Ефросинья Полоцкая

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:11, доклад

Описание работы

Она была дочерью князя Георгия Всеславича и его жены Софии. По житию преподобной известно, что в 12 лет Предслава, как ее нарекли родители, пришла в монастырь к своей тетке игумений Романовой и сообщила о желании принять постриг. Предполагают, что Предслава родилась в 1102-1104 годах, а детство ее пришлось на 1102-1116 годы.

Работа содержит 1 файл

Ефросинья Полоцкая.docx

— 23.63 Кб (Скачать)

Ефросинья Полоцкая

    Она была дочерью князя Георгия Всеславича и его жены Софии. По житию преподобной известно, что в 12 лет Предслава, как ее нарекли родители, пришла в монастырь к своей тетке игумений Романовой и сообщила о желании принять постриг. Предполагают, что Предслава родилась в 1102-1104 годах, а детство ее пришлось на 1102-1116 годы.

    Житие повествует, что Предслава с детских лет проявила большую любовь к книжному образованию и сердечной молитве. Когда родители начали думать о ее замужестве, двенадцатилетняя Предслава подумала: "Что будет, если мой отец захочет отдать мене в супружество; если будет так, от печали этого мира нельзя будет избавиться! Что содеяли наши роды, бывшие прежде нас? Женились и выходили замуж, и княжили, но не вечно жили, жизнь их прошла и погибла их слава, словно прах, хуже паутины. Но древние жены, взяв мужескую крепость, пошли следом за Христом, Женихом своим, и предали тела свои ранам, мечам - главы свои, а иные хотя и не склонили шеи свои под железом, но духовным мечом отсекли от себя плотские сласти, отдали тела свои посту, и бдению, и коленному поклонению, и возлежанию на земле - и они памятны на земле, и имена их написаны на небесах, где они вместе с ангелами непрестанно Бога славят. А сия слава есть прах и пепел, словно дым рассеивается, словно пар водяной погибает!"

    Княжна  тайно бежала в монастырь к  тетке игумении, умоляя ее "причесть к ту сущим инокиням под игом Христовым". Старая игуменя была в смятении, ибо она видела "юность ее и возраст ее цветущий".

    Были  у игумении, естественно, и другие опасения, - гнев отца двенадцатилетней княжны. Суров был князь. Несомненно имелись у него на Предславу свои планы, династические браки всегда имели очень важное влияние на политику государства. А тут дочь пошла на перекор воле отца. Списывать такой поступок на излишнюю религиозность Предславы не стоит, хотя все могло быть. Недаром тетка очень опасалась гнева князя. Расправа могла быть быстрой и беспощадной.

    Но  разумные утверждения двенадцатилетней девицы убедили игумению.

    Принять такое решение игуменья была не в  состоянии. К разрешению спора подключили епископа Полоцкого Илию. Епископ  имел большое влияние на князя и дело было полюбовно улажено. С благословения Полоцкого епископа Илии Ефросиния стала жить при Софийском соборе, занимаясь переписыванием книг: "начала книги писать своими руками, и прибыль отдавала нуждающимся".

    В 1128 году печатные работы видимо наскучили  молодой монахине и она ударилась в строительство. Житие объясняет сей поступок просто: "чудо" и приводит следующее:

    Как-то во сне она увидела, как "ангел  повел ея в Сельцо" на окраине Полоцка и произнес: "Зде ти подобает быти!". В ту же ночь ангел явился и епископу Илии, сказав: "Веди ю, рабу Божию Евфросинию в церковь Святаго Спаса, нарекомое Сельце, - место то свято есть!". 

    Епископ Илия, которому в ту же ночь также  было подобное видение, благословил  официально, при многочисленных свидетелях, преподобную Ефросинию на основание женского монастыря, определив место обители - Сельцо, где была церковь Спаса и место погребения Полоцких епископов. Можно предположить, что, призывая Евфросинию в Сельцо, владыка надеялся, что она выстроит каменную церковь Спаса и возведет монастырь.

    Полоцких  князей епископы почитали: перевод  Евфросинии а эти места был важным решением, принять которое можно было лишь вместе с княжеским семейным советом. И совет состоялся: на нем были дядя преподобной Полоцкий князь Борис Всеславич, ее отец и именитые бояре.

    Основанный  Ефросинией Спасо-Преображенский монастырь получает широкую известность в полоцких землях. В обители на месте бывшей деревянной церкви Ефросинией начато строительство каменного собора. Этот собор, построенный окончательно в 1161 году, сохранился до нашего времени. В монастыре святая учила молодых инокинь переписыванию книг, пению, вышиванию и другим ремеслам. Существует несколько версий пострижения в монахини сестер Ефросиньи.

    По  одной из них двоюродая сестра Ефросинии, дочь князя Бориса Звенислава, вступила в эту обитель, отдав монастырю "все свои вещи золотые и многоценные ризы", и приняла иноческий постриг под именем Евпраксии. "Так начали они жить в монастыре в единомыслии, в молитвах к Богу; и были, словно единая душа в двух телах".

    По  другой - первым деянием молодой  игумении, судя по Житию, было пострижение у нее в монастыре двух сестер Гордиславы и Евпраксии, что вызвало на этот раз бурный гнев родителей. "На се ли вас родих, - восклицал, по свидетельству Жития, возмущенный отец. - На се ли вас мати воспита!..".

    Разные  летописи говорят разное, но сходятся в одном: одна из новообращенных была Евпраксия. Значит сие можно принять за исторический факт.

      Закончив Спасо-Преображенский монастырь Ефросинья начала построение Богородицкой церкви, при которой открыла мужской Богородицкий монастырь.

    В монастырях, основанных преподобной Ефросинией, существовали иконописные мастерские. Там изготовлялись предметы церковного обихода, оклады для образов.

    Под руководством Ефросинии действовали мастерские по переписыванию книг. Педагогическая деятельность великой подвижницы внесла значительный вклад в дело народного образования. Школы Ефросинии Полоцкой являлись передовыми для своего времени и по программам обучения, и по составу учащихся. Последние в большинстве своем были детьми простых людей. Интересен стиль обращения ее к ученикам: "Вот, собрала вас, как наседка птенцов своих под крылья свои, в паствину, словно овец, дабы паслись в заповедях Божиих, дабы и я сердцем учила вас, видя плоды труда вашего, и таков дождь учения к вам проливала; но нивы ваши в той же мере стоят, не возрастая, не поднимаясь вверх. А уж год подходит к концу, и лопата лежит на гумне! Боюсь, что будут в вас тернии, и отданы будете огню неугасимому! Постарайтесь же, чада мои, избежать его, соделайтесь чистой пшеницей, смелитесь в жерновах смирением, молитвой и постом, чтобы хлебом чистым принестись на трапезу Христову!".  

    Вершиной  организаторской деятельности Ефросиньи  можно по праву считать строительство  в Полоцке каменной церкви Спаса зодчим Иоанном, который выучился искусству зодчего у киевских мастеров.

    По  Житию, строительство шло быстро. Всего потребовалось 30 недель, то есть 7 с половиной месяцев, что указывает  на четкую организацию строительства; храм возводили, видимо, с апреля по октябрь.

    Исследователи часто обращались к храму преподобной  Евфросинии Полоцкой. Здание действительно  удивляет с самого начала своими пропорциями, двускатным, явно поздним перекрытием, необычайной вытянутостью барабана... Загадочным казался и интерьер церкви, странно загруженный массивными столбами при очень толстых стенах.

    Спасский  храм - вершина архитектурной мысли  Полоцкой земли, повлиявшая на все дальнейшее строительство древнерусских храмов.

    Ефросинья Полоцкая не была бы первой русской  святой-женщиной, если бы вокруг нее  не было бы столько загадок и тайн. А уж их было с избытком.

    Древнерусские князья очень часто сообщались друг с другом в письменной форме. Это были либо грамоты, записанные на бересте и посылаемые специальным нарочным, либо грамоты на пергаменте, скрепленные княжеской печатью и пересылаемые так же. Берестяные грамоты по прочтении большей частью выбрасывались.

    Пергаментные  грамоты до нас доходят очень  редко (текст стирали после прочтения и при надобности писали на них вновь; печати - маленькие свинцовые кружки с лентой - отрывались и выбрасывались). Русские князья всегда имели два имени: крестное, данное при крещении, и традиционное, данное при рождении. На одной стороне печати помещалось одно имя, а на другой - второе. Это дает возможность определять, кому же из князей принадлежала данная печать.

    В 1132-1144 годах в Полоцке правил Василько Святославич, которого полочане посадили на Полоцкий престол. Если считать, что отца Евфросинии Георгия в миру звали Святослав, то остается вывод, что Василько, не высланный с родителями в Византию, был ее родным братом!

    Полоцкая  просветительница решила окончить свои дни в Святых Местах у Гроба  Господня в Иерусалиме. Ей было уже  много лет, а путь в Палестину  был нелегок. Но решение ее "дойти  Святаго Града Иерусалима и поклонитися Гробу Господню и всем Святым Местам, видети и целовати и тамо живот скончати", было твердо.

    Паломничество было пешим, а не водным путем "из варяг в греки". Обоз проходил 30-40 километров в сутки, останавливаясь у властителей соседних земель, воздававших преподобной "честь великую". По дороге преподобной паломнице встретился Византийский император Мануил Комнин (1123-1130), шедший на венгров. Император принял Полоцкую игумению, давно знакомую ему заочно, со всем радушием и "с честию посла ю в Царьград".

    Император ходил с воинами на венгров, в 1163-1164 годах. Видимо, преподобная Евфросиния отправилась к Святым Местам в 1163 году, уже не только отстроив Спасский храм, но и вложив в него уникальный крест (1161).

    Поклонившись  святыням Константинополя, она добралась  до Иерусалима, где в русском монастыре  Пресвятой Богородицы и обрела вечный покой 23 мая 1173 года.

    Приблизительно  в 1187 году тело святой Ефросинии было перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 мощи святой торжественно перевезли в Полоцк, в основанный ею монастырь. Перевозились они по Днепру при огромных стечениях народа, во время остановок парохода "Головачев" совершались торжественные богослужения. Из Орши в Витебск, а затем - в Полоцк верующие благоговейно несли святыню на руках.

    13 мая 1922 года по постановлению  "народного комиссариата юстиции  РСФСР" рака с мощами была  вскрыта, затем мощи были отправлены  на атеистическую выставку в  Москву, а оттуда - в Витебск, где  демонстрировались на протяжении  почти двух десятков лет в  местном краеведческом музее.

    Во  время немецкой оккупации верующие перенесли раку преподобной из музея  в Свято-Покровскую церковь, а 23 октября 1943 года нетленные мощи вновь возвратились в Полоцкий Спасо-Ефросиньевский монастырь, где почивают и поныне.

С именем Ефросиньи  связана еще одна загадка.

    В 1161 году после строительства Спасского  храма игуменья Ефросиния хлопотала об обеспечении его богослужебными книгами и всем необходимым. Она пригласила художников, которые искусно расписали стены храма библейскими сюжетами. Особое место было отведено для хранения уникального напрестольного Креста - его преподобная Ефросиния заказала лучшему ювелиру Киевской Руси Лазарю Богше. Тот, обладая исключительным талантом и профессиональным мастерством, основал целое направление в древнерусском ювелирном искусстве.

    Наличие точной даты изготовления - 1161 год - и  имени мастера, указанных на кресте, дают основания считать полоцкий шедевр великой драгоценностью культуры Древней Руси. Полоцкий крест к тому же - всеправославная святыня, драгоценная реликвия вселенского христианства.

    Шестиконечная форма креста, по мнению богословов, символизирует первобытный свет: шесть концов означают шесть дней творения мира. Изображения на Кресте иллюстрируют почти всю историю  Нового Завета и древней церкви.

    Крест украшен драгоценными камнями и  металлами. Изображения Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила, четырех евангелистов, апостолов Петра и Павла, святой Ефросинии и других святых угодников выполнены на пластинах перегородчатой эмали - это исключительно сложная ювелирная техника средневековья.

    Особую  ценность придают реликвии частицы  святых мощей, размещенных в Кресте. На лицевой стороне - Кровь Христа в верхнем перекрестье, "Древо  Животворящее" в нижнем перекрестье. На обратной стороне - камень от Гроба  Пресвятой Богородицы в верхнем  перекрестье, частица Гроба Господня в нижнем перекрестье. В Крест  вложена также кровь святого  Дмитрия, частицы мощей святого  великомученика и целителя Пантелеймона и иных угодников Божиих. Эти святые реликвии были доставлены в Полоцк специальной экспедицией, которую направила в Византию преподобная Ефросиния.

    Создание  задуманного стоило такой большой  работы и усилий, требовало таких  значительных материальных средств, что  на боковых пластинах Креста преподобная  заказчица благословила выгравировать  надпись, чьим старанием, для какой  церкви был сделан Крест и сколько  это стоило. Знаменитые князья иногда жертвовали для храмов очень дорогие  вещи, но равного Кресту Ефросинии Полоцкой не было.

Информация о работе Ефросинья Полоцкая