Россия в новой системе международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 08:11, контрольная работа

Описание работы

В результате непродуманных реформ экономический и военный потенциал страны заметно снизился. Происходит ее вытеснение на периферию, на задворки мировой экономики. По большинству параметров (кроме размеров территории и ядерного потенциала) Россия перешла в категорию средних держав. Снижение экономической, технологической и военной мощи России существенно уменьшило ее международный авторитет. При решении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитывается. Когда-то действительно великой стране, мировой державе сегодня приходится искать более или менее удобное место и играть скромную роль в условиях интенсивного наращивания геополитического потенциала США, Китаем, объединенной Европой и рядом других стран

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 4
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 6
ГЛАВА 3. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИКЕ 8
ГЛАВА 4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 15

Работа содержит 1 файл

геополитика.работа.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
 

ФИЛИАЛ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

В Г. ТОМСКЕ 
 
 

КАФЕДРА  УПРАВЛЕНИЯ  И  ЭКОНОМИКИ 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 
 

По дисциплине: Геополитика

Тема: Россия в новой системе международных отношений 
 

              Проверил        

              Ф.И.О. Дюканов Я.Г.

                    к.и.н., доцент ТГУ 

              Личная  подпись______________ 
               
               

    Томск  2009

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

        В конце XX века  для  России  возникли  задачи,  связанные   с  поиском, установлением места  и роли нового государства  в мировом  сообществе.  Россия  не унаследовала от СССР ни  статуса сверхдержавы, ни роли одного  из  центров мировой политики, равновесного  США  и  их  союзников.  Резко  снизилось  ее геополитическое пространство. С распадом Советского Союза  Россия  была  как бы оттеснена дальше в восточную  часть  Европы,  лишена  удобных выходов в Мировой океан,  ослаблена инфраструктура,  так как вместе  с   Украиной, Белоруссией и Прибалтикой от  нее отошли  и наиболее  развитые  в этом отношении регионы. Россия отделена от Западной и Центральной Европы  поясом суверенных государств и выходит к  Тихому  океану  наименее  развитой  своей частью [1].

        После роспуска Варшавского договора  соотношение сил в Европе изменилось  не в пользу  России,  усилилось   влияние  НАТО, которое  вскоре  выйдет  на государственную границу России. Россия утратила своих бывших союзников и  не приобрела ни одного нового.

        Обширность географического пространства  и  неравномерное  распределение  природных богатств на территории  страны,  этноцивилизационное   многообразие ее населения, включающее более 150 различных народов, большая  протяженность сухопутной   и   морской   государственной   границы,   большое   количество примыкающих  к  ним  или  расположенных  рядом  плотно заселенных  и  имеющих ограниченные природные ресурсы иностранных  государств,  многие  из  которых заинтересованы  в  расчленении  России  и  включении  отдельных  ее  богатых природными  ресурсами  регионов  в  состав  своей  территории,  —  все   это  накладывает отпечаток на формирование внешней политики России.

        В результате непродуманных реформ  экономический и военный потенциал страны заметно снизился. Происходит ее вытеснение на периферию, на  задворки мировой экономики. По большинству параметров (кроме размеров  территории  и ядерного потенциала) Россия перешла в категорию средних держав.  Снижение экономической, технологической и военной мощи России  существенно уменьшило ее международный авторитет. При решении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитывается. Когда-то  действительно  великой  стране,   мировой   державе   сегодня приходится искать более или менее удобное место и  играть  скромную  роль  в условиях интенсивного наращивания геополитического потенциала  США,  Китаем, объединенной Европой и рядом других стран [1].

     
 
 
 
 
 
 
 

глава 1. Основные черты внешней политики России

    Стремление  вернуть  геополитический  статус  сверхдержавы   или   даже перворазрядной великой державы сегодня пока несостоятельно  и,  может,  даже губительно. В  поисках  своего  места  в   международной   политике,   которое   бы соответствовало ее возможностям, ее  традициям,  России  придется  учитывать как реальности нынешнего моноцентризма при гегемонии США,  так  и  вероятные перспективы   формирования   полицентризма   в    мировом    геополитическом пространстве и изменяющихся международных отношениях [2].

        Современной России следует избегать  негативных  аспектов  формирования  нового  мирового  порядка,  следует   научиться  использовать   благоприятные  факторы.

        Сегодня Россия имеет  значительные  возможности  для  ведения  активной внешней политики. Она сохраняет за  собой  место  постоянного  члена Совета Безопасности ООН, обладает мощным ядерным потенциалом, имеет  самую  большую территорию со значительными природными богатствами, образованное население.

        Следует отметить своеобразное  геополитическое  положение   России [3]. 

       Наша  страна занимает центральную  позицию  на  карте  мира.  Этот  регион  иногда называют  сердцевиной  Земли.  Западной  частью  страна  входит  в   Европу, восточной в Азию.

        Однако следует подчеркнуть, что  выработка  национальных  приоритетов   в современной России  идет  сложно  и  противоречиво.  Понятно,  что  интересы безопасности  России  требуют  создания  прочных  взаимовыгодных  связей   с ближайшим  географическим  окружением,  активного  развития  экономического, социального, культурного сотрудничества с определенными странами. Но до  сих пор  четко  не  сформулированы  национальные  или  государственные  интересы страны. Можно сказать,  что  внешняя  политика  России  находится  в  стадии становления.

        Но уже сегодня можно выделить  основные черты этой политики:

        1. Россия отвергает всякую войну,  применение военной силы как   средство достижения политических, экономических и других внешних целей.

        2. Краеугольным камнем нашей внешней  политики стало  положение   о  том, что Россия ни к  одному государству не относится  как к своему противнику.

        3. Заявлено, что Россия будет защищать  не идеологию,  а  свои  жизненно  важные интересы.

        4. Внешняя политика не должна  быть «затратной», а быть взаимовыгодной.

         
 
 
 
 
 
 

глава 2. Основные направления внешней политики России

    Все больше  людей  в  России  осознают,  что  сохранение  суверенитета, целостности  и  единства   России   выступает   в   качестве   ее   главного национального  интереса.  И,  исходя   из   этого,   складываются   основные направления внешней политики Российского государства.

        Первостепенной  важности  задачей   внешней  политики  России   является установление нормальных доверительных отношений со странами Запада [3].

        В решении задач консолидации  мирового сообщества важное место   занимает Европа.  Для  стран   Западной  Европы  Россия  и   в  ближайшие  годы   будет  поставлять нефть, газ, химические продукты, пиломатериалы и другое сырье.

        Но Россия является также крупнейшей  азиатской  державой,  и   для  стран Ближнего Востока,  Южной и Юго-Восточной Азии  Россия  может  стать  партнером  именно  как  сильная  промышленная  страна,  как  центр  науки,  культуры  и образования.

        Уникальное  географическое   положение   России   должно   быть   также использовано к  ее экономической и политической  выгоде.  Через  Россию  идут  самые удобные пути, соединяющие   страны  Западной  Европы  и   Тихоокеанского региона.  Поэтому  Россия  призвана  сыграть  роль  связующего  звена  между Западом и Востоком.

        В  российской  внешней   политике   постепенно   происходит   осознание объективного закона  — закона региональной общности, указывающего на то,  что у  наций, живущих в одной части мира, имеются  общие  интересы,  связанные  с поддержанием добрососедских отношений, экономической кооперации.  Если  даже отвлечься  от  факта  многовекового   пребывания   в   едином   государстве, географическая  близость,  единство  региональных  проблем  сами   по   себе являются  фактором  установления  все   более   тесного   сотрудничества   и интеграции со странами,  образовавшимися  на  территории  бывшего  СССР,  со странами СНГ.

        Внешнеполитической  стала  проблема  защиты  прав  25  млн.  этнических русских, оказавшихся против  своей воли  иммигрантами  в новых суверенных государствах.

        Внешняя политика в настоящее  время должна быть  сориентирована  на  то, чтобы  избежать  изоляции,  включиться  в  мировое  сообщество  в   качестве суверенной, уважающей себя державы. Россия должна занять достойное  место  в системе международных отношений, основанных на  равенстве  сторон,  взаимном уважении, взаимовыгодном сотрудничестве.

        Наряду с защитой своих сугубо  национальных  интересов,  Россия  должна принимать активное участие в решении глобальных проблем современности.

        Однако  самыми  важными  условиями   обретения  достойного   статуса   в международных  отношениях   являются   укрепление   целостности   Российской Федерации, а также развитие  собственного  экономического  потенциала. 

    Лишь  при  выполнении  этих  условий  возможно   решение   труднейшей   задачи   — превращения   России   из   униженного   и   завистливого   наблюдателя    в самодостаточный и свободный субъект международных отношений. 

  глава 3. Россия в современной геополитике

    Жизнь подсказала, что реальная геополитика  и геостратегия для России сегодня  и на ближайшую перспективу - это  в первую очередь устройство ее отношений  со своими ближайшими соседями.

    На  первые позиции в списке приоритетных задач России на этом направлении  выходят вопросы  продвижения  урегулирования последствий вооруженных  конфликтов в границах Содружества, а также проблемы укрепления экономической  и политической базы СНГ. Одновременно сохраняется важность поддержания отношений взаимодействия и сотрудничества России с главными развитыми странами мира при том понимании, что это не означает готовности российской стороны закрыть глаза на те угрозы для ее безопасности, которые возникают вследствие расширения НАТО на восток и других внешних действий, затрагивающих российские национальные интересы [3].

    Несмотря  на то, что эра глобального противостояния двух социально-экономических и  военно-политических систем ушла в  прошлое, острота и масштабы соперничества и противоборства в мире, в которые втянута и Россия, фактически не уменьшились. Изменились только их содержание, формы и приоритеты.

    На  западном направлении в пределах границ СНГ для России имеются, как  минимум, две-три крупные геополитические  проблемы: отношения со странами Балтии, перспектива выхода НАТО на западные российские границы, отсутствие стабильной позитивной тенденции в отношениях с братской Украиной. Появление на политической карте новых суверенных государств: стран Балтии, Белоруссии, Украины, Молдовы, а также известные военно-политические решения НАТО ставят Россию перед необходимостью перестраивать существенную часть системы своих международных отношений в Европе [5].

    России, безусловно, хотелось бы, чтобы ее геополитические  и другие интересы к западу от ее границ уважались и учитывались. Интересы эти очень простые и  понятные. Так, в новой европейской  геополитической системе Россия не может позволить себе оказываться в изолированном положении с точки зрения наличия для нее более-менее свободного выхода в Европу. Между тем появление новых границ между Россией и Европой, а также новых порядков на них такую угрозу уже создали. Возникли совершенно новые проблемы: транзита грузов на направлении Россия-Европа через территории бывших братских республик, пересечения границ гражданами, человеческого общения, таможенный фактор, положение русских в других странах СНГ, вопросы безопасности и другие. Россия вынуждена искать обходные пути для транспортировки своих и западноевропейских грузов, строить новые порты и железные дороги, прокладывать новые нефте- и газопроводы и т.д.

    Для России было бы очень важно сохранить  и расширить базу взаимодополняющего экономического и научно-технического сотрудничества и торговых обменов с европейскими странами-членами СНГ, особенно с Белоруссией и Украиной, не оставляя, конечно, без внимания и Молдавию. Пока же эта база, за исключением белорусского направления, похоже, постепенно сокращается. И это противоречит современным тенденциям: в мире углубляются интеграционные процессы, а на пространстве СНГ все как бы наоборот [5].

    На  южном направлении российской политики (Закавказье, Центральная Азия и  находящиеся на этой оси страны дальнего зарубежья) возникает не меньше забот и тревог. Но если на западе негативные по своим возможным последствиям для России события развиваются как бы шаг за шагом, т.е. в целом предсказуемо, то на юге они более остры и многовекторны. Острота обусловлена наличием здесь ряда очагов военной напряженности и вооруженных конфликтов, а многовекторность - большим числом действующих геополитических и иных факторов, а также сложностью самих проблем.

Информация о работе Россия в новой системе международных отношений