Союз Белоруссии и России: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

Достоинства или недостатки любого Сообщества, Содружества или более интегрированной формы объединения — Союза — нельзя выявить вне реальных условий их возникновения, то есть без учета важнейших факторов, предопределивших их создание и перспективы дальнейшего развития. В этой связи представляет несомненный интерес анализ конкретной общественно-исторической среды, в которой возник союз России и Белоруссии, а также важнейших факторов, дающих представление о том, как он отвечает их жизненным интересам.

Работа содержит 1 файл

контральная.docx

— 72.53 Кб (Скачать)

В социальной сфере ведется работа по выполнению положений Договора «О равных правах граждан». Значимым шагом  стало создание единого миграционного  пространства России и Белоруссии, обеспечение равных имущественных  прав граждан двух стран, а также  возможностей в получении бесплатного  образования и при трудоустройстве. В январе 2006 г. подписаны соглашения по дальнейшему обеспечению равенства прав российских граждан в Белоруссии и белорусских граждан в России в сфере здравоохранения, пенсионной системы и налогообложения.

Интенсивный характер носят связи между Россией  и Белоруссией в области культуры. В 2004 г. был проведен Год культуры Белоруссии в России, в 2005 г. – Год культуры России в Белоруссии. Наиболее крупным среди регулярных культурных мероприятий является частично финансируемый из бюджета Союзного государства фестиваль "Славянский базар".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Программы Союзного государства  России и Белоруссии

 

К основным программам союза России и  Белоруссии относятся следующие:

1. «Создание компьютерных технологий программно-переналаживаемого оборудования, новых материалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики из традиционных и нетрадиционных оптических материалов»

Задачами  программы являются: создание автоматизированного, управляемого компьютерами оборудования для обработки оптических компонентов, изготовления оптических систем и управления технологическими циклами; создание компьютеризированных контрольных устройств, предоставляющих  полную информацию о ходе технологического процесса в реальном времени для  системы управления качеством.

Социально-экономическая  значимость программы состоит в  следующем:

- сохранение и развитие научно-технического  потенциала в области оптико-электронного  приборостроения специального и  гражданского назначения России  и Белоруссии, совершенствование  их интеграционных связей;

-обновление  оптического производства новым  компьютеризированным программно-переналаживаемым  и экологически чистым оборудованием;

- развитие производства и обеспечения  оптико-механическими и оптико-электронными  приборами отраслей народного  хозяйства;

-  создание на базе данного оборудования  новых форм организации производства  оптической элементной базы оптико-электронных  систем и комплексов «двойного»  назначения, максимально адаптированных  к условиям рынка.

2. «Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года»

Основная  цель – создание и организация производства автомобильной техники, отвечающей современным международным и перспективным требованиям по экологии, экономичности, безопасности и надежности.

Основные  задачи программы: разработка конструкций  и организация производства различных  видов большегрузной автомобильной  техники, силовых агрегатов, систем, компонентов и материалов, отвечающих требованиям норм ЕВРО-3 и ЕВРО-4 по экологии, безопасности, экономичности  и надежности.

Программой  предусматривается проведение НИОКР по разработке конструкций автомобилей, двигателей, топливной аппаратуры, электронных систем и других автомобильных компонентов, проведению сертификационных мероприятий в России и при необходимости – в Европе. Эти работы носят инновационный характер и обеспечивают создание конструкций для реализации в инвестиционных проектах, направленных на создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение существующих мощностей по производству дизельной автомобильной техники, компонентов, электронных систем и материалов. Создание специализированных мощностей по компонентам и электронным системам учитывает потребность автосборочных и автобусных заводов России и Беларуси, не являющихся непосредственными участниками программы.

В результате реализации программы ожидается:

- активизация и повышение эффективности  экономики Российской Федерации  и Республики Беларусь на основе  развития производства на предприятиях  автомобильной промышленности и  в смежных отраслях;

- организация дизельного автомобилестроения, отвечающего перспективным техническим  требованиям по экологии, безопасности  и надежности, в количествах, удовлетворяющих  основные потребности внутреннего  рынка и государственные нужды;

- создание новых рабочих мест.

3. «Создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергосредства мощностью 200-450 л.с. на 2006-2009 годы»

Цель  программы – создание конструкции  и освоение производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергосредства с двигателем мощностью 200-450 л.с. и его модификации повышенной проходимости для Нечерноземной зоны России с мощностью двигателя 210-280 л.с.

Программа решает следующие основные задачи: повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства за счет обеспечения его техникой повышенной энергонасыщенности; повышение эффективности сельскохозяйственного производства за счет увеличения использования сельскохозяйственной техники (комплексов УЭС) до 1000-1200 часов в год вместо 150-200 часов (узкоспециализированной) в настоящее время.

Программа реализуется в два этапа. Первый этап – проведение НИР и ОКР  по созданию универсального мобильного энергосредства и его модификации повышенной проходимости для Нечерноземной зоны России, а также высокопроизводительных комплексов машин и комбинированных агрегатов, проведение испытаний на машиноиспытательных станциях России и Беларуси. Второй этап – подготовка совместного производства универсальных мобильных энергосредств, комплексов уборочных машин и комбинированных агрегатов на предприятиях Беларуси и России, организация центров по реализации и сервису новой техники в регионах России и Беларуси.

Применение  комплексов машин на базе УЭС позволит сократить материалоемкость машинно-тракторного  парка в 1,7-2 раза, повысить производительность труда на 40-60%, сократить расход топлива  на 25-30%, вдвое уменьшить потребность  в мощных дизельных двигателях, создать  дополнительные рабочие места  на предприятиях России и Беларуси.

4. «Повышение эффективности производства и переработки плодоовощной продукции на основе прогрессивных технологий и техники» 

Основная  цель – насыщение продовольственных  рынков Беларуси и России конкурентоспособными продуктами питания из плодов и овощей отечественного производства в объемах  и ассортименте, позволяющих удовлетворить  покупательский спрос, повысить качество питания населения.

Для достижения этой цели необходимо реализовать  такие конкретные задачи, как:

- разработка прогрессивных, экологически  безопасных, ресурсо- и энергосберегающих технологий производства и переработки плодов и овощей;

- создание на их основе новой  современной техники и освоение  ее серийного производства;

- оснащение новой техникой белорусских  и российских хозяйств и предприятий  плодоовощной отрасли.

Выполнение Программы и дальнейшее использование ее результатов, то есть создание и внедрение современных безопасных ресурсо- и энергосберегающих технологий и конкурентоспособной техники для производства, транспортировки, послеуборочной доработки, хранения и глубокой комплексной переработки плодов и овощей позволит увеличить объемы производства, переработки и потребления населением плодоовощной продукции улучшенного качества и в расширенном ассортименте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Перспективы образования союза  России и Белоруссии

 

Перспективы союза России и Белоруссии стали  одной из наиболее важных проблем, обсуждаемых  аналитиками. И это неудивительно, поскольку отношение к «братской  республике» и к установившемуся  там режиму является для россиян  важным критерием при оценке адекватности самой российской власти.

В принципе, существует четыре сценария сближения России и Белоруссии:

1) полное поглощение,

2) продолжение нынешнего сближения  на базе союзного договора,

3) сближение по типу ЕС,

4) самостоятельное развитие с надеждой  объединиться когда-нибудь в «Соединенных  Штатах Европы».

Поглощение  Россией Белоруссии по образцу объединения  Германии было бы наиболее эффективным  и приемлемым вариантом для народов  обеих стран. Разумеется, это повлекло бы за собой серьезные экономические  издержки для России, однако, когда  речь идет о стремлении братских народов  к объединению, не следует измерять гармонию народных настроений экономической  алгеброй. От такого развития событий  более всего выиграл бы белорусский  народ, так как для него закончилась  бы эпоха экономической экзотики и неосталинской риторики. Впрочем, этот вариант является и наименее вероятным, поскольку белорусская правящая элита к нему совершенно не готова — для нее он равнозначен потере средств к существованию.

Продолжение движения в логике нынешнего союзного договора совершенно неприемлемо для  России. Этот сценарий справедливо  было бы назвать «ремонтом», т. е. состоянием неустойчивости и неопределенности, из которого участники ремонта могут  извлекать личную пользу: ремонт всегда выгоден строителям. Расхождение  таможенных тарифов, множественность  валютных курсов, цены на энергоносители — эти и многие другие неурегулированные вопросы вредят союзу, однако выгодны отдельным участникам «строительства». Практика многих лет ремонта продемонстрировала его полную неэффективность — не только экономическую, но и политическую. Если посмотреть на эволюцию политических институтов России и Белоруссии, на произошедшие изменения в экономическом законодательстве двух стран, то нельзя не поразиться тому, как же далеко они разошлись друг с другом за годы сближения.

Объединение в «Соединенных Штатах Европы» может  рассматриваться в качестве стратегической перспективы, однако этот сюжет не имеет  прямого отношения к текущим  проблемам и среднесрочным перспективам российско-белорусского союза.

Наконец, существует сценарий сближения, опирающийся  на опыт западноевропейской интеграции, который становится весьма популярным. Строго говоря, опыт ЕС не может быть транслирован на российско-белорусские  отношения непосредственно. Тому есть несколько причин. Во-первых, в ЕС объединялись народы, разделенные столетиями вражды и войн, тогда как в случае России и Белоруссии речь идет о  народах, живших в составе единого  государства. Во-вторых, в ЕС первоначально  входили примерно равные по экономическому потенциалу страны. В-третьих, европейские  страны имели примерно идентичные экономические  и политические институты, тогда  так в России и Белоруссии они  различны и за прошедшие годы эволюционировали в противоположных направлениях. В-четвертых, реальная интеграция экономик наших стран уже сейчас гораздо  ближе, чем была в послевоенной Западной Европе.

Следовательно, специфика отношений России и  Белоруссии сама по себе еще не позволяет  сделать однозначный вывод относительно перспектив использования опыта  ЕС. Одни факторы создают предпосылки  для более быстрой и более  глубокой интеграции, другие, напротив, тормозят этот процесс.

Но  существует еще один фактор сближения  наших западноевропейских соседей, который принципиально важен  для оценки перспектив российско-белорусского союза. Это близость базовых ценностей  формирующих европейский союз народов. Наблюдая за поведением правящей элиты  Белоруссии и, особенно, за решениями  большинства белорусского народа на выборах, трудно сделать вывод, что  российские и белорусские ценности находятся в одной системе  координат. Можно спорить вслед  за белорусской демократической  оппозицией, на какой именно процент  голосов мог бы рассчитывать Лукашенко  при более честной системе  выборов, однако вряд ли стоит сомневаться: большинство белорусских избирателей  отдает предпочтение именно ему. О чем  свидетельствует хотя бы опыт ЛДПР, в России политик подобного типа вряд ли получил бы большинство даже в самые тяжелые моменты посткоммунистической трансформации. И в этом глубочайшее расхождение между двумя странами.

Сказанное, однако, не должно закрывать дискуссию  о необходимых шагах по формированию реального российско-белорусского союза. Политические обстоятельства, препятствующие этому союзу, могут отпасть, и  тогда интеграция возобновится.

Для начала реального движения к объединению  Белоруссия должна сама (хотя и с  помощью России) пройти ту часть  пути, которую Россия прошла за последнее  десятилетие. Речь идет о восстановлении в Белоруссии реально функционирующей  политической демократии, оздоровлении бюджета, принятии российской налоговой  системы и таможенного законодательства. На этой базе можно начать и совместное движение к единой экономике.

Информация о работе Союз Белоруссии и России: проблемы и перспективы