Статья 9 пункт 1 «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народо

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

I вопрос: «Характеристика конституционной нормы»
II вопрос «Проблемы реализации конституционной нормы

Работа содержит 1 файл

Курсовая раб.Кибакин.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Тема: Статья 9 пункт 1 «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 
 
 

              Выполнил(а) студент:

                 Факультет

                 № зачётной книжки

                 Проверил:  
             
             
             
             
             

Москва 2011 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 
 

     Россия  располагает огромными земельными ресурсами. Однако это национальное богатство страны используется крайне неэффективно.

     Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепляет в качестве одной из основ конституционного строя следующее положение: «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ч.1 ст.9). Земля служит пространственной основой для развития сельского хозяйства, промышленности и всех других отраслей народного хозяйства.

     Начатая в 1991 г. земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Конечно, в ходе первого этапа земельной реформы к началу 1999 г. произошли значительные преобразования: сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность миллионы гектаров продуктивных земель, они получили земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских фермерских хозяйств; ликвидирована монополия государственной собственности на землю, введена плата за пользование землей и т.д.

     В настоящее время, когда вопросы владения, пользования и распоряжения землей переданы Министерству имущественных отношений РФ решение вопроса соблюдения законности в части регулирования земельных отношений в городах и иных поселениях и принятие действенных мер к недопущению незаконной муниципализации в области государственного управления земельными ресурсами останется актуальным.

      

     I вопрос: «Характеристика конституционной нормы» 

     С учетом включения положений комментируемой статьи в гл. 1 Конституции "Основы конституционного строя" они прежде всего должны рассматриваться как основополагающие юридические принципы, пронизывающие всю совокупность правовых отношений, возникающих при использовании и охране в Российской Федерации земли и других природных ресурсов, являющихся основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти принципы обязательны как для федерального, так и для регионального законодателя; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (п. "е" и "к" ст. 72 Конституции).

     Часть 1 комментируемой статьи на уровне конституционного принципа закладывает основы конституционно-правового режима земли и других природных ресурсов. Сам по себе этот режим определяется с помощью большого количества конституционных положений, образующих подсистему конституционных норм. Частью указанного конституционно-правового режима является определение субъекта, достоянием которого Конституция объявляет землю и другие природные ресурсы. Это весь многонациональный российский народ. Следовательно, субъект РФ не вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, которое ограничивает их использование в интересах всех народов РФ, поскольку этим нарушается суверенитет РФ. 

     В настоящее время есть основания  утверждать, что появился новый субъект конституционно-правовых отношений и это будущие поколения россиян. В преамбуле Конституции подчеркивается ответственность народа России за свою Родину перед будущими поколениями. А в сфере бюджетных отношений появились такие понятия, как "стабилизационный фонд", "фонд будущих поколений". Соответственно появляется новая публичная цель - защита экономических интересов будущих поколений россиян.

     В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции  земля и другие природные ресурсы  используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Из этой нормы следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта РФ, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Поэтому с Российской Федерации и ее субъектов не снимается вытекающая из ст. 9 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 71 и 72 обязанность по охране и обеспечению использования земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях (Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П).

     Часть 1 статьи 72 Конституции относит вопросы  владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. "в"), разграничение государственной собственности (п. "г"), природопользование (п. "д"), лесное законодательство (п. "к") к совместному ведению РФ и ее субъектов.

     Федеральный закон как нормативный правовой акт общего действия, регулирующий те или иные вопросы (предметы) совместного ведения, определяет права и обязанности участников правоотношений, в том числе полномочия органов государственной власти, и тем самым осуществляет разграничение этих полномочий. Из ч. 3 ст. 1, п. "в"-"д" и "к" ч. 1 ст. 72, ч. 2 и 5 ст. 76 и ст. 94 Конституции следует, что Федеральное Собрание вправе осуществлять законодательное регулирование вопросов, относящихся к данным предметам совместного ведения, определять соответствующие конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти РФ и субъектов РФ. При этом, однако, должны быть соблюдены требования Конституции, в том числе ее ст. 9 и 36, относящиеся к праву собственности на природные ресурсы и к их использованию.

     Допуская  возможность нахождения природных  ресурсов в различных формах собственности, Конституция вместе с тем не обязывает  к тому, чтобы лесной фонд как  особая часть лесных природных ресурсов находился в этих различных формах собственности. Из конституционных положений (ст. 9, 36) также не следует, что право собственности на лесной фонд принадлежит субъектам РФ. Конституция не предопределяет и обязательной передачи лесного фонда в собственность субъектов РФ (Постановление КС РФ от 09.01.1998 N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации"*(37)).

     В Конституции (ч. 3 ст. 36) содержится обращенное к законодателю требование принять  федеральный закон, на основе которого должны определяться условия и порядок пользования землей. Из данного положения Конституции вытекает, что для регулирования земельных отношений приоритетное значение имеет именно этот закон, принимаемый в соответствии с гл. 2 Конституции "Права и свободы человека и гражданина", который должен обеспечить защиту конституционных прав граждан на землю.

     Вместе  с тем Конституция содержит и  нормы прямого действия. В сфере  рассматриваемых отношений такой  нормой является положение ч. 2 комментируемой статьи, согласно которому "земля  и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности". Данная норма применяется непосредственно, кроме случаев, когда ее реализация связана с законом, предусмотренным ч. 3 ст. 36 Конституции (Определение КС РФ от 04.11.1996 N 109-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Президента Республики Татарстан о проверке конституционности статьи 13 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

     Конституционный принцип, содержащийся в ч. 1 ст. 9, преломляется в принципы, определяющие экологические основы регулирования земельных отношений, предусмотренные в ст. 1 ЗК. В качестве первого принципа в ст. 1 (подп. 1 п. 1) ЗК предусмотрены учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ.

     С этой точки зрения земля рассматривается  в ЗК прежде всего как природный  объект, т.е. часть природы. Другими  природными объектами являются недра, вода, леса, растительный и животный мир, атмосферный воздух. Все эти объекты находятся между собой в состоянии естественной связи. Земля как природный объект не может принадлежать кому бы то ни было на каком бы то ни было праве. В литературе отмечено, что включение в ст. 1 ЗК рассматриваемого принципа в качестве первого означает экологизацию земельного законодательства, т.е. придание ему в большей степени черт публично-правовой отрасли.

     Понимание земли как природного ресурса означает, что она является компонентом природной сферы, который может быть использован при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (см. ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

     2. Положение ч. 2 комментируемой статьи  в системной связи с нормами  ст. 36 Конституции определяет основы  гражданско-правового режима земли  как недвижимого имущества.

     Согласно  п. 1 ст. 130 ГК земельные участки относятся  к недвижимым вещам (недвижимому  имуществу, недвижимости). А в подп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК в качестве принципа земельного законодательства рассматривается одновременное представление о земле как о природном объекте и как об объекте права собственности и иных прав на землю. Развивая "экологическое начало", новое земельное законодательство в качестве второго принципа закрепляет приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (подп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК).

     Для разграничения гражданского и земельного права в регулировании имущественных отношений по поводу земли важнейшее значение имеет положение ч. 1 ст. 9 Конституции о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Опираясь на эту конституционную норму, земельное законодательство должно развиваться как совокупность прежде всего публично-правовых норм, устанавливающих рациональное использование и охрану земель, государственный контроль за совершением сделок по поводу земли, обеспечивающих недопустимость парцелляризации (дробления) земли при ее переходе по наследству и т.п. Данные публично-правовые нормы земельного законодательства, отражающие важные общественные интересы, действительно должны носить приоритетный характер. Это вытекает не только из Конституции, но и из ГК.

     Однако  в регулировании имущественных  отношений, возникающих по поводу собственности  на землю, сделок с землей, необходимо исходить из того, что земля - это  недвижимость, объект гражданского права, вещь, находящаяся в обороте. Земельное законодательство не может устанавливать ограничение форм собственности на землю или же определять право субъектов РФ самостоятельно избирать те или иные формы собственности, поскольку это не допускается не только ГК, но и Конституцией *(38).

     Характерно, что данный подход в целом воплощен в нормах ЗК. Согласно п. 1 ст. 3 ЗК к  земельным отношениям отнесены лишь отношения по использованию и  охране земель как основы жизни и  деятельности народов, т.е. подлежащие регулированию нормами публичного права. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними вынесены за скобки земельных и, по общему правилу, должны регулироваться гражданским законодательством (п. 3 ст. 3 ЗК)*(39).

     Представление о земле как о природном  объекте и как об объекте права  собственности, о недвижимости учитывалось  Конституционным Судом РФ в Постановлении  от 12.07.2007 N 10-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца третьего части первой статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.В. Безменова и Н.В. Калабуна"*(40).

     В Постановлении КС РФ от 23.04.2004 N 8-П "По делу о проверке конституционности  Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы"*(41) содержится правовая позиция, в силу которой земельный участок как объект гражданских прав не затрагивает суверенитет РФ и ее территориальную целостность:

Информация о работе Статья 9 пункт 1 «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народо