Доклад по Ломоносову

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 09:26, доклад

Описание работы

Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов (8 (19) ноября 1711, деревня Мишанинская, Россия — 4 (15) апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле.

Работа содержит 1 файл

Михаил Ломоносов.docx

— 354.52 Кб (Скачать)
 

Михаил  Ломоносов

 
Работа неизвестного художника. Масло 
[1].
Дата  рождения: 8 (19) ноября 1711
Место рождения: Деревня Мишанинская [2], ныне — село Ломоносово (близ Холмогор), Архангелогородская губерния, Российская империя
Дата  смерти: 4 (15) апреля 1765 (53 года)
Место смерти: Санкт-Петербург, Российская империя
Страна:  Российская  империя
Научная сфера: естествознание, химия, физика, минералогия, история, филология, опто-механика и др.
Место работы: Академия  наук и художеств (c 1747 Императорская Академия наук и художеств)
Известен  как: академик Петербургской  АН, член Академии художеств, почётный член Стокгольмской и Болонской  академий наук.

Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов (8 (19) ноября 1711, деревня Мишанинская, Россия — 4 (15) апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Действительный член Академии наук и художеств (адъюнкт физического класса с 1742, профессор химии с 1745), статский советник.

Биография

Краткая хронология

  • 1730 — 7 декабря в Холмогорской воеводской канцелярии получил паспорт.
  • 1730 — 15 (?) декабря отправился пешком в Москву.
  • 1731 — 15 января зачислен учеником в Московскую Славяно-греко-латинскую академию.
  • 17311735 — учёба в Московской Славяно-греко-латинской академии.
  • 1734 — учёба в Киево-Могилянской академии.
  • 1736 — 12 января зачислен студентом в Санкт-Петербургский академический университет.
  • 1736 — 4 октября для обучения горному делу и металлургии направлен в Германию.
  • 17361739 — обучался в Марбургском университете.
  • 1737 — с января слушает курс механики профессора Х. Вольфа и курс теоретической химии профессора Ю. Г. Дуйзинга.
  • 1739 — в феврале женился на дочери квартирной хозяйки Елизавете-Христине Цильх
  • 1739 — 8 ноября родилась дочь; 9 ноября — крещена в церкви реформатской общины с именем Екатерина-Елизавета.
  • 17391740 — под руководством И. Ф. Генкеля обучался горному делу.
  • 1740 — 26 мая обвенчался в церкви реформатской общины Марбурга с Елизаветой-Христиной Цильх.
  • 1740 — в конце мая, направляясь на родину, под Дюссельдорфом «показался пруссакам годною рыбою на их уду» и обманом «забрит» был в рекруты, но в октябре бежал, прибыл чрез Арнгейм и Утрехт в Амстердам, далее — в Гаагу и, только после возвращения вновь в Амстердам, оттуда отправился морем в Россию.
  • 1741 — 8 июня вернулся в Санкт-Петербург.
  • 1741 — 22 декабря в Марбурге у Ломоносова родился сын, названный при крещении Иваном.
  • 1742 — 8 января определён адъюнктом физического класса Академии наук и художеств.
  • 1745 — 25 июля назначен профессором химии Академии наук и художеств.
  • 1746 — 20 июня впервые читает на русском языке публичные лекции по физике.
  • 1748 — создал первую в России научно-исследовательскую и учебную Химическую лабораторию.
  • 17481757 — проводил в Химической лаборатории работы по изготовлению цветных стёкол и красок, — анализ руд.
  • 1749 — 21 февраля родилась дочь Елена.
  • 17521753 — в Химической лаборатории читал первый в истории курс лекций по физической химии.
  • 1753 — основана стекольная фабрика в деревне Усть-Рудица.
  • 1755 — по проекту М. В. Ломоносова учреждён Московский университет.
  • 1757 — назначен Советником Академической канцелярии.
  • 1758 — становится руководителем Исторического собрания, Географического департамента, Академических университета и гимназии.
  • 1760 — 30 апреля Шведская королевская Академия наук избрала М. В. Ломоносова своим почётным членом.
  • 1763 — 10 октября избран членом Академии трёх знатнейших художеств (за мозаичные работы).
  • 1764 — 17 (?) апреля (после 2) избран почётным членом Академии наук Болонского института.
  • 1765 — 4 апреля скончался в собственном доме на реке Мойке.
  • 1765 — 8 апреля похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Летопись жизни  и творчества М. В. Ломоносова

Детство

«В 1711 году, в  эпоху когда Пётр I совершал свои великие преобразования и когда плод этих преобразований, Полтавская победа, — „наше русское воскресение“, по выражению Петра, — уже решила вопрос о будущности России, как могущественного европейского государства», родился человек, который окончательно разделил науку и искусство, чудесным образом сочетая и объединив их в своём творчестве, «будущий славный русский учёный, вития и поэт» — произошло это 19 ноября в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в довольно зажиточной семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича (1681—1741) и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых. О первых годах жизни Михаила Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом 1724 года она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз — на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».

Историк, славист Владимир Иванович Ламанский пишет: «в целой России в начале XVIII века едва ли была какая иная область, кроме Двинской земли, с более благоприятной историческою почвою и более счастливыми местными условиями». Личность М. В. Ломоносова можно понять только составив представление о природе в окружении которой он вырос, о том, что он был выходцем из той части русского народа, которая никогда не испытывала гнёта ига и не знала рабства. Здесь обретались потомки новгородцев, не знавшие крепостного права, «черносошные», государственные крестьяне, строгие в нравах, деятельные, независимые, «умевшие за себя постоять, сплотившись в „земские миры“». Им неведома была барщина, бремя государственных обложений они избывали деньгами, развивая товарное хозяйство, торговлю и ремёсла. Поморы владели навигацией, ходили в Ледовитый океан, к Груманту, к Новой Земле. На Мурмане — промысловые становища, лов вели огромными сетями, охотились, варили соль, смолу, добывали слюду. Здесь богатая традиция художественного рукоделия. При отсутствии школ, поморы учили грамоте друг друга, переписывали и бережно хранили рукописные книги.

Деревня Мишанинская, позже слившаяся с деревней Денисовкой, находилась на Курострове, против города Холмогоры, на одном из девяти островов дельты Северной Двины, примерно в 140 км от места её впадения в Белое море. С давних времён эти острова были густо заселены. Здесь имелись хорошие пахотные земли, богатые выгоны для скота, а главное — открытый выход в море.

Путешествие в Москву. Славяно-греко-латинская академия

В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городах России — в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге — можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву, где он никого не знал.

 

Московская славяно-греко-латинская  академия.

О своём поступлении  в «Спасские школы», то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию М. В. Ломоносов пишет

В Московских Спасских школах записался 1731 года января 15 числа. Жалованья в шести  нижних школах по 3 копейки  на день, а в седьмой 4 копейки на день.

В письме И. И. Шувалову (10 мая 1753 года) он вспоминает обстоятельства своей жизни того времени и рассказывает о страстной тяге своей к учёбе

Высочайшая  щедрота несравненныя монархини нашея, которую я вашим отеческим предстательством имею, может ли меня отвести от любления и от усердия к наукам, когда меня крайняя бедность, которую я для наук терпел добровольно, отвратить не умела... Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели. ...Несказанная бедность: имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. С одной стороны, пишут, что, зная моего отца достатки, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня выдадут, которые и в мою там бытность предлагали; с другой стороны, школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться!

Удивительная  целеустремлённость была присуща М. В. Ломоносову. В то время как многие его товарищи по Спасским школам свободные от занятий часы проводили беззаботно, в библиотеке Заиконоспасского монастыря он читал летописи, патристику и другие богословские книги, — издания светского содержания и философские, и даже — физические и математические сочинения; «находимыя в оной книги утвердили его в языке славянском». Из академической биографии известно, что по прошествии первого полугодия он был переведён из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий. Через год, в достаточной мере овладев латынью, и будучи уже способен на латинском сочинять небольшие стихи, начал учить греческий. Извлекая урок из «наказания» — «Calculus dictus (лат. calculus — камешек; лат. dictus — слово) — за учинённый им школьный проступок», Михайло Ломоносов в стихотворной форме излагает перевод латинской нравоучительной притчи:

СТИХИ НА ТУЯСОК

Услышали  мухи 
Медовые духи, 
Прилетевши, сели, 
В радости запели, 
Егдаб стали ясти, 
Попали в напасти; 
Увязли бо ноги: 
Ах! — плачут убоги, 
Мёду полизали, 
А сами пропали.

Учитель пишет  на это: pulchre (лат. превосходно)…

К счастию Ломоносова классическое учение Спасских школ поставило его на твёрдую почву европейской цивилизации: оно положило свою печать на всю его умственную деятельность, отразилось на его ясном и правильном мышлении, на окончености всех трудов его.

Петербургская академия

М. В. Ломоносов прибыл в Петербургскую Российскую Императорскую Академию Наук в период, когда она вступила во второе десятилетие своей деятельности. Это было уже сложившееся научное учреждение, имевшее значительный для того времени штат сотрудников. В Академии были представлены все ведущие научные дисциплины того времени.

Информация о работе Доклад по Ломоносову