Специфические условия развития Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 20:59, доклад

Описание работы

Особенностью географического положения Китая является то, что через его территорию пролегают кратчайшие наземные пути от берегов Тихого океана в страны Европы.

Работа содержит 1 файл

Специфические условия развития Китая.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

Китай

Особенностью  географического положения Китая  является то, что через его территорию пролегают кратчайшие наземные пути от берегов Тихого океана в страны Европы.

Площадь Китая  почти равняется площади Европы — 9,6 млн. км2. Страна граничит на севере — с Узбекистаном, Казахстаном, Российской Федерацией, Монголией. На востоке граничит — с Северной Кореей. На юге — с Вьетнамом, Лаосом, Мьянмой, Бутаном, Непалом. На западе — с Индией, Пакистаном, Афганистаном, Таджикистаном. Teppитopия cтpaны oмывaeтcя Жeлтым, Bocтoчнo-Kитaйcким u Южнo-Kитaйcким мopями. Протяжность страны c севера на юг — 5,5 тыс. км, с запада на восток — 5,2 тыс. км. Сухопутные границы Китая составляют 21 тыс. км, морские, — 15 тыс. км. 
В Китае есть специфические административные районы с особенным статусом, это Тайвань, Сянган (Гонконг), Аомынь (Макао).

Специфические условия развития Китая можно  свести к нескольким группам факторов:

• самая важная из них — ограниченность природных  ресурсов, огромный людской потенциал  и низкая стоимость рабочей силы;

• фактор, до сих  пор не оцениваемый в России, —  планомерное государственное регулирование  инвестиций и развития экономической  сферы жизни общества;

• планирование (в первую очередь) освоения высоких  технологий, динамично растущего  экспортного потенциала;

• самый крупный  в Евразии рынок;

• ускоренное наращивание  военной мощи;

• все большее  негативное воздействие на глобальную экологическую обстановку и т.д.

В связи с  высокими темпами экономического развития (около 10% прироста ВВП в год, начиная  с 80-х годов XX в.) КНР все острее ощущает дефицит ряда важнейших природных ископаемых: угля, железной и медной руды, сырья для получения алюминия, удобрений и т.д. Китай вынужден импортировать железную руду, лом черных и цветных металлов, удобрения и т.п.

Сельское население Китая составляет на конец XX в. около 800 млн. человек. Приблизительно 700 млн. из них существуют за счет обработки земель и животноводства. В городах существует официальная (3%) и скрытая (15—20% общей численности рабочих и служащих) безработица.

Согласно прогнозу Мирового банка, в начале XXI в. частный  импорт Китая вместе с Гонконгом (Сянганом) и Тайванем составит около 650 млрд. долл. против 530 млрд. Японии. В  это же время ВВП “Большого  Китая” достигнет почти 10 трлн. долл., а США — 9,7 трлн. КНР станет самым крупным экономическим полюсом.

Велики достижения КНР в военной сфере. К концу XX в. только синьцзяньская группировка  войск по боевому потенциалу и  мобилизационным возможностям превосходит  вооруженные силы независимого Казахстана.

Но этот путь не позволяет решить другие очень  важные для Китая проблемы — ресурсные. Особенно это касается ресурсов сельхозугодий, пахотных земель, пресной воды для  выращивания зерновых, пресной воды для обеспечения нужд промышленности и населения городов: более половины городов КНР ощущают нехватку пресной воды.

Еще хуже обстоят  дела с пахотными землями. В расчете  на душу населения пахотный клин в  Поднебесной в 3,3 раза меньше, чем  в среднем в мире. Обрабатываемые земли постоянно сокращаются, так как строятся новые заводы, фабрики, электростанции, прокладываются новые транспортные магистрали и т.д. Земельный кризис сказывается на сборах зерновых. Площадь лесов в расчете на душу населения почти в 7,5 раз меньше, чем в среднем в мире. Та же картина и с лугами: в 3 раза меньше, чем в мире.

Пекин, решая  свои проблемы, получает сырье, энергоносители, руду, пиломатериалы в Австралии  и России, США и Канаде, и, конечно, в странах АТР.

“Голубые просторы государства” — это более 3 млн. кв. км. Это запасы газа, нефти, фосфора на островах. Но дело в том, что на эти голубые территории претендуют еще Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Таиланд, Бруней.

Главный энергоноситель КНР — каменный уголь. В стране острый дефицит электроэнергии (не менее 20%).

Демографическая политика Китая

КНР преодолевает немало трудноразрешимых проблем. В  частности, по официальным данным, почти  четверть взрослого городского населения  — безработные, это почти 250 млн. человек. Такое сложное социальное явление порождает настроения эмиграции. Она есть в Китае: официальная и нелегальная. Китайцы чрезвычайно трудолюбивы, быстро адаптируются в новой обстановке, легко приспосабливаются даже к экстремальным условиям, неприхотливы в еде, легко переносят жару и холод и т.п. Вот эта уверенность в своих силах, способность жить везде и является одной из немаловажных причин готовности безработного жителя Поднебесной к эмиграции. Всего же китайцы с помощью официальных и неофициальных каналов “осваивают” 72 страны мира.

Немалая часть  китайцев (по российским стандартам) вовлечена в различные формы проникновения на юг Дальнего Востока, Забайкалья, Сибири, а также на территории Казахстана и Киргизии, куда также активно проникают китайские казахи и киргизы.

Интеграция в  “Большой Китай”

АТР в XXI в. приобретет еще более важное геополитическое значение. Он превратится в одно из главных геополитических, экономических звеньев в мировой системе отношений Экономика Китая, Тайваня, Малайзии, Филиппин, Таиланда в 90-х годах росла самыми высокими темпами в мире. Во многом это было достигнуто благодаря созданию Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества. Есть все признаки по формированию “Большого Китая”, или Китайского общего рынка, куда войдут Китай, Тайвань, Сянган (Гонконг), Аомэнь (Макао), Сингапур.

На общей национальной и культурной базе между этими странами и территориями складываются и упрочиваются тесные производственно-экономические связи, образуя костяк “Большого Китая”. Конкурируя между собой, субъекты — элементы потенциального “Большого Китая” — идут по пути тесной интеграции. В перспективе в первой половине XXI в. на мировую арену может выйти мощнейшая мировая супердержава с четвертью населения земного шара на стратегически важном геополитическом пространстве. Она сможет регулировать жизнь не только этносов, проживающих на территории “Большого Китая”, но и многочисленных китайских общин, разбросанных по всему миру.

Сейчас в АТР  переплетаются интересы многих государств, в первую очередь промышленно  и финансово развитых, включая  и Россию, имеющую с Китаем 4000-километровую границу.

Таким образом, “Большой Китай” может в XXI в. стать  объективной реальностью. По своим  макроэкономическим показателям это  геополитическое объединение (КНР, Тайвань, Сянган, Аомэн, Сингапур) уже  сейчас значительно превосходит  Германию, Францию, Италию и Великобританию, вместе взятые.

Сущность геополитики  Китая

На протяжении столетий геополитика Китая носила двойственный характер. Это обусловлено  тем, что, с одной стороны, “Срединное царство” принадлежало к Rimland, береговой  зоне Тихого океана, а с другой — Китай никогда не был таласоократическим государством, так как всегда ориентировался на континентальные архетипы. Само историческое название Китая — “Срединная империя” — говорит о его теллурократическйх устремлениях.

С начала XIX в. Поднебесная постепенно превращается в полуколонию Запада (в большей части Великобритании). Поэтому с начала XIX в. вплоть до 3 октября 1949 г. (победа народа под руководством коммунистов над Гоминданом) геополитика Китая была в своей основе атлантистская. Китай выступал в качестве евразийской береговой базы Запада. После победы над Гоминданом и провозглашения Китайской народной Республики (3 октября 1949 г.) в течение 10. лет Китай шел в русле просоветской, по сути евразийской политики. Затем КНР исповедовала идеологию “автаркии” — опоры на собственные силы. После смерти Мао Цзедуна, в середине 70-х годов КНР вновь стала входить в русло атлантистской геополитики. Это было обусловлено прагматической философией Дэн Сяопина (отца китайских реформ) и его сторонников. Больше дивидендов получал Китай от контактов с Западом, нежели с СССР, а теперь — с Россией. Во-первых, на Западе — деньги, кредиты, технологии, необходимые для индустриального развития КНР. Во-вторых, пекинское руководство смотрело в XXI в.: население Китая к середине будущего тысячелетия перевалит за 1,5 млрд. человек. Значит, для Поднебесной нужны новые территории. А они есть только на Севере и Дальнем Востоке. Следовательно, дружба с СССР, а сейчас с Россией связывает свободу геополитических действий Китая в Монголии, Забайкалье, в Казахстане и на Дальнем Востоке. Отсюда можно сделать вполне обоснованный вывод, что южный сосед опасен для России: во-первых, как геополитическая база атлантизма, во-вторых, как “глобальный человечник” — огромный инкубатор по производству людских ресурсов, страна самой высокой в мире демографической плотности.

Эти и другие факты позволяют с определенной долей осторожности сделать вывод, что Китай является потенциальным  геополитическим противником России на Юге и Дальнем Востоке.

Шанхайская организация  сотрудничества (ШОС) - постоянно действующая  региональная международная организация, основанная в июне 2001 года лидерами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. До этого все страны, за исключением Узбекистана, были участницами "шанхайской пятерки", политического объединения, основанного на "Соглашении об укреплении доверия в военной области в районе границы" (Шанхай, 1996) и "Соглашении о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы" (Москва, 1997).

Эти два документа  заложили механизм взаимного доверия  в военной области в приграничных районах, способствовали установлению поистине партнёрских отношений. После  включения в организацию Узбекистана (2001 г.) "пятерка" стала "шестеркой" и была переименована в ШОС. Кроме того, в настоящее время четыре страны - Индия, Иран, Монголия и Пакистан имеют в организации статус наблюдателя, а две - Белоруссия и Шри-Ланка - партнера по диалогу.

К основным целям  ШОС относятся: укрепление взаимного  доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка. 

Задачи Шанхайской организации сотрудничества первоначально лежали в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. В июне 2002 года, на Санкт-Петербургском саммите глав государств ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества (вступила в силу 19 сентября 2003 г.). Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы Организации, ее структуру и основные направления деятельности. Кроме того, в 2006 году Организация анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире, а в 2008-м - активное участие в нормализации обстановки в Афганистане.

Параллельно деятельность ШОС получила и широкую экономическую  направленность. В сентябре 2003 года главы правительств стран-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе – активизировать процесс создания благоприятных условий в области торговли и инвестиции.

Сегодня сотрудничество в рамках ШОС охватывает области  энергетики, транспорта, сельского  хозяйства, телекоммуникаций и многие другие отрасли экономики. Широко взаимодействуют  входящие в нее страны и в научно-технической, культурной, образовательной, туристической, гуманитарной сферах.

В отношениях внутри Организации государства-члены ШОС  исходят из идеи "шанхайского  духа", придерживаются принципов  консенсуса, взаимного доверия, взаимовыгоды, равенства, уважения к многообразию культур, стремления к совместному развитию. Во внешних сношениях ШОС исходит из принципов открытости, непринадлежности к блокам, ненаправленности против третьих стран.

Высшим органом  для принятия решений в ШОС  является Совет глав государств-членов, который собирается раз в год. Страны председательствуют в Организации поочередно, с годовой цикличностью, завершая срок полномочий саммитом.

ШОС имеет два  постоянно действующих органа - Секретариат  в Пекине и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте. Важнейшие экономические инструменты - Деловой Совет и Межбанковское объединение ШОС.

Официальные рабочие  языки - русский и китайский.

С января 2010 года Генеральным секретарем ШОС является Муратбек Иманалиев (Киргизия).

Общая площадь  государств-членов ШОС равняется  около 30 млн.189 тыс.кв. км, что составляет 3/5 площади Евразии, а население - 1.5 млрд. человек, что составляет 1/4 всего  населения земного шара.

Интересы стран — участниц и их расхождения

Несмотря на внешний монолитный вид, эксперты отмечают ряд вопросов, по которым наблюдаются  противоречия в политике членов ШОС, самое серьёзное из которых касается расхождения политических и экономических  интересов РФ и КНР. Китай, рассматривая страны ШОС как перспективный рынок сбыта, считает, что приоритеты ШОС между антитеррористической и экономической деятельностью должны делиться поровну, а в перспективе экономическая стратегия может занять главное место в деятельности организации. Россия, напротив, настаивает на сохранении традиционной активности ШОС в области борьбы с проявлениями «трёх зол» (по терминологии ШОС): терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом и, опасаясь установления экономической гегемонии КНР в постсоветской Азии, предпринимает усилия для того, чтобы сдерживать предложения Пекина по интенсификации экономического сотрудничества в рамках ШОС. Впрочем, КНР может быть не заинтересована в наращивании военной, антитеррористической составляющей в отличие от России и стран Центральной Азии, поскольку Китай в основном решил проблему (уйгурского) терроризма. Кроме того Китай во внешней политике на первый план ставит исторические территориальные проблемы, выходящие за рамки ШОС, — объединение с Тайванем, для чего ему необходимо достичь соглашения о невмешательстве со стороны США. Россия стремится к более тесной интеграции на основе делегирования части суверенитета государств региона наднациональным органам, Китай же не намерен делить суверенитет ни с кем другим.

Информация о работе Специфические условия развития Китая