Современная информационная революция и новые задачи геополитики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

С древнейших времен жизнь человека зависела не только от его способности добывать пищу и т.п., но не в меньшей мере и от того, насколько быстро и полно он получал информацию (например, об опасности) и насколько быстро на неё реагировал. На эту управленческую сторону до настоящего времени не обращалось должного внимания.
Поскольку люди, для того чтобы жить и производить материальные блага, вступают в определённые производственные отношения, то биологическая активность, направленная на обеспечение выживаемости, трансформируется в более высокий уровень – социальную активность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....2
Современные информационные технологии в геополитике………………3
Информационные войны в борьбе за пространство……………………….6
Пути обеспечения информационной безопасности государства……….10
Заключение………………………………………………………………...……14
Список использованной литературы………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 32.95 Кб (Скачать)

 Новые реалии информационного общества поставили  перед геополитиками новую нетрадиционную проблему: проанализировать роль информационных воздействий на решение задач  геополитического уровня. Сегодня, очевидно, что именно  информационные воздействия способны изменить главный геополитический потенциал государства — национальный менталитет, культуру, моральное состояние людей. Тем самым вопрос о роли символического капитала культуры в информационном пространстве приобретает сегодня не абстрактно-теоретическое, а стратегическое геополитическое значение.

 Возникновение информационных технологий, с помощью  которых можно управлять массами, минуя территориальные границы, впервые позволило расширить  театр военных действий до виртуальных  глубин изменения «духа цивилизации». Способность к самоуничтожению  является обязательным элементом любых  сложных информационных систем, к  числу которых относятся и  сам человек, и цивилизация, и  культура. Целенаправленное информационное воздействие запускает механизмы  самоуничтожения с помощью генерации  скрытых программ, на чем основано действие информационного оружия.

 Современное глобальное информационное пространство, в котором царствуют Интернет, средства массовой коммуникации, реклама, — это мир, управляемый информацией. «Невидимые руки» скрытого информационного  воздействия формируют контуры  будущего мира. 
 
 
 

  1. Пути  обеспечения информационной  безопасности  государства.

 Информационная безопасность — это состояние защищённости информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.

 Информационная безопасность государства — состояние сохранности информационных ресурсов государства и защищенности законных прав личности и общества в информационной сфере.

 Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации  разделяются на правовые, организационно-технические  и экономические.

 К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Наиболее важными направлениями этой деятельности являются:

  • внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности, в целях создания и совершенствования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, устранения внутренних противоречий в федеральном законодательстве, противоречий, связанных с международными соглашениями, к которым присоединилась Российская Федерация, и противоречий между федеральными законодательными актами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, а также в целях конкретизации правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан;
  • разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации или информации, содержащей коммерческую тайну;
  • уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры России;
  • законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи;
  • определение статуса организаций, предоставляющих услуги глобальных информационно-телекоммуникационных сетей на территории Российской Федерации, и правовое регулирование деятельности этих организаций;
  • создание правовой базы для формирования в Российской Федерации региональных структур обеспечения информационной безопасности.

 Организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

  • создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационной сфере, а также выявление, изобличение и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и другие правонарушения в этой сфере;
  • разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения;
  • создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи;
  • выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение криптографических средств защиты информации при ее хранении, обработке и передаче по каналам связи, контроль за выполнением специальных требований по защите информации;
  • сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации;
  • совершенствование системы сертификации телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения автоматизированных систем обработки информации по требованиям информационной безопасности;
  • контроль за действиями персонала в защищенных информационных системах, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности Российской Федерации в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства.

 Экономические методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации включают в себя:

  • разработку программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и определение порядка их финансирования;
  • совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.

 Информационная  безопасность Российской Федерации  является одной из составляющих национальной безопасности Российской Федерации  и оказывает влияние на защищенность национальных интересов Российской Федерации в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. Угрозы информационной безопасности Российской Федерации и методы ее обеспечения  являются общими для этих сфер.

 В каждой из них имеются свои особенности  обеспечения информационной безопасности, связанные со спецификой объектов обеспечения  безопасности, степенью их уязвимости в отношении угроз информационной безопасности Российской Федерации. В  каждой сфере жизнедеятельности  общества и государства наряду с  общими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации  могут использоваться частные методы и формы, обусловленные спецификой факторов, влияющих на состояние информационной безопасности Российской Федерации. 

 Заключение.

 Таким образом, информационная сущность современной  геополитики становится очевидной. Ее преимущественно информационный характер на нынешнем этапе обусловлен активным развитием техники и технологий. Вместе с тем основой геополитики, как социального процесса, является целеполагающая информационно-коммуникационная деятельность. Она, в свою очередь, подразумевает передачу информации, организованной в некую форму и несущей определенное содержание (смысл).

 Для достижения политических целей появляется необходимость в создании новой социально-информационной системы, которая не будет иметь четких географических границ. Создание такой системы должно сопровождаться формированием сложного комплекса отношений, связанных с взаимопроникновением интересов, реализуемых в пространстве информационном и географическом. Это область информационной геополитики, подразумевающей взаимозависимость политики и пространства в информационном контексте.

 Будущий геополитический облик мира, вероятно, будет определен на основе нового передела зон влияния, прежде всего в информационной сфере. Наибольшим влиянием в информационном обществе обладают субъекты, имеющие более мощный потенциал в этой области. Они будут стремиться навязать менее развитым в информационном отношении участникам мировых процессов роль ведомых и зависимых. Не исключено, что информационно-коммуникационная зависимость ограничит возможности экономического развития регионов. 
 
 
 
 
 

 Список  использованной литературы. 

 
  1. Ашенкампф Н.Н., Погорельская С.В. Современная  геополитика: учебное пособие.М.: Академический  Проект, 2005

 2) Василенко И.А. Геополитика современного мира: учеб. пособие. М.: Издательство Юрайт, 2010

 3) Желтов В.В., Желтов М.В. Геополитика: история и теория: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2009

 4) Маклюэн М. «Понимание медиа: внешние расширения человека». М., 2003.

 5) Нартов Н.А., Нартов В.Н.Геополитика. Учебник для вузов. - М.,2007

 6) Панарин  И. Н. «Информационная война  и геополитика». Поколение.: Москва, 2006

 7) Сирота Н.М. Геополитика. Краткий курс. СПб.: Питер, 2006

Информация о работе Современная информационная революция и новые задачи геополитики