Восстание Уота Тайлера

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 06:28, доклад

Описание работы

Англия средних веков далека от той картины, описывающей нам благородных рыцарей и прекрасных дам, которая впоследствии была создана писателями рыцарских романов.
На самом деле это было сложное и жестокое время, когда трудности жизни простого крестьянина усугублялись постоянными войнами и сопровождавшими их поборами. Доведенные до отчаяния крестьяне выражали свое возмущение в виде восстаний, самым крупным из которых стало восстание, названное по имени предводителя Уота Тайлера.

Работа содержит 1 файл

восстание Уота Тайлера.docx

— 39.79 Кб (Скачать)

Введение 

   Англия  средних веков далека от той картины, описывающей нам благородных  рыцарей и прекрасных дам, которая  впоследствии была создана писателями рыцарских романов.

   На  самом деле это было сложное и  жестокое время, когда трудности  жизни простого крестьянина усугублялись постоянными войнами и сопровождавшими  их поборами. Доведенные до отчаяния крестьяне  выражали свое возмущение в виде восстаний, самым крупным из которых стало  восстание, названное по имени предводителя Уота Тайлера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Предпосылки восстания

     В Англии XIV века произошёл крупный  промышленный скачёк. Особенно быстро развивались шерстяная и металлургическая промышленность. Усиливался рост городов. Развивался обмен между городом и деревней. Феодальное хозяйство, основанное на барщине, постепенно приходило в упадок, так как труд крепостных был малопроизводителен и тормозит развитие производства. Феодалы всё больше отказывались от барщины и переводили крестьян на денежный оброк. При этом давали им личную свободу. Только лишь крупные феодалы, особенно монастыри всё ещё держались за барщинную систему.  

Развитие  товарно-денежных отношений, казалось бы, должно было облегчить долю крестьян. Некоторые из них даже смогли разбогатеть  и завести собственное производство. Другая часть крестьян окончательно разорилась и превратилось в батраков работающих за денежную плату на усадьбах своих односельчан или на барской запашке всё ещё сохранявшейся у мелких рыцарей.

В 1348-1349 гг. по Европе прошла «Чёрная смерть» - чума, унесшая жизнь тысяч людей. Коснулось это бедствие и Англию. В стране возникла нехватка рабочих рук и подорожание продуктов питания. Это привело к некоторому повышению заработной платы и в деревне и городе.

Но  запросы феодальной знати не уменьшились, к тому же Англия увязла на полях  сражений Столетней войны (1337-1453) с  Францией. На ведение войны требовались  огромные средства. Все тяготы войны  легли на плечи простого народа. Повышение заработной платы рабочим  было не выгодно ни феодальной аристократии, ни зарождающейся буржуазии хозяевам ремесленных цехов.

Король  Эдуард III в 1349 году издаёт ордоканс, по которому взрослым людям обоего пола в возрасте от 12 до 60 лет не имеющим земли и других средств производства, наниматься на работу, за плату обычную до эпидемии чумы. Наниматели, платившие и рабочие, получившие более высокую зарплату, наказывались штрафом.

«…  каждый мужчина и каждая женщина, какого бы состояния они ни были, свободного или крепостного, крепкие  телом и в возрасте до шестидесяти  лет … обязаны служить тому, кто их позовёт, и брать то вознаграждение деньгами и натурой, которое в  местностях, где они обязаны будут служить, обыкновенно давали … в последние пять или шесть лет…»1. За отказ работать на таких условиях и уход от нанимателя до истечения срока найма «… жнец, посец или другой сельский рабочий или слуга … должен быть наказан заключением в тюрьму»2. Последствии этот ордоканс был подкреплен рядом статусов (законов) изданных парламентом. Так «Статус о рабочих» 1351г предписывал сажать в тюрьму и забивать в колодки рабочих, нарушивших правила найма, наниматели же по-прежнему за это наказывались штрафом. В городах всё более росло имущественное расслоение. Начали образовываться классы.

В цехах многие подмастерья теперь не имели возможности стать мастерами  и на всю жизнь оставались наёмными рабочими. Многие мелкие ремесленники становились полностью зависимыми от перекупщиков, скупавших товар за бесценок.

Городскую верхушку составляли богатые купцы  и цеховая верхушка (мастера). Они  же представляли города в палате общин  парламента. Так же эта публика  брала у короля откуп на сбор налогов.

Всё это вызывало классовую борьбу. Подмастерья  для защиты своих прав создавали  союзы. Их поддерживала городская беднота.

В связи с войной крайне увеличились  налоги «… каждый четвёртый пенни  должен идти королю…» Народ оказался в крайне бедственном положении, нечем было кормить семьи, феодалы забирали последнее у крестьянина. «Чтобы уплатить налог королю, я продал зерно, предназначенное для посева, и теперь моя земля пустует и привыкает к отдыху. С тех пор, как они увели из моего хлева мой лучший скот, я готов плакать, думая о своей судьбе, - так рождаются нищие …» - жалуется крестьянин в «Песне землепашца» - источнике конца XIII в. В конце XIVв. Положение народа стало ещё хуже.

В душах народа всё больше вскипала ненависть к городским и королевским  чиновникам.

Росла среди рядового населения ненависть  к католической церкви, которая являлась самым свирепым угнетателем трудового  народа. Кроме церковной десятины попы придумывали всё новые и  новые поборы, чтобы насытить свою утробу. Народное движение против беспредела со стороны католической верхушки нашло поддержку среди низшего духовенства. В Англии появились народные проповедники, лолларды - бедные священники. Странствуя по всей стране, они выступали с резкой критикой в своих проповедях против богатой и властной церкви, а так же против феодалов и королевских чиновников. Наиболее известным из них был Джон Болл. Отличаясь огромным талантом красноречия и силой убеждения, он собирал на свои проповеди бесчисленное число народа. Ходя зимой и летом босиком и в одной шерстяной рясе, он утверждал, что Бог создал всех людей равными. С его подачи среди народа распространилось известное высказывание: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»

Проповеди бедных попов, подогревающие протест  трудового народа против злоупотреблений  властей, вызвали в Англии социальный взрыв, получивший название крестьянского  восстания под руководством Уота Тайлера. 
 
 
 

2. Ход восстания

В 1377 г. с вступлением на английский престол короля Ричарда II возобновилась  война с Францией. Это потребовало  новых финансовых вливаний. Парламент  ввёл новый единовременный поголовный налог, который был собран в этом же 1377 году. В 1379 году сбор данного налога повторился. А в 1380 году парламент  ввёл новый налог, увеличив сумму  обложенных в трое. Этот новый налог и злоупотребления королевских чиновников, при его сборе послужили непосредственным поводом к восстанию. Восстание вспыхнуло весной 1381 года в графстве Эссенс в Юго-Восточной части Англии.

Вскоре  его поддержали крестьяне соседнего  графства Кент. Они освободили из тюрьмы не задолго до этого арестованного проповедника Джона Бола. Вскоре восстанием было охвачена вся Юго-Восточная часть королевства. Крестьяне 25 из 40 графств Англии поддерживали восстание.

Руководил повстанцами кровельщик из Кента  Уот Тайлер. Он обладал организаторским талантом и военными знаниями - возможно, участвовал в войне с Францией в составе английской армии. Его именем и названо восстание.

Идейным вождём, так сказать замполитом повстанцев был Джон Болл. Он призывал к истреблению всех сеньоров и их пособников - королевских судей. Так же он говорил, что общество справедливо устроено лишь тогда, когда всё имущество будет общим и не будет ни дворян, ни вилланов, все будут равны. Кстати сказать Джон Болл нёс в народ учение Христа - первого коммуниста в мире, в более чисто и честно чем это делала официальная католическая церковь, превратившая христианство в оружие угнетения народа, будучи сама угнетателем. Большинство католических священников, наверное, до сих пор жарятся в адском огне чертями, за свои религиозные извращения.

Повстанцы громили дворянские усадьбы и  монастыри, особенно сильно пострадали святоши - епископы и аббаты, держа  ответ за свои преступления против крестьян, уводили скот, грабили имущество дворян, жгли документы с записью о повинностях.

В начале лета 1381 г. к Лондону подошли  два отряда повстанцев: «из Кента 50 тысяч человек и Эссенсе 60 тысяч человек … и развернули два знамени Св. Георгия и сорок небольших флагов»3. Восставшие требовали встречи с королём и говорили посланникам короля, что «… восстали для спасения его [короля] и для того, чтобы уничтожить изменников его и королевства» (Там же). Восставшие верили в «доброго короля» и этим обрекли себя на поражение.

Король  согласился, было на встречу и «приказал  готовить барку, взял с собой Архиепископа и казначея и других из своего света»(…), после чего двинулся на встречу с восставшими, надеясь договориться, к Гринвичу в трёх милях от Лондона. Но Архиепископ и казначей, видимо боясь за сохранность своих вельможных жизней, сумели отговорить короля от встречи.

Узнав об этом, восставшие потребовали выдачи для расправы герцога Ланкастерского и пятнадцать других лордов. После  чего повстанцы снова потребовали  встречи с ним, на это король ответил, что хлтел с ними встретиться, но архиепископ-канцлер и казначей отговорили его. После чего назначил встречу в ближайший понедельник в Виндзоре, а приехав в Лондон заперся в Тауэре.

Тут повстанцы проявили решительность  и при помощи городской бедноты, присоединившейся к восстанию, захватили  Лондон. На улицах столицы начались погромы. Жглись дома королевских советников и судей. Были разгромлены тюрьмы - вместе с «политическими» и должниками свободу получили и оторванные разбойники-уголовники. Начались массовые расправы над дармоедами и кровопийцами. Не избежал расправы, сколько ни скрывался и архиепископ Кендерберийский - глава английской церкви, а по совместительству канцлер Англии Седбери. Его тело стало короче на голову, которую выставили на Лондонском мосту. Вместе с архиепископом потеряли голову ещё от 140 до 160 дворян.

Видя  всё это, король собрал совет из придворных, что бы решить, что предпринять  в сложившейся ситуации. Но дворяне  до того были напуганы народным гневом, что не могли предложить ни чего путного.

Тогда юный король принял решение « …  он велел мэру Сити сделать распоряжение шерифам и ..рменам, чтобы они в своих кварталах приказали громко оповестить, что все в возрасте от пятнадцати до шестидесяти лет под страхом за жизнь и члены должны завтра утром, в пятницу, быть на Майл-Энде, чтобы видеть и слышать его…»4.  Это распоряжение король сделал, что бы дать возможность спастись вельможам, укрывшимся в Тауэре.

Основные  силы повстанцев покинули город и ушли, как им было указано в пригород Лондона Майл-Энд. Слово короля для них было свято. Лозунг восставших был «За короля Ричарда и общины». В головах людей не могло уложиться, как можно жить без монарха, ведь он поместник Бога на земле.

Во  время встречи короля со своим  народом, состоявшейся в Майл Энде, он получил свод требований получивших название «Майл-Эндской программы». 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Программа  повстанцев

В программе крестьяне требовали  отмены крепостного права и барщины, установление единообразной небольшой  денежной ренты (4пенса с акра), свободной  торговли на всей территории Англии, А  так же амнистии участникам восстания.

Программа не посягала на существующий феодальный строй, а лишь предполагала ликвидацию барщины и крепостничества. В  ней не отражались интересы зажиточной части крестьянства.

Король  согласился на эти требования и велел  повстанцам разойтись по домам. Чиновникам велел выдать на руки крестьянам подтверждение  исполнения их требований грамоты. Часть  крестьян покинула Лондон. Но многие бедняки  не удовлетворились этим и во главе  с Уотом Тайлером и Джоном Болом остались в Лондоне и потребовали новой встречи с королём.

Беспорядки  в Лондоне продолжались. Спасаясь от погромов, городские богачи стали  собирать силы для отпора повстанцам.

Король  назначил повторную встречу с  оставшимися крестьянами в Смитфильде, прибив в Смитфильд, король послал мэра Лондона «к общинам и сказал, чтобы их предводитель явился к нему».

Встреча Ричарда II и Уота Тайлера состоялась на Смитфильском поле.

Восставшие  видели в короле своего «старшего  брата» и ошибочно верили, что тот  на их стороне и во всех бедах  виноваты дворяне и церковники, дурящие  его голову и не дающие узнать истинное положение дел в королевстве исходя из своих личных интересов.

Уот Тайлер подъехав к королю, приветствовал его, пожимая руку и говоря: «Будь спокоен и весел, брат, через какие нибудь две недели общины будут хвалить тебя ещё больше, чем теперь и мы будем добрыми товарищами». В ответ король спросил, почему крестьяне не хотят разойтись по своим деревням, как это сделали их товарищи?

Предводитель  повстанцев сказал, что они не уйдут  до тех пор, пока король не выслушает  и не включит в свою грамоту  их новые требования. В противном  случае «лорды королевства будут  раскаиваться».

Король  спросил, в чём заключаются эти  требования? «Уот прочёл вслух пункты, которые они требовали, и потребовал, чтобы не было никакого другого закона кроме Уинчестерского закона, что впредь ни в каком судебном процессе не будет объявления вне закона и что ни один сеньор не будет иметь сеньории и все они будут справедливо разделены между всеми и только один сеньор король будет иметь их, и что имущество святой церкви не должно находиться в руках монахов, приходских священников и викериев, ни других из святой церкви, но те, кто владеет им, будет получать достаточное для жизни содержание, а все остальное имущества должны быть разделены между прихожанами; епископов не будет в Англии, кроме одного и прелатов кроме одного; и все земли и держания, находящиеся у этих властителей, будут взяты у них и разделены между общинами, с оставлением им умеренного содержания и что в Англии не будет ни одного крепостного, ни крепостничества, ни холопства, но все должны быть свободны и одного состояния». Данные требования получили название «Семитфильской программы». Данная программа шла дальше выше указанной «Майл-Эндской» и затрагивала интересы практически всех слоёв населения страны, так как предполагала разрушение феодального государства и создания совершенно нового вида общественного устройства - союза свободных общин, но что интересно во главе с королём и Епископом. Своеобразная монархо-анархическая республика получалась. В принципе идея интересная, но, скорее всего утопическая.  
 
 
 

Информация о работе Восстание Уота Тайлера