Политико-правовое учение Б. Спинозы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 23:52, доклад

Описание работы

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677 гг.) - Голландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца. Учился в Амстердаме в семиклассном еврейском училище, предназначенном для подготовки раввинов, однако, завершить учебу ему не пришлось, поскольку отцу его нужен был помощник в ведении торговых дел. После смерти отца Спиноза еще некоторое время продолжал заниматься доставшимся ему по наследству делом. С юных лет Спиноза стремился к знаниям. Он в совершенстве овладел латинским языком. Спиноза организовал в Амстердаме небольшой философский кружок единомышленников.

Работа содержит 1 файл

Для семинара.docx

— 41.15 Кб (Скачать)

     История политических и правовых учений. Под  ред. В. С. Нерсесянца. – М.: ИНФРА  • М, 1998. С. 252

     сосредоточена во многих городах и, следовательно, в этом случае делится между городами–членами федерации.

     Как «всецело абсолютная форма верховной  власти» характеризуется Спинозой демократия. Отличие демократии от аристократии, согласно Спинозе, состоит  в следующем: если в аристократии правители (т.е. патриции) избираются советом (тоже патрициями), то в демократии правители  определяются самим законом. Так  что может случиться, отмечает Спиноза, что верховный совет в аристократии будет многочисленнее, чем верховный  совет в демократии, если последней  закон, определяющий круг правителей, будет содержать много ограничений (возрастных, имущественных и иных цензов).

     Правящие  в демократии, таким образом, не выбираются (ни узким крутом правителей-выборщиков, как в аристократии, ни народом  в целом), но признаются таковыми и  призываются к управлению государством прямо основным законом этой формы  правления, изначально установленным  народом.

     Наиболее  широкой в трактовке Спинозы  является та форма демократии, «где все без исключения подчинены  одним только отечественным законам  и, кроме того, своенравны (sui juris) и  живут безупречно, обладают правом голоса в верховном совете и правом поступления на государственную  службу». Это, согласно пояснениям Спинозы, означает, что из числа лиц, допускаемых  законом к управлению государством такой формы, исключаются иностранцы, женщины, рабы, дети и несовершеннолетние, а также те, кто подвергся бесчестию (вследствие преступления или позорного  образа жизни).

     Демократическое государство, по оценке Спинозы, «наиболее  естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет  каждому, ибо в нем каждый переносит  свое естественное право не нa другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет». Поэтому  все в демократии, как прежде в  естественном состоянии, пребывают  равными.

     При освещении проблем межгосударственных отношений Спиноза отмечает, что  государства в своих взаимоотношениях находятся в естественном состоянии  и «два государства – по природе  враги». Право войны, таким образом, принадлежит каждому государству  в отдельности, право же мира–  это право по меньшей мере двух государств, именуемых союзными. «Война,–  подчеркивал Спиноза,– должна вестись  только в целях мира, дабы по ее окончании  не было нужды в применении

     История политических и правовых учений. Под  ред. В. С. Нерсесянца. – М.: ИНФРА  • М, 1998. С. 253

     оружия». Однако поскольку собственное благоденствие  есть наивысший закон всякого  государства, оно, руководствуясь боязнью  вреда или надеждой на выгоду, может  как заключить союз, так и с  полным правом нарушить его, если это  диктуется пользой государства  в изменившихся условиях.

     Спиноза выступает за взаимопомощь государств и отмечает, что вместе они имеют  больше права, чем каждое из них в  отдельности. «Чем больше государств заключает  вместе мир,– писал Спиноза,–  тем менее страха внушает каждое в отдельности всем другим, или  тем менее власти у каждого  начать войну, но тем более оно  обязано блюсти условия мира, т.е. тем менее оно своенравно, но тем  более обязано приспособляться  к общей воле союзных государств».

     В историю политической и правовой мысли Спиноза вошел как прогрессивный  мыслитель-гуманист, критик теологических  политико-правовых идей, один из творцов  светской доктрины государства и права.

Информация о работе Политико-правовое учение Б. Спинозы