Говорухин Станислав Сергеевич

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:54, биография

Описание работы

Говорухин Станислав Сергеевич, как образей советской культуры. Заслуженный деятель искусств Украины, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Работа содержит 1 файл

Говорухин Станислав.doc

— 58.00 Кб (Скачать)

Социальный  техникум

Северо-Западного  института управления-филиала  РАНХиГС при Президенте Российской Федерации 
 

Доклад  по теме: Творчество Говорухина Станислава Сергеевича , как образец советской культуры 
 
 

Выполнил: Валиев Орхан Фарман Оглы

102-

Проверила: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Спб 2011

Биография

Заслуженный деятель искусств Украины, депутат  Государственной  Думы Федерального Собрания РФ

Родился 29 марта 1936 года в городе Березники Пермской области. Отец — Говорухин Сергей Георгиевич. Мать — Глазкова Прасковья  Афанасьевна. Супруга — Говорухина Галина Борисовна. Сын — Говорухин Сергей Станиславович, кинорежиссер, генеральный директор независимой киностудии "Гандвик". Внуки: Станислав Сергеевич и Василий Сергеевич Говорухины.

Предки Станислава Говорухина по линии матери родом с Волги. Прадед был кузнецом, дед, Афанасий Трофимович, — сельским учителем. Маму, Прасковью Афанасьевну Глазкову, в 30-е годы нужда забросила в Березники, где в то время строился большой химический комбинат. Она зарабатывала на жизнь шитьем. Прасковья Афанасьевна была хорошей портнихой, шила и вечерние платья для соседок-модниц, и белье, и рабочие телогрейки; перелицовывала мужские костюмы.

Отца С. С. Говорухин  не помнит. "Да и он меня, кажется, не видел ни разу, — говорит Станислав  Сергеевич. — Знаю только, что был он донским казаком. Когда я подрос и научился задавать вопросы, бабушка объяснила: “Мать развелась с ним до твоего рождения. Он был жуткий пьяница. Не задавай ей никаких вопросов, она этого не любит”". Он и не задавал. Потом уже, когда стал взрослым, когда умерли и дед, и мама, когда узнал кое-что из отечественной истории и, в частности, об истории ликвидации казачества, его осенило — как же так? Не сохранилось ни одной фотографии! Все персонажи есть — отца нет. И ещё... бабушка, когда сердилась на него, бурчала: "У, арестант! Вылитый отец".

Станислав Сергеевич  с сестрой послали запросы  в соответствующие организации. Первым пришел ответ из ростовского  КГБ: "Говорухин Сергей Георгиевич, 1908 года рождения, осужден особым заседанием НКВД на 3 года концентрационных лагерей за то, что произвел выстрел и бросил камень в окно дома, где проходило заседание деревенской бедноты".

1928 год. Отцу  на тот момент было всего  20 лет. Дальше события развивались  сами собой. Отсидев три года  в городе Соликамске, он вышел на волю, встретил Прасковью Афанасьевну, у них родились двое детей, а потом — как и следовало ожидать, его забрали по второму разу. За то, что донской казак. Согласно известному указу Я. М. Свердлова казачество подлежало ликвидации как класс. Погиб Говорухин Сергей Георгиевич в Сибири в 1938 году в возрасте 30 лет.

Прасковья Афанасьевна  всю жизнь скрывала от детей судьбу отца, сожгла все его фотографии. Потому что время было жестокое. Детей репрессированных родителей  ждала тяжелая судьба — могли быть неприятности и с комсомолом, и с поступлением в институт. Но матери удалось обмануть компетентные органы. Она одна выкормила и дала образование обоим своим детям — Станислав Сергеевич и его старшая сестра окончили Казанский Университет — один из самых старых университетов в стране.

Детство Станислава Говорухина было нищим, жили в бараках. До 8 класса проходил в военной форме  — дядя был военным, из его обносков ему и доставалось. Но были в его  детстве два совершенно счастливых года, когда они жили в маленьком городке Тетюши между Казанью и Ульяновском, на высоком берегу Волги. Самые голодные годы были, но Станислав Сергеевич помнит их как самые счастливые... Все благодаря Волге: места красивейшие, пароходы, рыбалка. Кинотеатр, похожий на сарай. Он в детстве все пытался заглянуть за экран, чтобы увидеть артистов, которые на этом экране играют. Именно там он посмотрел лучшие фильмы (сейчас этот сарай превратили в настоящий кинотеатр и назвали именем Станислава Говорухина).

По полученной в университете специальности геолога Станиславу Говорухину работать не довелось. Он принимал активное участие в жизни университета — вместе с друзьями ходили в походы, занимались спортом, делали университетскую газету — друзья и позвали его осваивать на тот момент совершенно новое для страны дело — телевидение. В то время по всей стране открывались первые ТВ-студии. Открыли такую студию и в Казани. Те два года, которые там проработал (1959—1961), Станислав Сергеевич называет самыми творческими в своей биографии — изучали новое дело. Он был и редактор, и оператор, и ведущий, и автор. Ну, а с телевидения — прямая дорога в кино! В 1961 году Станислав Говорухин поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК).

Еще во время  учебы он был уверен, что будет работать в Одессе. Он никогда там не был, но знал этот город по литературе — Пушкину, Бабелю, Паустовскому, Бунину. К тому же в те времена — времена подъема и расцвета советского кинематографа, на Одесской киностудии снимали фильмы, которые отличались какой-то свежестью. "Весна на Заречной улице", "Приходите завтра", "Жажда" — любимые фильмы Станислава Сергеевича.

В Одессу он приехал  вместе со своим однокурсником Борисом  Дуровым. Приехали очень удачно —  как раз "горела" одна картина (надо было выполнять план и сдавать 5 фильмов в год, одного не хватало). Им предложили сценарий, очень слабый, об альпинистах. "Мы посмотрели сценарий, — вспоминает Станислав Сергеевич, — и поняли, что даже переделка ему не поможет, но все равно схватили — когда нам еще представится возможность снять полнометражный фильм? Подумали, покрутили и решили сделать поэму о горах, об альпинизме. Пригласили сниматься Владимира Высоцкого и взяли прекрасного композитора Софью Губайдуллину. И она прекрасно подала публике, аранжировала простые и чистые мелодии Высоцкого".

Это был фильм "Вертикаль" (1966). Вышла гибкая пластинка с песнями из фильма — Высоцкий стал известен всей стране.

Потом был еще  один фильм про горы. В 1969 году Станислав  Говорухин снимал фильм "Белый  взрыв", картина малоизвестная, но сильная, блестящий состав актеров... Этот фильм настоящий, без компьютерных спецэффектов, альпинистский, горный фильм. 26 июля режиссер полетел на вертолете на разведку для будущих съемок, и в 9.15 утра машина врезалась в скалу. Шансов выжить абсолютно не было, вертолет развалился на куски. Но по какой-то странной причине — Господь отвел — не взорвался и не загорелся. Все поломались, но выжили. Это событие навеки запечатлелось в сердце Станислава Сергеевича. Этот день он считает самым счастливым в своей жизни: "Мы с Леней Елисеевым, альпинистом, лежим возле этого вертолета, ждем, когда к нам подойдут спасательные отряды — а солнышко, тепло — и я ему говорю: “Это самый счастливый день в моей жизни”. А он мне отвечает: “И у меня тоже”".

Биография художника  — это его фильмы. Станислав  Говорухин снял более 10 художественных фильмов, среди которых (помимо уже  упомянутых картин) — "День ангела", "Жизнь и удивительные приключения  Робинзона Крузо", "Место встречи  изменить нельзя", "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна", "В поисках капитана Гранта", "Десять негритят", "Ворошиловский стрелок", "Благословите женщину", "Не хлебом единым". Все они хорошо известны широкой публике.

Режиссер по праву гордится своей детской  серией. Когда он понял, что дети перестали читать, и в их духовном воспитании уже не принимают участия такие великие духовные педагоги, как Даниель Дефо, Марк Твен, Жюль Верн (девиз которого был "Воспитывать, развлекая"), то решил, что должен снять фильмы по тем книгам, которые его так впечатлили в детстве. Это и "Робинзон Крузо", и "Приключения Тома Сойера", и "Дети капитана Гранта".

В 1979 году Станислав  Говорухин с Борисом Дуровым (Дуров  — как режиссер, Говорухин —  как автор сценария) сняли романтический  фильм "Пираты XX века", чемпион советского проката (за год его посмотрели 100 миллионов зрителей). Фильм бесконечно долго ругали критики. Но лучший судья — время, и оно поставило все на свои места. Прошло 25 лет, но фильм и сейчас часто показывают по телевизору, его рейтинг среди подобных картин — один из самых высоких.

Помимо "Пиратов XX века" Станислав Сергеевич написал  еще более 10 сценариев, книги "Великая  криминальная революция", "Страна воров", "Неизвестное об известных". Как актер он снялся в 20 фильмах, сыграл главную роль в фильме Сергея Соловьева "Асса", а также роли в картинах "Среди серых камней", "Сукины дети" и др.

Вершиной творчества режиссера стал фильм "Место встречи  изменить нельзя". Первые годы во время  показов страна буквально вымирала — прекращались преступления и срывались всенародные праздники; люди сидели у телевизоров.

Станислава Говорухина можно смело назвать основоположником российского кинофестивального  движения. В 1987 году он организовал  в Одессе первый Международный фестиваль  жанрового кино "Золотой Дюк". Не было ни спонсоров, ни государственного финансирования — все делалось на собственном энтузиазме и на собственные деньги. Уже после появятся "Кинотавр" и "Ника". Но тот фестиваль был первым. Он не просто удался, он стал всенародным праздником.

Интенсивно работать в кино Станислав Говорухин перестал в 1985 году. Он активно включился в  политику. Сначала выступал как публицист, публиковался в "Литературной газете", газете "Советская культура". Его  статьи вызывали широкий резонанс в обществе. Постепенно Станислав Сергеевич понял, что готов снять публицистический фильм. В результате появилась картина "Так жить нельзя" (1990, приз Союза кинематографистов "Ника" за лучший фильм 1990 года), побившая все рекорды кассовых сборов и во многом изменившая политический климат в стране. Это был не просто фильм, но и политический акт, гражданский поступок. Фильм "Так жить нельзя" впоследствии положил начало художественно-документальной трилогии режиссера о России: на экраны вышли картины "Россия, которую мы потеряли" (1992) и "Великая криминальная революция" (1994). Газетные выступления и кинопублицистику можно считать началом пути Станислава Говорухина в большую политику.

В 1993 году С. С. Говорухина пригласили баллотироваться в Государственную  Думу во главе Демократической партии России, и он вместе с Николаем Травкиным вошел в парламент. За 10 лет работы в Государственной Думе (трех созывов), где Станислав Сергеевич занимал должности председателя парламентской фракции Демократической партии России, руководителя комитета по культуре, возглавлял парламентскую комиссию по расследованию причин и обстоятельств возникновения кризисной ситуации в Чеченской Республике, он успел снять только одну картину — "Ворошиловский стрелок", и то во время парламентских каникул.

После ухода  из парламента в 2003 году Станислав Говорухин  отошел от активной политической деятельности и стал больше времени уделять  созданию художественного кино. В  настоящее время он — режиссер киноконцерна "Мосфильм". За два  года Станислав Говорухин снял два фильма — "Благословите женщину" (2003) и "Не хлебом единым" (2005) по роману Владимира Дудинцева, вышедшему в журнале "Новый мир" в 1956 году, после XX съезда партии. За ним стояли очереди в библиотеках, он передавался из рук в руки, но потом роман начали изымать из библиотек, автора подвергли острой критике и отлучили от литературы, оставив до конца жизни без копейки денег. Хотя роман был издан практически во всех странах мира, причем совершенно официально — издательство "Советский писатель" получало за него огромные гонорары...

В январе 2005 года С. С. Говорухин избран депутатом  Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

А. М. Горький  в свое время сказал, что всем лучшим в себе он обязан книгам. С. С. Говорухин считает, что это с  полным правом относится и к нему. Самое сильное впечатление на него произвели те книги, которые он впоследствии экранизировал. Особенно "Робинзон Крузо", которого Станислав Сергеевич называет библией приключенческой литературы. Громадное впечатление в детстве произвели на него романы Жюля Верна. Что касается русской литературы, он четыре раза перечитывал "Войну и мир".

Но, разумеется, кроме книг были и люди. Люди, которые  очень многое ему дали. В том  числе и научили читать. Станислав  Сергеевич вспоминает: "Когда я был еще совсем ребенком, у нас в бараке жил один морячок, старшина. Дело было после войны, году в сорок восьмом. Он работал на авиационном заводе. И учился в вечерней школе. Я прихожу к нему — у него 30 томов Горького. Он понимал, что без образования многого не добиться. И вот решил прочесть все, что написано. Тогда он дочитывал 17-й том Горького, потом собирался прочитать всего Толстого. “Ты знаешь, сколько Толстой написал? — спрашиваю. — Я у своей одноклассницы видел — 81 том! За всю жизнь не перечитаешь”. Он говорит: “Это для тебя, для лентяя, — всю жизнь. А в меня твой Толстой пулей летит”. Вот такой был человек..."

Большое влияние  на Станислава Говорухина оказал Владимир Высоцкий. Научил быть сильным. Высоцкий — один из тех, кого Станислав Сергеевич называет своими духовными учителями. Среди них также и его классный руководитель Владимир Львович Лившиц, и мама, и дед. Были и другие люди, с которыми он встречался коротко или надолго. Например, Борис Андреев, философ, замечательный артист и литератор.

Информация о работе Говорухин Станислав Сергеевич