Джордж Гордон Ноэль Байрон

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

Джордж Гордон Ноэль Байрон родился 2 января 1788г. в Лондоне. Великий английский поэт, чье творчество вошло в историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой романтизма. Могучие страсти поэтических произведений Байрона явились выражением мятежных страстей народа.

Работа содержит 1 файл

Джордж Гордон Ноэль Байрон.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

Введение

Джордж Гордон Ноэль Байрон родился 2 января 1788г. в  Лондоне. Великий английский поэт, чье  творчество вошло в историю мировой  литературы как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой романтизма. Могучие страсти поэтических  произведений Байрона явились выражением мятежных страстей народа. Байрон был привержен просветительским идеалам и эстетике классицизма, однако он является поэтом-романтиком. Преклонение перед разумом сопровождается мыслью о неразумности современной действительности. Признание классицистической строгости и ясности сочетается с изображением сложных и неясных чувств, окрашенных  
мрачным настроением. Действительность испытывается не только разумом,  
но и романтической иронией. Идеал свободы у Байрона лишен социальной конкретности, поэтому стремление к свободе у него индивидуалистично. Свободу Байрон видит либо в борьбе, ведущей к разрыву с обществом, либо в эпикуреизме.  Личность Байрона весьма противоречива. Веря в то, что в будущем свобода восторжествует, поэт, тем не менее, не может отрешиться от скепсиса и пессимизма. Байрон учился в Кембриджском университете, увлекался историей, читал труды просветителей, хотел стать политическим деятелем. В 1813-1816 гг. Байрон создает ряд лиро-эпических поэм, известных в истории литературы под названием «восточных». Сам Байрон не объединил их в единый цикл, да и действия не всегда происходят на Востоке. Поэт использует этнографически точные восточный колорит для придания особого драматизма, свежести и выразительности уже известному сюжету или отдельному сюжетному мотиву. В восточных поэмах личность автора проступает слабо. Чаще всего выступает вымышленный рассказчик, от лица которого ведется повествование.
 
 
 

1. Путешествие Байрона  по Востоку 

Байрон на протяжении всей своей жизни очень много путешествовал. Именно его путешествия сыграли огромную роль в формировании его личности и поэтического дара. В конце июня 1809 года Байрон со своим другом Хобхаузом отправились в двухлетнее путешествие. Оно началось с Португалии, затем начались города Испании. Из Испании Байрон выехал на Мальту, потом в Грецию, Албанию, Константинополь и снова вернулся в Грецию. Какой бы удивительной ни была по своей красоте природа и величественной древняя культура этих южных стран, Байрон не воспринимал их вне жизни народов, их населявших. Люди, их быт, язык, обычаи, одежда - все вызывает пристальный интерес поэта. Его поражают социальные контрасты в этих странах: с одной стороны, нищета, рабство народов, с другой - неограниченная власть и произвол кучки тиранов. Во время путешествия Байрон глубоко осознал свое общественное призвание поэта, он стремился увиденное передать в строфах, обличавших политику правительств тех стран, которые поддерживали тиранию и насилие над народами. Путевые впечатления обретали разный по тону характер: они были то раздумьями, то призывом к народам сбросить иго тирании, то восторгами перед красотой женщин, перед экзотикой природы. Ложились эти записи большей частью в спенсерову строфу, девятистрочную, со сложным чередованием рифм; Байрон работал тогда над овладением этой строфой, которая берет начало в английской поэзии эпохи Возрождения. Во время путешествия им было также создано немало лирических стихотворений о запомнившихся встречах и событиях. Одновременно появлялись и стихи, давшие начало политической лирике поэта, - “Песня греческих повстанцев”, “Прощанье с Мальтой”, к которым примыкала и сатира “Проклятие Минервы”, написанная также в годы путешествия. На Мальте Байрон начал брать уроки арабского языка у монаха.

Албания была в  то время почти неизвестной страной. Дикие горы напоминали Байрону Шотландию. Мужчины носили короткие юбки, совсем как шотландские горцы, и плащи из козьей шкуры. Байрона восхищала пышность Востока – албанцы в расшитых камзолах, татары в высоких шапках, чёрнокожие рабы, лошади, барабаны, муэдзины, выкликающие с минаретов мечетей: “Нет Бога, кроме Бога”. Грозный Али-паша оказался маленьким семидесятилетним старичком с белой бородой, с учтивыми и полными достоинства манерами. Но всем было известно, что он, не моргнув, поджарит врага на вертеле или утопит в озере дюжину женщин, которые чем-нибудь не угодят его невестке. Любовь к власти, презрение к моральным и общественным условностям, тайна, которой он любил себя окружать, весь облик Али вызывал в Байроне живые симпатии. Бандит, корсар, атаман разбойничьей шайки – люди этой отверженной среды привлекали Байрона, находя отклик в его чувстве протеста против лицемерия и в его преклонении перед храбростью. Симпатия была обоюдной. Паша прислал Байрону проводников и вооружённый эскорт для обратного пути. Путешествовать по дикой стране под охраной вооружённых дикарей – предприятие опасное, но заманчивое. Байрон любил албанцев, они казались ему простыми, верными людьми. Из Албании англичане отправляются в Грецию. Это была чудеснейшая горная прогулка верхом. Вечерами сопровождавшие их сулиоты пели песни, которые Байрон с помощью переводчика перелагал на стихи. Байрон был растроган, очутившись в Греции. Глазами, привыкшими к суровому климату севера, к пейзажам, окутанным туманом, к непрерывно бегущим облакам небо цвета индиго, прозрачный воздух, скалистые горы, чуть тронутые охрой и шафраном, являли картину света и счастья. После Греции Байрон и Хобхауз прибыли в Афины, которые в то время представляли собой большую деревню. Турки, занявшие город, вели себя как победители, а не как правители, и предоставляли город собственной судьбе. В главном кафе около базара турецкие аги, сидя на корточках, посмеиваясь, курили наргиле. Французский консул Фовель сопровождал англичан в их путешествиях по Аттике. Через оливковые рощи и луга златоцветов они ездили на мыс Сунион. Сквозь белые колонны храма виднелось “фиолетовое море”. 13 мая 1810 года Байрон и Хобхауз взяли курс на Константинополь. В Стамбуле Байрон пленился ландшафтом – берега Европы и Азии, унизанные дворцами, сверкающий купол собора св. Софии, Принцевы острова, такие приветливые издалека. Он поднимался вверх по Босфору и сидел на голубых утёсах Симплегад, которые стерегут вход в пролив и, по предании древности, сдвигаются, когда входит в корабль, чтобы раздавить его. Наконец, 4 июля 1810 года Байрон и Хобхауз покинули Константинополь. Хобхауз возвращается в Англию, а Байрон отправляется ещё раз в Афины. Во время своего вторичного пребывания в Афинах Байрон поселился в монастыре капуцины. Местоположение было замечательное: прямо напротив возвышался Гимет, позади Акрополь, направо храм Юпитера и налево город. Представление о мире, из которого складывался теперь его внутренний пейзаж, было просто. Земной шар создан с неизвестной нам целью Богом, которому, по-видимому, нет дела до наших страданий. Люди, увлекаемые своими страстями или роком, гонятся за приятными ощущениями или за славой. Царства, империи поднимаются и падают, как волны. Всё суета, кроме наслаждения. Путешествие на Восток подтверждало для него справедливость этой доктрины. Повсюду, где Байрон ни проезжал, он видел, что жизнь сурова, пороки всем присущи, а смерть невзыскательна и всегда наготове. Фатализм мусульман укрепил его фатализм. Ему нравилось их отношение к женщинам. Бесконечное множество религий убедило его в их слабости. Он вывез с собой сомнения, которые казались ему несокрушимыми. В этом длительном одиночестве он познал несколько истин в самом себе. Узнал, что может быть счастлив, только существуя вне закона. Он полюбил эти страны, где ему ни до кого не было дела, так же как и никому до него. Возвращаясь в Англию, Байрон записал в своём дневнике: “После двухлетнего путешествия я вновь на пути в Англию. Я видел всё, что есть замечательного в Турции, Трою, Грецию, Константинополь и Албанию. Не думаю, чтобы я совершил что-нибудь, что отличило бы меня от других путешественников, разве только прогулки вплавь из Сестоса в Абидос, подвиг, весьма достойный для человека нашего времени”.

2. Восточные поэмы Байрона

Результатом путешествия Байрона явились его поэмы. Каждая из поэм восточного цикла посвящена одному из близких друзей Байрона: «Гяур» - Роджерсу, «Абидоская невеста» - Холланду, «Осада Коринфа» - Хобхаузу. Так же к этому циклу относятся и поэмы “Корсар” и “Лара”. Определение это в полной мере, если иметь в виду колорит, относится только к первым трем; в "Ларе" же, как указывал сам поэт, имя испанское, а страна и время события конкретно не обозначены, в “Осаде Коринфа” Байрон переносит нас в Грецию, а в “Паризине” - в Италию. В стремлении объединить эти поэмы в один цикл есть известная логика, подсказанная общими признаками, характерными для всех названных поэм. В них Байрон создает ту романтическую личность, которая впоследствии, преимущественно в XIX веке, стала называться “байронической” Героем “восточных поэм” Байрона является обычно бунтарь-отщепенец, отвергающий все правопорядки собственнического общества. Это – типичный романтический герой; его характеризуют исключительность личной судьбы, необычайные страсти, несгибаемая воля, трагическая любовь, роковая ненависть. Индивидуалистическая и анархическая свобода является его идеалом. Этих героев лучше всего охарактеризовать словами Белинского, сказанными им о самом Байроне: “Это личность человеческая, возмутившаяся против общего и, в гордом восстании своём, опёршаяся на самое себя”. Восхваление индивидуалистического бунтарства было выражением духовной драмы Байрона, причину которой следует искать в гибели освободительных идеалов революции и установлении мрачной торийской реакции. Этот байроновский индивидуализм был впоследствии весьма отрицательно оценён передовыми современниками английского поэта. Однако ко времени появления “восточных поэм” это их противоречие не столь резко бросалось в глаза. Гораздо более важным тогда (1813 – 1816) было другое: страстный призыв к действию, к борьбе, которую Байрон устами своих неистовых героев провозглашал главным смыслом бытия. Самая замечательная черта “восточных поэм” - воплощённый в них дух действия, борьбы, дерзновения, презрения ко всякой апатии, жажда битвы, которая будила от малодушной спячки изверившихся людей, подымала уставших, зажигала сердца на подвиг. Современников глубоко волновали разбросанные повсюду в “восточных поэмах” мысли о гибели сокровищ человеческих сил и талантов в условиях буржуазной цивилизации; так, один из героев “восточных поэм” грустит о своих “нерастраченных исполинских силах”, а другой герой, Конрад, был рождён с сердцем, способным на “великое добро”, но это добро ему не дано было сотворить. Селим мучительно тяготится бездействием; Лара в юности мечтал “о добре” и т.д. Торжество реакции породило настроения трусливости и ренегатства. Реакционные романтики воспевали “покорность провидению”, бесстыдно прославляли кровопролитную войну, угрожали “карой небесной” тем, кто ропщет на свою судьбу; в их творчестве всё сильнее звучали мотивы безволия, апатии, мистики. Настроение подавленности заражало многих лучших людей эпохи. Безвольным, безликим героям реакционных романтиков Байрон противопоставил могучие страсти, исполинские характеры своих героев, которые стремятся подчинить себе обстоятельства, а если это им не удаётся, то они гордо погибают в неравной борьбе, но не идут ни на какой компромисс с совестью, не делают ни малейшей уступки ненавистному миру палачей и тиранов. Их одинокий протест бесперспективен, и это с самого начала накладывает трагический оттенок на весь их облик. Но, с другой стороны, их беспрестанное стремление к действию, к борьбе придаёт им неотразимое очарование, увлекает и волнует. “Весь мир, - писал Белинский, - с затаённым волнением прислушивался к громовым раскатам мрачной лиры Байрона. В Париже его переводили и печатали ещё быстрее, чем в самой Англии”. Композиция и стиль “восточных поэм” весьма характерны для искусства романтизма. Где происходит действие этих поэм, неизвестно. Оно развёртывается на фоне пышной, экзотической природы: даются описания бескрайнего синего моря, диких прибрежных скал, сказочно прекрасных горных долин. Однако тщетно было бы искать в них изображения ландшафтов какой-либо определённой страны. Каждая из “восточных поэм” является небольшой стихотворной повестью, в центре сюжета которой стоит судьба одного какого-либо романтического героя. Всё внимание направлено на то, чтобы раскрыть внутренний мир этого героя, показать глубину его бурных и могучих страстей. Поэмы 1813 – 1816 годов отличаются сюжетной завершённостью; главный герой не является лишь связующим звеном между отдельными частями поэмы, но представляет собой главный интерес и предмет её. Зато здесь нет больших народных сцен, политических оценок текущих событий, собирательных образов простых людей из народа. Протест, звучащий в этих поэмах, романтически абстрактен. Построение сюжета характеризуется отрывочностью, нагромождением случайных деталей; повсюду много недомолвок, многозначительных намёков. Можно догадываться о мотивах, движущих поступками героя, но часто нельзя понять, кто он, откуда пришёл, что ждёт его в будущем. Действие начинается обычно с какого-либо момента, выхваченного из середины или даже конца повествования, и лишь постепенно становится ясно то, что происходило ранее.

2.1. Поэма Гяур.

Раньше всех “восточных поэм” увидел свет “Гяур”. Повесть была написана в мае – ноябре 1813 года. Гяуром мусульмане называли иноверцев. “Рассказ, составляющий содержание этих разрывных отрывков, основан на происшествиях, менее обычных на Востоке в настоящее время, чем прежде, может быть потому, что дамы стали теперь более осмотрительны, чем в старину, или же потому, что христианам теперь больше улыбается счастье, или же они менее предприимчивы. В законченном виде рассказ должен был заключать в себе историю невольницы, брошенной по мусульманскому обычаю, в море за неверность, за которую мстит молодой венецианец, её возлюбленный. Событие это отнесено к тому времени, когда Семь Островов были под властью Венеции и вскоре после того, как арнауты были прогнаны из Мореи, которую они опустошили несколько времени спустя после вторжения русских. От падения майнотов после того, как им не дозволили разграбить Мазитр, помешало предприятию русских и привело к разгромлении Мореи, во времена которого жестокость, проявленная всеми, была беспримерной, даже в летописях правоверных”. Так начал Байрон свою повесть. Сюжет этой поэмы сводится к следующему: Гяур на смертном одре исповедуется монаху. Его бессвязный рассказ – это бред умирающего, какие-то обрывки фраз, последняя мучительная вспышка сознания. Лишь с большим трудом можно уловить нить его мыслей. Гяур страстно любил Леилу, она отвечала ему взаимностью. Радость и свет наполняли всё существо гяура. Но ревнивый и коварный муж Леилы Гессан выследил её и злодейски убил. Гяур страшно отомстил тирану и палачу Леилы. Гессан погиб мучительной смертью от его руки. Однако мщение не принесло гяуру ни удовлетворения, ни покоя. Его смятенный дух терзаем тайным недугом. Он стремится отстоять своё личное достоинство от покушений какого-то мрачного, тёмного мира, который олицетворяется в поэме таинственным и враждебным фоном, окружающим героя. Характер гяура раскрывается в борьбе и в трагических противоречиях его души: он яростно сопротивляется угрожающим ему таинственным силам; отчаяние не ослабляет его стремление к действию, к битвам:

      Мне прозябанье слизняка

      В сырой темнице под землёю

      Милей, чем мёртвая тоска

      С её бесплодною мечтою

Гяур терзается  мыслью о том, что его “богатые чувства” по-пустому растрачены на бессмысленные вещи. В его монологе звучит обвинение обществу, которое сделало его несчастным отщепенцем, унизило.

В примечаниях  к заключительным строкам поэмы  Байрон вкратце сообщает о том, что  послужило ему основой для  создания “Гяура”: “Обстоятельства, о которых говорится в этой повести, достаточно обыкновенны в Турции… Мне же сюжетом послужила стародавняя, теперь уже почти забытая история одной молодой венецианки. Я случайно слышал этот рассказ в кофейне от одного из бродячих сказочников, которыми кишит Восток… я жалею, что память сохранила мне так мало от подлинного рассказа…”

2.2 Поэма “Абидосская невеста”

      Поэма создана в первой половине ноября 1813 года в течение одной недели. 5 декабря 1813 года поэт занёс в дневник: “Абидосская невеста” вышла в  четверг второго декабря… она  отвлекла мои мысли от действительности и заняла их вымыслом; от себялюбивых сожалений обратила к живым воспоминаниям и увела в страну, которая в моей памяти окрашена самыми радужными и зловещими, но неизменно яркими красками”.

      Действительно, поэма полна красочных описаний Востока. “Абидосская невеста” названа Байроном турецкой повестью. Поэма начинается с описаний “далёкого и прекрасного” края:

      Кто знает край, где небо голубое

      Безоблачно, как счастье молодое,

      Где кедр шумит и вьётся виноград,

      Где ветерок, носящий аромат,

      Под ношею в эфире утопает,

      Во  всей красе где роза расцветает,

      Где сладостна олива и лимон,

      И луг всегда цветами испещрён,

      И соловей в лесах не умолкает,

      Где дивно всё, вид рощей и полян,

      Лазурный  свод и радужный туман,

      И пурпуром блестящий океан,

      И девы там свежее роз душистых,

      Разбросанных  в их локонах волнистых? 

      Сюжет этой повести таков: седой султан Яфар решает отдать свою единственную дочь Зулейку в жёны Осману. Но она влюблена в своего брата Селима, и это чувство взаимно. Селим предлагает ей бежать и назначает место встречи Зулейке, где он должен рассказать всю правду о себе. Когда Зулейка пришла в назначенное время, пред ней предстал “новый” Селим. Он ей поведал, что он является главарём шайки против её отца Яфара, что он ей не является родным братом, что когда-то давно Яфар отравил своего брата Абдалу, отца Селима. И теперь Селим готов отомстить Яфару.

Информация о работе Джордж Гордон Ноэль Байрон