Сущность и основные идеи геополитики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 10:35, реферат

Описание работы

Геополитика – наука, изучающая и анализирующая в единстве географические, исторические, политические и другие взаимодействующие факторы, влияющие на стратегический потенциал государства. Объектом геополитики как науки является планетарное пространство и ресурсы, которыми оно обладает, геополитические процессы и явления в мировом сообществе как системе.

Содержание

Сущность геополитики _____________________________________2
Основные идеи геополитики_________________________________4
Идея пассионарности_______________________________________7
Идея геополитики__________________________________________8
Список использованной литературы___________________________12

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

 Русское евразийство  как первая российская геополитическая  школа возникает в 20-х годах  XX столетия в среде русских  учёных, оказавшихся в эмиграции  после Октябрьской революции  в России. Главной идеей русского  евразийства стала идея о России как особом мире, занимающем срединное положение между Западом и Востоком, между Европой и Азией.

Русским «евразийцем  №1» явился князь Николай Сергеевич  Трубецкой (1890-1938), известный славист  и компаративист, специалист в области  культуры и языков народов Северного Кавказа, автор работы «Европа и человечество», в которой присутствуют основные принципы грядущей евразийской идеологии. Именно Трубецкой фактически создал евразийство, открыл главные силовые линии этой теории.

Наиболее ярко основные идеи евразийства представлены в творчестве близкого друга и сподвижника Н. С. Трубецкого Петра Николаевича Савицкого, экономиста по образованию, соединившего в своей идеологии верность национальным традициям с порывом в будущее, с социальным модернизмом. П. Н. Савицкий был истинной душой евразийства, его бесспорным лидером.

Основная идея П. Н. Савицкого это идея России-Евразии. В соответствии с этой идеей, Россия представляет собой особое цивилизационное  образование, «срединную землю». Как  срединная земля она – не часть Европы, и не продолжение Азии. Она – особая, самостоятельная духовно-историческая реальность – Россия - Евразия, не материк и не континент, а синтез мировой культуры и мировой истории, развёрнутый в пространстве и времени. Россия – не национальное государство, а цивилизация, возникшая на основе синтеза арийско-славянской культуры, тюркского кочевничества и православной традиции. В русском человеке (великороссе) сочетаются и славянский и тюркский субстраты. Вводя в научный оборот термин «Россия-Евразия», Савицкий подчёркивал континентальность России, её отличие от океанических цивилизаций. 

 Неоевразийство. Идеи русского евразийства получили  оригинальное продолжение в 60-е–70-е  годы XX столетия в творчестве  русского учёного–историка Льва  Николаевича Гумилёва – сына  известного русского поэта Николая  Гумилёва и поэтессы Анны Ахматовой. Л. Н. Гумилёв – автор оригинальной теории этногенеза и этнических циклов, базирующейся на географическом детерминизме и органицизме, свойственном учению П. Н. Савицкого, последователем которого Гумилёв себя считал.

Наиболее важными  идеями этой теории являются идеи евразийской пассионарности и этногенеза, которые сформулированы им в книге «Ритмы Евразии». Указанные идеи и легли в основу качественно нового течения – неоевразийства. 

Идея  пассионарности. Своей главной задачей Л. Н. Гумилёв считал, как и евразийцы, обоснование особой миссии России как России-Евразии, её исторического права на представительство интересов континентальных сил. В этих целях он прибегает к историческому подходу, раскрытию исторических истоков евразийского единства. 

Этногенез. Идея пассионарности используется Л. Н. Гумилёвым для объяснения возникновения народов, то есть этногенеза. Главная причина этногенеза, по Гумилёву, состоит в мутациях биосферы, вызванных процессами, происходящими в космическом пространстве. Эти мутации выражаются в изменениях, происходящих на границах между этносами (совпадающих, как правило, со стыками ландшафтов). Под влиянием разного рода вспышек космической энергии в биосфере земли происходят различные изменения: рождаются новые этносы, происходит возникновение суперэтносов. При этом некоторые этносы исчезают, другие сохраняются в «реликтовом» состоянии, третьи нарождаются и начинают свой исторический путь. Великороссы и являются таким молодым этносом, возникшим на стыке Европы и Азии и сплотившим вокруг себя суперэтнос России-Евразии или евразийской Империи.

С этих позиций  Гумилёв подходит и к объяснению русского этноса. Великороссы, по мнению учёного, представляют особый этнос, сложившийся  в результате тюркско-славянского  слияния, произошедшего в результате мощного пассионарного толчка, связанного с нашествием монголо-татар. В результате этого слияния возник специфический сплав Леса и Степи, предопределивший сущность цивилизации, культуры, стереотипов поведения великороссов. На русской земле в XII веке проживало множество этносов. Но славяне были доминирующей силой, воспринявшей в значительной степени византийскую культуру. Во взаимодействии со Степью русичи выступали как представители Леса, той географической среды, которая предопределила роль Руси во взаимодействии со Степью, ту сочетаемость (комплиментарность), которая и стала основой создания России-Евразии. 

Современное российское евразийство представлено в нескольких разновидностях:

Одно из них  представлено течением национальной идеократии имперского континентального масштаба, возникшим вокруг газет «День», «Завтра», журнала «Элементы». Это течение развивает идеи П. Савицкого, Н. Трубецкого, Л. Гумилёва, направлено против либерального западничества и узко этнического национализма.

Другое течение современного неоевразийства опирается на идею континентального русско-иранского союза. По мнению представителей этого течения, русский и тюркские народы имеют положительную комплиментарность, совпадение экономических и политических интересов, основных моральных ценностей.

Ещё одно течение  неоевразийства развивает идею воссоздания  экономического и политического  единства бывших республик Советского Союза.

Каждое из названных  течений современного неоевразийства делает упор на какой-то конкретной цели, но все они в своём основном содержании противостоят современному атлантизму и мондиализму, развернувшим стратегическое наступление на евразийском континенте. 

Идея  геополитики 

Идея о том, что географические факторы определяют внешнюю и военную политику государства, возникла едва ли не с образованием первых государств древней цивилизации. Однако на рубеже ХIХ — ХХ вв., когда борьба за переустройство мира вступила в новую фазу — фазу насильственного передела, политическая география формировалась как самостоятельная область науки и начала интенсивно развиваться. В политической географии, университетской дисциплине, произошло информационно-теоретическое приращение: в качестве аналитического материала ввели элементы теории международных отношений, военный, технологический аспекты и …возникла геополитика как политологическо-географический взгляд на теорию международных отношений.  

Геополитика- это гуманитарный материал, объединяющий ценности политической тактики и научную методологию. Геополитика создает стратегию, превращая географическую статику в политико- географическую и геополитическую динамику. Динамика политических реалий и творческая воля государственных деятелей непрерывно все изменяют. В мировой политике постоянно совершаются волевые усилия многочисленных удачных и неудачных попыток изменить мир во имя государства.

Историография геополитики. В ХIХ-веке началось становление  новой науки о влиянии земной поверхности на историю народов, государств и всего человечества.

 

Высказывание  немецкого философа Гердера подводит к выводу о зависимости людей от земли, от земных площадей и исторические способы расходования социальной энергии во многом связаны с географическими условиями их жизнедеятельности.

Возможно, что  всю историю цивилизации можно  обозревать на географической базе“. Тогда жизненной декорацией мировой истории является география планеты.

Роль географических реалий прекрасно иллюстрирует фантазия Гердера: „Будь в Центральной  Азии Средиземное море– вся история  человеческой культуры была бы иной“. Но бывают неоправданные обобщения: монотеистическую религию объявляют результатом “пустынного” мышления, говорят о мистике леса или о „мужских“ и „женских“ континентах. Критическое отношение к подобным моментам не должно отражаться на изучении геополитического метода в научном плане.

Во влиянии  географии на историю, и истории  на географию определяет взаимное влияние, взаимная связь, взаимозависимость. Человечество преображает природу своими усилиями, деятельностью. Человек покоряет природу, пользуется ее законами. Он осушает болота, прорывает каналы, организует недра, приручает пустыни, океаны, воздвигает города, побеждает расстояния. Он культивирует природу, создает ей „второе лицо“, ландшафт природы превращает в культурный ландшафт и пассивные пространства в активные.  

История – это непрекращающаяся борьба человека с пространством. Трудом человека и его знаниями изменяются облики целых стран. Великая китайская стена, римские акведуки, наполеоновские дороги, трансконтинентальные поезда , мировые подводные кабели, морские порты, плотины – все это реальности не только исторические, но и географические. География подтверждает и иллюстрирует историю. Общеизвестна мировая культурно-историческая роль городов-государств. Территории есть государства, пространства властно организованного порядка: значительная часть государственной энергии направляется на преображение государственной территории. Месторасположение дано государству, но в то же время государство творит себе свое место не только в пространстве, но и в истории. Любая государственная экспансия может рассматриваться, как процесс преображения государством своего пространственного тела, своей территории.

По мере роста  населения и развития производительных сил, потребная для хозяйственной  самодостаточности социально-политического организма земельная площадь должна неизбежно расширяться. От натурального хозяйства и государства-города, через свободную денежную торговлю национальных государств, к современной рыночной экономике мировых империй, стимулирующих всемирное экономическое единение.  
 

Политическая  география и геополитика. Различие между геополитикой и политической географией заключаются по Хаусхоферу, что “политическая география  рассматривает государство с  точки зрения пространства; геополитика  же рассматривает пространство с точки зрения государства”.

Географы в  политической географии приходят к  истории и государствоведению, а  историки и государствоведы в  геополитике, через тему территории, восходят к географии, как способу  лучше постичь историю и государство. Кьеллен определяет: “Геополитика– есть учение о государстве, как историческом организме или пространственном явлении”. Геополитика существенно проникнута динамизмом: она изучает государства в их движении, в непрерывно меняющихся взаимоотношениях, в их связях и состязаниях, но через призму неизменяющихся условий географии. Анализируя географическую компоненту истории геополитик прогнозирует тенденции, перспективы дальнейшего развития, конструирует сценарии и намечает программные действия. Поэтому географ Роберт Зигер на вопрос о различии между политической географией и геополитикой ответил: “Прогнозы. Первая им чужда; вторая неизбывно к ним тяготеет”. Антонио Фламиньи резюмировал проблему следующим образом: "Политическая география - это анализ, в то время как геополитика - это синтез".

Геополитика как  наука обращена на государство и  его перспективы в свете географических особенностей его территории.  

История геополитических  конфигураций.

Поражение германо-австрийского блока, подписание в 1919 г. Версальского и Сен-Жерменского мирных договоров и создание на их основе Версальско-вашингтонской системы завершают первый в истории человечества поистине глобальный геополитический перелом: разрушаются союзы побежденные и образуются новые государства, перераспределяются колонии, формируются новые сферы влияния и политические блоки. Наибольшие потери понесли Германия, Австро-Венгрия (распавшаяся на 3 государства) и Россия, которые выпали из числа не только мировых, но и европейских лидеров.

Три страны —  Англия, Франция и США подтвердили статус великих держав. В наибольшей степени усилили свое геополитическое положение США, укрепившие свою экономику за счет военных поставок. Никогда ранее их влияние в Европе и в мире не было столь значительным.

Вторая мировая  война вновь приводит к насильственному изменению глобальной геополитической конфигурации, которое в очередной раз закрепляется юридически, теперь уже решениями Ялтинской и Потсдамской конференций 1945 г.

В результате перераспределения  зон геополитического влияния снова существенно изменилась расстановка сил во всех стратегически значимых регионах мира. На послевоенную политическую авансцену вышли только две великие державы — СССР и США.  

Значительную  часть второй половины XX столетия мир  характеризовался биполярностью, решающую роль в международных отношениях играли две сверхдержавы - СССР и США. К сегодняшнему дню уцелела лишь одна сверхдержава, и возникают вопросы-версии:

1.Наступила эра  беспредельного американского господства "Пакс Американа" или 2.происходит смена геополитической конфигурации, переход к новой парадигме (обе версии достаточно аргументированы).

В историю монополярного  мира уже попали и продвижение NATO на восток, бомбежки Югославии, использование  мандата ООН в Сомали и Боснии.

Геополитические процессы. Резкое обострение борьбы за территориальный раздел мира внутри узкой группы крупнейших держав начала ХХ века стало причиной многочисленных колониальных войн и международных соглашений о разделах колоний и сфер влияния. Особой активностью выделялась Англия, изо всех сил стремившаяся сохранить Британскую империю.

Информация о работе Сущность и основные идеи геополитики