Готфрид Вильгельм Лейбниц

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 09:20, биография

Описание работы

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) — немецкий философ, математик, физик, языковед. С 1676 на службе у ганноверских герцогов. Основатель и президент (с 1700) Бранденбургского научного общества (позднее — Берлинская АН). По просьбе Петра I разработал проекты развития образования и государственного управления в России.

Работа содержит 1 файл

Готфрид Вильгельм Лейбниц.docx

— 43.27 Кб (Скачать)

Факты с достаточной убедительностью  доказывают, что Готфрид Лейбниц  хотя и не знал о методе флюксий, но был подведен к открытию письмами Ньютона. С другой стороны, несомненно, что открытие Лейбница по обобщенности, удобству обозначения и подробной  разработке метода стало средством  анализа значительно более могущественным и популярным Ньютонова метода флюксий. Даже соотечественники Ньютона, из национального самолюбия долгое время предпочитавшие метод флюксий, мало-помалу усвоили более удобные обозначения Лейбница. Что касается немцев и французов, они даже слишком мало обратили внимания на способ Ньютона, в иных случаях сохранивший значение до настоящего времени.

После первых открытий в области дифференциального  исчислен Лейбниц должен был прервать свои научные занятия: он получил  приглашение в Ганновер и не счел возможным отказаться уже потому, что с собственное материальное положение в Париже стало шатким.

На  обратном пути Готфрид Лейбниц посетил  Голландию. В ноябре 1676 года приехал  в Гаагу, главным образом, чтобы  увидеться с известным философом  Спинозой. К тому времени основные черты философского учен самого Лейбница выразились уже в открытом им дифференциальном исчислений и в высказанных еще в Париже воззрениях на вопрос о добре и зле, т.е. на основные понятия морали.

Математический  метод Готфрида Лейбница находится  в теснейшей связи с е позднейшим учением о монадах — бесконечно малых элементах, из которых он пытался  построить вселенную. Лейбниц в  противоположное Паскалю, который  видел в жизни всюду зло  и страдание, требуя лишь христианской покорности и терпения, не отрицает существования зла, но пытается доказать, что при всем том наш мир есть наилучший из возможных миров.

Математическая  аналогия, применение теории наибольших и наименьших величин к нравственной области дали Г. Лейбницу то, что  он считал путеводною нитью в нравственной философии. Он пытался доказать, что  в мире есть известный относительный  максимум блага и что само зло  является неизбежным условием существования  этого максимума блага. Ложна  или справедлива эта идея, —  вопрос иной, но связь ее с математическими  работами Лейбница очевидна.

В истории  философии учение Лейбница имеет  огромное значение как первая попытка  построить систему, основанную на идее непрерывности и тесно связанной  с нею идее бесконечно малых изменений  Внимательное изучение философии Лейбница заставляет признать в ней прародительницу  новейших эволюционных гипотез, и даже этическая сторона учения Лейбница находится в тесном родстве с  теориями Дарвина и Спенсера.

Приехав в Ганновер, Готфрид Лейбниц занял  предложенное ему герцогом Иоганном Фридрихом место библиотекаря. Подобно  большей части тогдашних монархов, ганноверский герцог интересовался  алхимией, и, по его поручению, Лейбниц  предпринимал разные опыты.

Политическая  деятельность Готфрида Лейбница в значительной мере отвлекала его от занятий  математикой. Тем не менее все свое свободное время он посвятил обработке изобретенного им дифференциального исчисления и в промежутке между 1677 и 1684 годами успел создать целую новую отрасль математики.

Значительным  событием для его научных занятий  явилось основание в Лейпциге первого немецкого научного журнала  «Труды ученых», выходившего под  редакцией университетского друга  Лейбница Отго Менгера. Лейбниц стал одним из главных сотрудников и, можно даже сказать, душою этого издания.

В первой книге Лейбниц напечатал свою теорему о выражении отношения  окружности к диаметру посредством  бесконечного ряда; в другом трактате он впервые ввел в математику так  называемые «показательные уравнения»; затем опубликовал упрощенный способ вычисления сложных процентов и  пожизненных рент и многое другое. Наконец, в 1684 году Лейбниц напечатал  в том же журнале систематическое  изложение начал дифференциального  исчисления.

Все эти трактаты, особенно последний, опубликованный почти тремя годами раньше появления  в свет первого издания «Начал»  Ньютона, дали науке такой огромный толчок, что в настоящее время  трудно даже оценить все значение реформы, произведенной Лейбницем  в области математики. То, что  смутно представлялось умам лучших французских  и английских математиков, исключая Ньютона с его методом флюксий, стало вдруг ясным, отчетливым и  общедоступным, чего нельзя сказать  о гениальном методе Ньютона.

В области  механики Готфрид Лейбниц при  помощи своего дифференциального исчисления легко установил понятие о  так называемой живой силе. Воззрения  Лейбница привели к теореме, которая  стала основанием всей динамики. Теорема  эта гласит, что приращение живой  силы системы равно работе, произведенной  этой движущейся системой. Зная, например, массу и скорость падающего тела, мы можем вычислить работу, произведенную им во время падения.

Вскоре  по вступлении на ганноверский престол  герцога Эрнста Августа Лейбниц  был назначен официальным историографом  ганноверского дома. Лейбниц сам  придумал себе эту работу, в чем  впоследствии имел случай раскаяться. Летом 1688 года Лейбниц приехал в  Вену. Кроме работы в здешних архивах  и в императорской библиотеке, он преследовал и дипломатические, и чисто личные цели. Весну 1689 года Готфрид Лейбниц посвятил путешествию. Он посетил Венецию, Модену, Рим, Флоренцию и Неаполь.

Все было хорошо в жизни ученого —  не хватало лишь «малости» — любви! Но Лейбницу посчастливилось и здесь. Он полюбил одну из лучших германских женщин — первую королеву Пруссии, Софию Шарлотт, дочь ганноверской герцогини  Софии.

Когда Лейбниц поступил на ганноверскую службу в 1680 году, герцогиня поручила ему  обучение двенадцатилетней дочери. Четыре года спустя молодая девушка вышла  замуж за бранденбургского принца Фридриха III, впоследствии превратившегося в  короля Фридриха I. Молодые не ладили с ганноверским герцогом и, прожив два  года в Ганновере, тайно уехали в  Кассель. В 1688 году Фридрих III вступил на престол, став бранденбургским курфюрстом. Это был тщеславный, пустой человек, любивший роскошь и блеск.

Серьезная, вдумчивая, мечтательная София Шарлотта не могла выносить пустой и бессмысленной  придворной жизни. О Лейбнице она  сохраняла воспоминание как о  дорогом, любимом учителе, обстоятельства благоприятствовали новому, более прочному сближению. Между нею и Лейбницем началась деятельная переписка. Она прекращалась лишь на время их частых и продолжительных свиданий. В Берлине и в Лютценбурге Готфрид Лейбниц проводил нередко целые месяцы вблизи королевы. В письмах королевы, при всей ее сдержанности, нравственной чистоте и сознании своего долга перед мужем, никогда ее не ценившим и не понимавшим, — в этих письмах постоянно прорывается сильное чувство.

Основание академии наук в Берлине окончательно сблизило Лейбница с королевой. Муж  Софии Шарлотты мало интересовался  философией Лейбница, но проект основания  академии наук показался ему интересным. 18 марта 1700 года Фридрих III подписал декрет об основании академии и обсерватории. 11 июля того же года, в день рождения Фридриха, была торжественно открыта  Берлинская академия наук и Лейбниц  назначен первым ее президентом.

Первые  годы 18-го столетия было счастливейшей  эпохой в жизни Лейбница. В 1700 году ему исполнилось пятьдесят четыре года. Он находился в зените своей  славы, не должен был думать о насущном хлебе. Ученый был независим, мог  спокойно предаваться своим любимым  философским занятиям. И, что всего  важнее, жизнь Лейбница согревалась  высокой, чистой любовью женщины  — вполне его достойной по уму, нежной и кроткой, без излишней чувствительности, которая свойственна многим: немецким женщинам, смотревшей на мир просто и ясно.

Любовь  такой женщины, философские беседы с нею, чтение произведений других философов, особенно Бейля, — все это не могло не повлиять на деятельность самого Готфрида Лейбница. Как раз в то время, когда Лейбниц возобновил связь со своей бывшей ученицей, он работал над системой «предустановленной гармонии» (1693-1696). Беседы с Софией Шарлоттой о скептических рассуждениях Бейля навели его на мысль написать полное изложение своей собственной системы. Он работал над «Монадологией» и над «Теодицеей», в последнем труде прямо отразилось влияние великой женской души. Однако королева София Шарлотта не дожила до окончания этого труда.

Она медленно сгорала от хронической  болезни и задолго до смерти привыкла к мысли о возможности умереть  в молодости. В начале 1705 года королева София Шарлотта поехала к матери. Лейбниц, против обыкновения, не мог  сопровождать ее. В дороге она простудилась и после непродолжительной болезни 1 февраля 1705 года неожиданно для всех умерла.

Лейбниц был подавлен горем. Единственный раз  в жизни ему изменило обычное  спокойствие духа. С огромным трудом он вернулся к работе.

Готфриду  Лейбницу было более пятидесяти лет  от роду, когда он впервые встретился в июле 1697 года с Петром Великим, в то время молодым человеком, предпринявшим путешествие в  Голландию для изучения морского дела. Новое их свидание произошло  в октябре 1711 года. Хотя их встречи  были коротки, но значительны по последствиям. Лейбниц тогда, между прочим, набросал план реформы учебного дела и проект учреждения Петербургской академии наук.

Осенью  следующего года Петр I прибыл в Карлсбад. Здесь Лейбниц провел с ним  долгое время и поехал с царем  в Теплиц и Дрезден. Во время этого путешествия план академии наук был выработан во всех подробностях. Петр I тогда же принял философа на русскую службу и назначил ему пенсию в 2000 гульденов. Готфрид Лейбниц был чрезвычайно доволен сложившимися отношениями с Петром I. «Покровительство наукам всегда было моей главной целью, — писал он, — только недоставало великого монарха, который достаточно интересовался бы этим делом». В последний раз Лейбниц видел Петра незадолго до своей смерти — в 1716 году.

Два последних года жизни Готфрид Вильгельм Лейбниц провел в постоянных физических страданиях. Он умер 14 ноября 1716 года.

Информация о работе Готфрид Вильгельм Лейбниц