Джон Локк

Автор: Екатерина Опаш, 25 Августа 2010 в 16:41, реферат

Описание работы

Джон Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомэрсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.
Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Д. Юм и И. Кант. Локк был первым философом, который выражал личность через непрерывность сознания.

Работа содержит 1 файл

джон локк.docx

— 72.39 Кб (Скачать)

      
 
 
 
 
 
 
 
 

    Джон Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомэрсет, Англия 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.

    Теоретические построения Локка отметили и более  поздние философы, такие как Д. Юм и И. Кант. Локк был первым философом, который выражал личность через непрерывность сознания.

    Локка иногда называли «интеллектуальным  вождем 18 в.» и первым философом эпохи Просвещения. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции.

    Локк  родился 29 августа 1632 в Рингтоне (графство Сомерсет) в семье судейского чиновника.

    Окончил Вестминстерскую школу и колледж  в Оксфорде, где позже и преподавал. В 1668 г. избран в Лондонское Королевское  Общество, а годом раньше становится домашним врачом, а затем и личным секретарем лорда Эшби (графа Шефтсбери), благодаря которому и приобщается к активной политической жизни. Интересы Локка, помимо философии, проявлялись в занятиях медициной, экспериментальной химией и метеорологией. В 1683 г. был вынужден эмигрировать в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского, и после его провозглашения королем Англии в 1689 г. возвращается на родину.

    Теория  познания занимает у Локка центральное  место. Идя по стопам Бэкона, он критикует  картезианство и университетскую  схоластическую философию.

    Свои  основные взгляду в этой области  он представил в произведении "Опыты  о человеческом разумении"(1690). В  нем он отрицает существование "врожденных идей", а источником для всего  знания признает исключительно опыт - внешний опыт, складывающийся из ощущений, и внутренний, формирующийся благодаря рефлексии; это знаменитое учение о "чистой доске", tabula rasa. Фундамент знания составляют "простые идеи", возбуждаемые в уме первичными качествами тел(протяженность, плотность, движение) и вторичными(цвет, звук, запах). Из соединения, сопоставления и абстрагирования простых идей образуются сложные идеи(модусы, субстанции, отношения). Критерием истинности идей признается из ясность и отчетливость.

    Само  познание делится Локком на интуитивное(направленное на самоочевидные истины нашего существования), демонстративное(положения математики и этики) и сенсативное (существование единичных вещей); последнее оценивается как наиболее смутное и неопределенное.

    Государство Локка, вслед за Гоббсом, рассматривает  как результат взаимного соглашения, но выдвигает на первый план не столько  правовые, сколько морально-нравственные критерии поведения людей, понимая  в качестве главного условия благополучного государства "власть морали и нравственности". Нормы морали устанавливаются по скрытому и молчаливому согласию и являются тем фундаментом, на котором строятся человеческие взаимоотношения. Этому способствует то, что по Локку, естественные влечения людей направлены именно в сторону добра.

    В религиозных вопросах Локк стоит  на позициях веротерпимости как основоположения религиозной свободы; в этом и других, следуемых отсюда положениях, он близок протестантизму. Но также у него присутствует склонность к деизму, которая заявляет себя в трактате "Разумность христианства"(1695), хотя он и признает по причине конечности человеческого разума необходимость божественного откровения.

    Социально-политические взгляды Локка выражены в "Двух трактатах о государственном  правлении"(1690), первый из которых  посвящен критике божественной основы абсолютной королевской власти, а второй - развитию теории конституционной парламентской монархии. Локк не признает абсолютной монистичной власти государства, признавая необходимость ее разделения на законодательную, исполнительную и "федеративную" (занимающуюся внешними сношениями государства) и допуская право народа ее не поддерживать и даже ниспровергать не справляющееся со своими обязанностями правительство.

    Большую часть жизни Локк страдал от астмы, а после шестидесяти подозревал, что болен чахоткой. В 1691 он принял предложение поселиться в загородном доме в Отсе (графство Эссекс) – приглашение леди Мешэм, жены члена парламента. Однако Локк не позволил себе полностью расслабиться в уютной домашней атмосфере; в 1696 он стал комиссаром по делам торговли и колоний, что заставило его регулярно появляться в столице. К тому времени он был интеллектуальным лидером вигов, и многие парламентарии и государственные деятели часто обращались к нему за советом и с просьбами. Локк участвовал в проведении денежной реформы и способствовал отмене закона, препятствовавшего свободе печати. Он был одним из учредителей Банка Англии. В Отсе Локк занимался воспитанием сына леди Мешэм и переписывался с Лейбницем. Там же его посещал И. Ньютон, с которым они обсуждали послания апостола Павла. Однако основным его занятием в этот последний период жизни стала подготовка к изданию многочисленных трудов, идеи которых он прежде вынашивал. Среди работ Локка – Второе письмо о веротерпимости (A Second Letter Concerning Toleration, 1690); Третье письмо о веротерпимости (A Third Letter for Toleration, 1692); Некоторые мысли о воспитании (Some Thoughts Concerning Education, 1693); Разумность христианства, каким оно передано в Писании (The Reasonableness of Christianity, as Delivered in the Scriptures, 1695) и многие другие.

    В 1700 Локк отказался от всех должностей и удалился в Отс. Умер Локк в доме леди Мешэм 28 октября 1704. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Литература:

  1. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/LOKK_DZHON.html
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BA%D0%BA_%D0%94.
  3. http://www.sunhome.ru/philosophy/1784
  4. http://www.piplz.ru/page-id-428.html

Информация о работе Джон Локк