СНГ - интеграция, проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

Развал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научными производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений.

Содержание

Введение …............................................................................................................. 3
СНГ — интеграционные процессы ….......................................................
СНГ — проблемы и перспективы развития ….........................................
Заключение …........................................................................................................
Список использованной литературы ….

Работа содержит 1 файл

содержание.doc

— 33.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение  …............................................................................................................. 3

  1. СНГ — интеграционные процессы ….......................................................
  2. СНГ — проблемы и перспективы развития ….........................................

Заключение  …........................................................................................................

Список  использованной литературы …...............................................................  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Развал  Советского Союза привел к разрыву  целостного хозяйственно-производственного  пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научными производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений. 

В этих условиях Россия и бывшие советские  республики встали перед проблемой формирования новых экономических взаимоотношений и воплощения новой схемы хозяйственного сотрудничества, которая бы не только учитывала интересы каждого из партнеров, одновременно с возможностями достижения максимальных общих результатов развития на основе взаимовыгодного разделения труда, но и позволила минимизировать издержки от развала единой союзной экономики. Этим целям должно было служить Содружество Независимых Государств (СНГ), образованное в декабре 1991 г. 

Вопреки теории и международной практике интеграционного развития, предполагающих последовательное восхождение от более низких к более высоким ступеням сотрудничества, характерной чертой отношений внутри СНГ стали действия, когда попытки перескочить через этапы интеграционного развития чередуются с «откатами» в намечаемых целях.На смену СССР пришло Содружество Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате руководители 11 суверенных государств (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) подписали Соглашение о создании СНГ. В январе 1993 г. был принят Устав СНГ.

Само  Соглашение о создании СНГ имеет  двойную направленность: с одной  стороны, оно нацелено на окончательный  демонтаж старых экономических структур, а с другой — предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического пространства.

Объективной основой создания СНГ является система  межреспубликанских взаимосвязей, существовавшая в рамках бывшего СССР. Каждая республика, находясь в зависимости от поставок важнейших сырьевых ресурсов конечной продукции из других республик и, будучи заинтересованной в емком постсоветском рынке сбыта, оказалась глубоко интегрирована в единый народнохозяйственный комплекс. 
 
 

 СНГ расшифровывается как Содружество Независимых Государств, которое было образовано 8 декабря 1991 года в белорусской столице Минске. Первоначально в СНГ вошли Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Украина и Белоруссия. Позднее к ним присоединились и другие союзные государства: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Самым последним государством, вошедшим в СНГ, стала Грузия. СНГ создавалось для сотрудничества между странами во многих областях: политики, экономики, культуры, науки и т.д. 
 
 
 
 

  1. СНГ —  интеграционные процессы
 

Интеграционные  процессы имеют важнейшее значение как фактор восстановления и развития их хозяйственных комплексов. К сожалению, во многих случаях, обсуждение этих проблем не выходит за рамки общих политических деклараций, не воплощается в систему практических действий. Остро ощущается недостаточная разработанность необходимой теоретико-методологической базы.

За полтора  десятка лет органами СНГ было принято большое количество совместных решений в самых разных областях сотрудничества. Большая часть из них осталась на бумаге, главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего невозможна глубокая реальная интеграция. Известную роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, отсутствие у него контрольных функций. Пока ни одно наиболее крупное решение (о создании экономического союза, зоны свободной торговли, платежного союза) не было выполнено. Прогресс был достигнут только в отдельных частях этих соглашений.

Главное препятствие для успешной интеграции заключается в отсутствии ее согласованной  цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке политической воли для достижения прогресса.

Тем не менее, несмотря на все трудности, сомнения и критику, организация сохранила  свое существование, поскольку она  нужна большинству стран —  членов СНГ.

Факторы, предопределяющие единение постсоветских государств.

взаимозависимость народнохозяйственных комплексов бывших союзных республик как результат  сложившегося разделения труда и  региональной специализации в рамках единого народнохозяйственного  комплекса СССР;

технологическая общность производства в различных регионах, более или менее одинаковый и относительно невысокий (по мировым меркам) технический уровень производства, препятствующий выходу изделий на внешние рынки;

единство  применяемых технических стандартов;

единство  сетей коммуникации;

факт  сопредельности государств и возможности использования единой транспортной инфраструктуры и энергетической системы;

глубокое  проникновение в массы коренного  населения в каждой из бывших союзных  республик представителей других национальностей  — выходцев из других республик;

общие для всех бывших союзных республик  трудности выхода на западные рынки, общие проблемы взаимодействия с  международными экономическими организациями.

Несмотря  на это, тенденции к размежеванию функционирования СНГ явно преобладают. 

Факторы дезинтеграции стран на постсоветском пространстве.

Текущие конъюнктурные факторы, особенно повсеместный спад производства в 90-х гг.; приоритетное внимание удовлетворению внутренних потребностей и получению твердой валюты от экспорта; вынужденные административные меры по защите собственного рынка.

Системные факторы, отражающие существенные свойства прежней системы экономических  отношений бывших союзных республик  в составе единого народнохозяйственного  комплекса, цементировавших былую  экономическую интеграцию, но в новых условиях осложняющих хозяйственные связи и несущих в себе дезинтеграционный потенциал.

Структурные факторы, затрудняющие интеграцию стран  СНГ:

несоответствие  сложившихся структур хозяйства  бывших союзных республик потребностям их становления и развития как независимых государств;

низкий  технический уровень производства, определивший неконкурентоспособность  производимой продукции даже внутри СНГ по сравнению с импортируемой  из стран дальнего зарубежья;

отсутствие  у России передовых технологий, что толкало остальные республики на поиск внешних партнеров;

потребность новых государств в глубокой перестройке  структуры производства, изменениях товарной номенклатуры и географической направленности их хозяйственных связей между собой и с третьими странами.

Институциональные факторы, определяющие методы и скорость формирования нового хозяйственного механизма  и его основных черт: различия реформационной социально-экономической политики; различия национальных хозяйственных  механизмов в области ценообразования, финансовой, банковской и валютной политики, таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, степени прямого государственного управления экономикой.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СНГ —  проблемы и перспективы развития

Информация о работе СНГ - интеграция, проблемы и перспективы развития