Возникновение и развитие системы демографических знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Грамотное использование методологии демографии на управленческом уровне позволяет эффективно осуществлять социальный мониторинг развития территории различного уровня организации и масштаба, моделировать развитие социально-демографических, этнических и социально-профессиональных групп населения, корректировать данные социологических выборок и результатов исследований. Демография имеет свою собственную богатую историю становления, формирования и развития в России и за рубежом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие демографии…………………………………………………………...4

2. Объект и предмет демографии……………………………………….…….….5

3. Задачи демографии…………………………………………………….…….…7

4. История возникновения и развития демографии…………………….………8

4.1. Развитие демографии как науки…………………………….………..8

4.2. Развитие демографии в России……………………………………...10

5. Источники данных, используемые в демографии………………………..…14

6. Методы демографии………………………………………………………......17

Заключение……………………………………………………………………….20

Список источников и литературы……………………………………………....21

Работа содержит 1 файл

Возникновение и развитие системы демографических знаний.doc

— 121.00 Кб (Скачать)
 
 

Возникновение и развитие системы демографических  знаний

 

Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие демографии…………………………………………………………...4

2. Объект и предмет демографии……………………………………….…….….5

3. Задачи демографии…………………………………………………….…….…7

4. История возникновения и развития демографии…………………….………8

      4.1. Развитие демографии как науки…………………………….………..8

     4.2. Развитие демографии в России……………………………………...10

5. Источники  данных, используемые в демографии………………………..…14

6. Методы демографии………………………………………………………......17

Заключение……………………………………………………………………….20

Список источников и литературы……………………………………………....21 
 

 

Введение 

     Демография  одна из основных общественных наук, рассматривающая  закономерности воспроизводства и  миграции населения, развития и функционирования социально-демографических групп и изменения качественных параметров народонаселения в зависимости от эволюции конкретно-исторических условий существования поколений.

     Теоретические исследования выступают важнейшей  составной частью комплексного изучения народонаселения. Значение теории народонаселения обусловливается прежде всего тем, что она дает возможность определить место населения в обществе и природе, объяснить закономерные изменения, в нем происходящие, предсказать их направленность, взаимосвязи, влияние на развитие общества и природы. Вопросы, связанные с комплексной социально-демографической политикой, или политикой народонаселения, ее ролью и местом в социальной, экономической и экологической политике постепенно начинают ставиться во главу угла как учеными, так и политиками.

     Грамотное использование методологии демографии на управленческом уровне позволяет  эффективно осуществлять социальный мониторинг развития территории различного уровня организации и масштаба, моделировать развитие социально-демографических, этнических и социально-профессиональных групп населения, корректировать данные социологических выборок и результатов исследований. Демография имеет свою собственную богатую историю становления, формирования и развития в России и за рубежом.  

 

1. Понятие демографии 

     Демография (от греч. demos народ и grafio пишу) – наука о народонаселении (населении).

     Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

     Будучи  одной из наук о населении, демография выполняет свои познавательные функции в тесной связи с другими науками, четко вычленяя ту область действительности, которую не изучает никакая другая наука, - постоянное возобновление населения путём смены поколений людей новыми поколениями.

      Как самостоятельная наука демография изучает закономерности и социальную обусловленность рождаемости, смертности, брачности и прекращения брака, воспроизводства супружеских пар и семей, воспроизводства населения в целом как единства этих процессов. Она исследует изменения возрастно-половой, брачной и семейной структур населения, взаимосвязь демографических процессов и структур, а также закономерности изменения общей численности населения и семей как результата взаимодействия этих явлений.

     Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения. Демографические исследования служат для разработки демографической политики, планирования трудовых ресурсов и пр. 

 

2. Объект и предмет демографии 

     Предмет демографии - воспроизводство населения как процесса непрерывного возобновления его численности и структуры в ходе смены одного поколения другим и законы, им управляющих.

     Существует 2 подхода в понимании предмета демографии:

  • «узкий» подход:  «процесс непрерывного возобновления поколений людей» Предмет демографии в этом случае ограничен рамками так называемого естественного воспроизводства населения.
  • широкое понимание воспроизводство населения представляется:

    - как совокупность трех форм движения: естественного (рождаемость и смертность), пространственного (миграция) и социального (изменение социальных структур, социальная и профессиональная мобильность),

    - как процесс самовоспроизведения населения как совокупности людей, «характеризующихся всеми теми социальными свойствами, обладание которыми позволяет им выступать в роли субъектов целостной системы конкретных исторических общественных отношений, то есть как совокупности разнообразных социальных общностей, выступающих субъектами соответствующих общественных отношений».

Обе точки  зрения соответствуют действительности.

     При рассмотрении предмета исследования в  демографии выделяют:

  • -Изучение процессов брачности и прекращения брака, демографические функции семьи и воспроизводства брачной и семейной структуры населения;
  • -Рождаемости и ее социальной обусловленности;
  • -Смертности и ее социальной обусловленности;
  • -Воспроизводства населения, роста его численности, взаимосвязей демографических процессов и структур.

   Объект  исследования демографии – процесс движения населения в его многообразных проявлениях и характеристиках поколений. Часто ошибочно за объект демографии принимается народонаселение. В этом случае, население выступает категорией, отражающей не только расселение и заполнение людьми какого то определенного пространства, но и естественно исторически складывающуюся и непрерывно возобновляющуюся в процессе воспроизводства относительно устойчивую совокупность людей.

   Объект  демографии — население страны в целом. Демография изучает численность, территориальное размещение и состав населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, а также биологических и географических факторов.

     Демография  имеет своим объектом процессы взаимодействия рождаемости, смертности, брачности, прекращения брака, воспроизводства населения в целом. Единицей совокупности в демографии является человек, который обладает множеством признаков — пол, возраст, семейное положение, образование, род занятий, национальность и т. д. Многие из этих качеств меняются в течение жизни. Поэтому население всегда обладает такими характеристиками, как численность и возрастно-половая структура, семейное состояние. Изменение в жизни каждого человека приводит к изменениям в населении. Эти изменения в совокупности составляют движение населения.

     Различают три вида движения:

  • естественное (рождаемость, смертность);
  • пространственное (миграция);
  • социальное (социальная мобильность).

 

      3. Задачи демографии 

     На  основании исследования внутренних взаимосвязей между процессами и  структурами, а также влияния  на них условий жизни и общественных отношений, определяющих интенсивность демографических процессов, демография выясняет как общие закономерности их протекания, так и особенности проявления этих закономерностей в конкретных населениях в определенных условиях места и времени.

     Главная задача любой науки — познание законов развития (движения) в определенной части общества и природы. Но наряду с этим у каждой науки имеются  и практические задачи.

     Задачи  демографии:

1. Изучение тенденций и факторов демографических процессов. Необходимо для разработки мер государственной демографической политики. Счёт времени в демографии ведётся не по годам, а по поколениям (25–30 лет).

2. Разработка демографических прогнозов.

3. Разработка мероприятий демографической политики.

     Таким образом, в практическом плане в задачи демографических исследований входит описание демографической ситуации, анализ тенденций и факторов демографических процессов, оценка их наиболее вероятного изменения в будущем и разработка демографического прогноза сообществ в контексте демографических прогнозов страны и субъектов федерации.

     Отсюда  виден широкий круг знаний, привлекаемых к решению демографических проблем. Рамки предмета демографии, которые  некоторые ученые называют «узкими», вовсе не ограничивают комплекса методов, используемых в демографии для познания закономерностей и законов демографического развития. 

 

4. История возникновения и развития демографии

4.1. Развитие демографии как науки 

     Корни демографической науки уходят вглубь тысячелетий. Ещё древние испытывали необходимость регистрировать население (табу, детоучет).

     Мыслители обратили внимание на взаимосвязь численности  населения и её общего развития. Конфуций осуществил попытку определения идеальной пропорции между количеством обрабатываемой земли и численностью заселения. Платон в учении об идеальном государстве выдвигал в качестве обязательного условия ограниченное число граждан 5040 человек свободного населения. Предлагал установить определенные нормы брачных отношений, требуя, чтобы мужчины имели детей только в возрасте от 30 до 55 лет. Аристотель при рассмотрении проблем народонаселения идеальным считал государство с малочисленным свободным населением. Малочисленность граждан способствует возникновению социальной гармонии, которая невозможна при избытке населения.

     Начало  формирования демографии как науки  относится ко второй половине 17 в., когда  развитие капитализма породило устойчивую потребность в изучении народонаселения. Исторически первым объектом научного изучения в демографии была смертность. Знание порядка вымирания поколения позволяло определить длительность жизни (а при постоянстве чисел рождений — также и численность населения) и рассчитывать при страховании жизни суммы выплат в зависимости от дожития.

     Формирование  демографических знаний (XVI — начало XIX века): рождаются новые цели и задачи: определить динамику численности населения, её зависимость от рождаемости, смертности, структурных и территориальных перемещений. В XVIII веке были предприняты первые попытки наблюдать изменение числа умерших и родившихся, численности населения в отдельных странах.

     Возникновение демографии обычно связывают с появлением работы английского исследователя Дж. Граунта «Естественные и политические наблюдения, сделанные над бюллетенями смертности» (1662) Граунт по данным о рождениях и смертях в Лондоне за ряд лет впервые установил важные демографические закономерности (превышение числа мальчиков среди родившихся, зависимость смертности от возраста и т.д.), высказал ряд соображений о причинах этих явлений, рассчитал первую примитивную таблицу смертности.

     В 1693 году Галлей построил полную таблицу  смертности для населения города Бреславля (Вроцлав), включил в неё  младенческую и детскую смертность.

     Экономический аспект роста населения, основанный на необходимости оптимизации колебаний численности населения и воспроизводства рабочей силы был представлен в работах другого крупнейшего представителя классической политэкономии Адама Смита (1723 1790). Исходя из трудовой теории стоимости, А. Смит выводит непосредственную взаимосвязь между динамикой численности населения и уровнем потребности в воспроизводстве рабочей силы.

     В конце XVIII — начале XIX века в США  были заложены основы современной переписи населения (1790), был налажен текущий  учет населения.

     В России в середине XVIII века М. В. Ломоносов первый обратил внимание на проблемы «сохранения и умножения российского народа». К тому же периоду относятся и работы Д. Бернулли и Л. Эйлера, посвященные математическому анализу смертности.

     В XIX веке встал вопрос о роли и месте демографии в социально-экономическом развитии. Повышается описательный характер, рассматриваются состав и движение населения. В середине XIX века предпринимаются попытки изучения социальной дифференциации рождаемости и смертности такими учеными, как Г. Ф. Кнапп (Германия), Л. А. Бертильон (Франция).

Информация о работе Возникновение и развитие системы демографических знаний