операция была завершена.

 

Реймс – Париж - Компьень

Жанна отправилась к королю и призвала его отправиться на миропомазание в Реймс, традиционное место коронования французских королей. Перед началом похода Жанна сумела также примирить короля с бывшим у него в немилости коннетаблем Ришмоном, опытным военачальником, что ещё более сплотило французов.

Торопя дофина с походом  на Реймс, где по традиции совершалось  коронование и помазание на царствование французских королей, Жанна исходила из представления о том, что только эта торжественная церемония, таинственно превращают наследника престола в полновластного короля, единственного законного правителя страны (когда Жанну спрашивали, почему она называет короля дофином, она отвечала, что не станет называть его королём до тех пор, пока он не будет коронован и помазан в Реймсе). Поход на Реймс сулил, в случае удачи, важные стратегические преимущества.

29 июня начался «бескровный поход» в сторону Реймса. Город за городом открывал ворота перед королевской армией, 17 июля король был торжественно миропомазан в Реймском соборе в присутствии Жанны д’Арк, что вызвало необычайный всплеск национального духа в стране.

 Бургундский герцог Филипп III Добрый не приехал на церемонию, и Жанна в тот же день написала ему письмо, призывая к примирению.

После коронации Жанна  убеждала Карла начать наступление  на Париж, пользуясь благоприятной ситуацией и смятением в стане англичан, однако тот снова начал колебаться.

                                           Стр.11

Атака на столицу была предпринята  только в сентябре, однако наступление  было быстро прекращено. Король отдал  приказ отводить армию к Луаре, и 21 сентября армия была распущена.

Весной 1430 года военные действия были возобновлены, но проходили вяло. Жанне постоянно ставились препоны королевскими придворными. В мае Жанна приходит на помощь Компьеню, осаждённому бургундцами.  Итак, план похода был поддержан армией и, по сути дела, навязан дофину. Решающую роль сыграл авторитет Жанны в войске, готовность воинов идти за ней, куда бы она их не повела. “Чудо спасения” Франции продолжалось…

27 июня  Жанна повела авангард армии  на Реймс. Через день за ней последовали основные силы. Начался новый этап освободительной борьбы. 30 июня французское войско подошло к Осеру. Этот город принадлежал Филиппу Доброму, и в нём стоял бургундский гарнизон. Прошло совсем немного времени с того февральского дня, когда через Осёр проехали, не вызвав ни у кого интереса, несколько мужчин и юноша – паж; там они слушали мессу. И вот Жанна снова у ворот  Осера – во главе армии. Но Осер отказывался открывать ворота. Тогда Жанна предложила брать город штурмом. Беспрепятственно заняв несколько мелких городов, французское войско 5 июля приблизилось к Труа. Это большой и хорошо укреплённый город, занимавший важнейшее стратегическое положение в верховьях Сены. 8 июля дофин собрал совет. Жанна на нём не присутствовала. На совете было предложено немедленно отказаться от военных действий и вернуться в Жьен, так как Труа взять невозможно: осадных машин и артиллерии нет, армия голодает. Для выяснения положения пригласили Жанну и она сказала дофину, что город будет взят, если простоять под его стенами ещё 2 – 3 дня. И ей поверили. После чего она села на коня и принялась разъезжать в виду городских стен. Она распорядилась готовиться к штурму. Изготовляли фашины, чтобы заполнить рвы, приносили из брошенных домов двери, столы, чтобы укрываться за ними, установили ту единственную бомбарду, которая сопровождала армию в походе. Штурм начался. И 10 июля Труа открыл свои ворота. Предварительно было подписано соглашение: горжане получали прощение, дофин гарантировал им безопасность, англо – бургундский гарнизон покинул город.

Освобождение  Труа решило исход всей кампании. 16 июля армия вступила в Реймс. Успех похода превзошёл самые смелые ожидания: менее чем за 3 недели армия прошла почти 300 км и достигла конечного пункта, не сделав ни одного выстрела, не оставив на своём пути ни одной сожженной деревни, ни одного разграбленного города. Предприятие, казавшееся опасным, превратилось в триумфальный марш.

Современники  предписывали этот успех исключительно Жанне: В их глазах она оттеснила всех остальных военоначальников.

Жанна и её единомышленники считали, что  целью следующего этапа летней кампании 1429 г. должно стать освобождение Парижа. В Реймсе не задержались. Уже 21 июля армия вышла оттуда во главе с  королём и Девой. Коронация достигла своей политической цели, и города, расположенные между Реймсом  и Парижем радостно встречали  французское войско. Триумфальный марш продолжался. Уже 23 июля был освобожден Суасон, 29 – Шато-Тьерри, 2 августа – Провен. Велись переговоры о подчинении Компьеня. Горожане отдались под полную власть короля, как только завидели его герольдов с гербами.

                                     Стр.12

 Город  был освобождён в середине  августа. После чего в руках  у французов была большая территория  к востоку от Парижа, в междуречье  Сены, Марны и Уазы. Освобождение  столицы, казалось, было делом нескольких дней. Однако, вместо того, чтобы идти к Парижу, французское войско вдруг начало совершать сложные манёвры и контрманёвры. Оно повернуло на юг, попыталось перейти Сену в Монторо, но так как город был занят англичанами, французы вернулись на север. И только 26 августа Жанна и герцог Алансонский, оставив короля в Санлисе, расположились в Сен – Дени, в непосредственной близости от Парижа. Франко – бургундские переговоры, которые велись в это время в Компьене, завершились подписанием перемирия. Это было  странное соглашение: оно не только лишало французов многих преимуществ, которые они получили в результате военных успехов, но и значительно укрепляло позиции Бургундии. По перемирию, заключённому на 4 мес., за бургундцами признавалось право оборонять Париж от французов. Перемирие в Компьене было триумфом партии политиков при французском дворе, эту группировку возглавляли Ла Треймуль и Реньо де Шартр. Они стремились упрочить своё влияние на короля в противовес сторонникам решительных действий. Жанна и её единомышленники тоже выступали за соглашение с Бургундией. Жанне и герцогу Алансонскому пришлось затратить немалые силы и продолжительное время для того, чтобы получить согласие короля на штурм Парижа. Но благоприятный момент был упущен и бургундский гарнизон приготовился к обороне. Лишь 8 сентября, в день рождества богородицы, французы предприняли штурм западной стены и ворот Сен – Оноре. Штурм был упорный и долгий. Жанна шла впереди штурмующих. Её знамёносец был убит, а сама она была ранена стрелой в бедро. Но она не отказалась покинуть поле боя, и лишь, когда уже никаких надежд на успех не было её почти насильно увели в лагерь. Это было первое поражение Жанны после полосы побед и успехов. 21 сентября армия вернулась на берега Луары, в Жьен, и тотчас была распущена. Первое время Жанна была не у дел. Королевский совет решил взять три крепости, расположенные на Луаре. С войском отправилась и Жанна. В начале ноября взяли штурмом Сен – Пьер – ле – Мутье.

Зиму 1429 – 30 г. г. Жанна провела в бездействии. Король дал ей и её родным права дворянства. Тем временем война с Бургундией возобновилась. Жанну не оставляла надежда освободить Париж, и она решила действовать самостоятельно. В конце марта она неожиданно покинула замок Сюлли, где находился двор, и с небольшим отрядом отправилась в Иль – де – Франс. Она появляется то в одном городе, то в другом, призывая жителей к сопротивлению. Узнав, что бургундцы осадили Компьень, она бросается на выручку. Она входит в город утром 23 мая, а вечером во время вылазки попадает в плен.

Информация о работе Жанна д'Арк