Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Сибирского федерального округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы являеться изучение отрослей промышленности Сибирского федерального округа.
Задачи иследования:
1.Изучить состав и место Сибирского Федерального округа в экономике страны.
2.Изучить Промышленный комплекс округа.
3.Изучить Современные проблемы и основные направления инновационного социально-экономического развития округа

Содержание

Введение...................................................................................................................2
1. Состав и место Сибирского федерального округа в экономике страны. Особенности экономико-географического положения............................................4
2. Промышленный комплекс округа. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности..........................................................13
3. Современные проблемы и основные направления инновационного социально-экономического развития округа..........................................................22
Заключение..............................................................................................................27
Список использованной литературы................................................................

Работа содержит 1 файл

Регион.курс.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

    - ОАО «Байкальская лесная компания»;

    - ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное  объединение».

    Из  отраслей промышленности в Томской  области наиболее развиты топливная (в том числе и нефтедобыча), машиностроение, химическая и нефтехимическая  промышленности.

    В промышленности Алтайского края ведущие  роли занимают машиностроение и пищевая  промышленность. Среди крупнейших предприятий края: «Алтайский вагоностроительный завод», «Алтайский моторный завод», «Барнаултрансмаш», «Алтайский тракторный завод», ФНПЦ «Алтай», «Алтайкокс» и др. Менее развита химическая и нефтехимическая промышленность.

    Забайкальский край является основной разрабатываемой ресурсной базой ядерной промышленности России. Здесь расположены крупные предприятия по разработке урановых месторождений такие, как «ППХГО» и ОАО «Техснабэкспорт».

    Структура промышленности Омской области состоит из 33,4% топливно-энергетической отрасли, 26,7% пищевой промышленности, 15,3% машиностроения и металлообработки, 14,9% химической и нефтехимической промышленности, а также предприятий легкой промышленности, по производству строительных материалов и др.

    На  территории Сибирского Федерального округа успешно работают технопарки, созданные  в рамках федеральной программы  создания технопарков в сфере  высоких технологий. Технопарки призваны объединять научно-исследовательские  организации, деловые центры, объекты индустрии, учебные заведения и выставочные площадки. Среди наиболее известных технопарков РФ на территории СФО расположены: Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа (Тюмень), Новосибирский Технопарк (на базе Академгородка), Кузбасский Технопарк, Технопарк ИрГТУ (Иркутск).

    Сибирский федеральный округ является основным транспортным узлом России. Через  него проходят основные транзитные потоки России (грузовые и пассажирские перевозки) из европейской части страны в  азиатскую. Доля Сибирского федерального округа в общей протяжённости железных дорог России составляет 17,5% (2-е место), автомобильных дорог (общего и ведомственного пользования) России — 16,8% (3-е место), судоходных внутренних водных путей России — 29,7% (1-е место).

    Территория  Сибирского федерального округа привлекательна для международного сотрудничества. В округе находятся представительства иностранных государств: Федеративной Республики Германии (Генеральное консульство ФРГ в Новосибирске), Монголии (Генеральные консульства Монголии в Иркутске, Кызыле, Улан-Удэ), Польши (Генеральное консульство Польши в Иркутске), Израиля (Израильский культурно-информационный центр в Новосибирске), Италии (отделение отдела по развитию торгового обмена Посольства Италии в Новосибирске), Республики Беларусь (отделение Посольства Республики Беларусь в Новосибирске), Болгарии (Генеральное консульство Болгарии в Новосибирске).

    Внешнеторговый  оборот по данным таможенной статистики) составляет 36984,5 млн. долларов США (в  том числе объем экспорта – 31949 млн. долларов; импорта – 5035,5 млн. Долларов).

    Международная и внешнеэкономическая деятельность регионов Сибирского федерального округа является составной частью внешней политики России и реально влияет на формирование и реализацию внешнеполитического курса страны, наполняя конкретным содержанием международные связи.

    В сфере внешнеэкономической деятельности основные перспективы связаны с  расширением торговли с Китаем, Казахстаном, Украиной, Киргизией и Монголией, а также с развитием сотрудничества деловых кругов Сибири с предпринимателями из Италии, Франции и ФРГ.

    Сибирский федеральный округ уже не первый год демонстрирует колоссальную диспропорцию между экспортом и  импортом товаров. Своего пика положительное  сальдо достигает в Кемеровской  области - 94% экспорта на 6% импорта. Наиболее мощные составляющие экспорта - «Норильский никель», алюминиевая промышленность и лесопромышленный комплекс. Начинают наращивать обороты угольная и химическая промышленности. Вес остальных отраслей не столь значим.

    В экспорте сибирской продукции учитывается тот факт, что все сибирские ресурсы очень транспортоемки: руда, уголь, нефть, газ требуют высоких затрат на перемещение. Эго утяжеляет продукцию по стоимости. Конкурентоспособность сибирских ресурсов, несмотря на их востребованность, достигается с большим трудом - в основном, путём снижения издержек за счет больших объемов. При этом, чем меньше будет транспортная составляющая в цене этих ресурсов, тем они будут конкурентоспособнее. Таким образом, экспортерам Сибирского федерального округа приходится ориентироваться со временем все больше не на рынок США, Европы или Японии, а на значительно более близкий Китай - страну с растущей экономикой, которая нуждается в угле, лесе, нефти и полезных ископаемых.

     Законодательная власть в Томской области осуществляется населением области посредством референдума и свободно избранным законодательным органом власти области. Постоянно действующим высшим и единственным законодательным органом государственной власти Томской области является Государственная Дума Томской области.

     Дума  реализует свои полномочия путем принятия законов, постановлений, заявлений, обращений, а также посредством контрольной деятельности. Решения Думы оформляются постановлениями, если иное не предусмотрено действующим законодательством.  Устав (основной закон Томской области), поправки к нему принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Думы. Законы области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Думы, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Постановления и иные акты Думы принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов Думы. Проект закона Томской области рассматривается Думой не менее чем в двух чтениях. Законы, а также иные нормативные правовые акты области вступают в силу со дня их официального опубликования, если действующим законодательством или самими актами не установлен иной порядок вступления их в силу.

     Работу  Думы организует председатель. Председатель Думы избирается из числа депутатов тайным голосованием.

     Собрания  Думы проводятся не реже одного раза в  два месяца. Обычно собрания Государственной  Думы Томской области проходят один раз в месяц, в последний четверг  месяца. Собрания Думы проводятся открыто, гласно и освещаются в средствах  массовой информации.

     Постоянным вопросом повестки собраний Думы является «Час Губернатора», на котором Губернатору Томской области, заместителям Губернатора Томской области, руководителям структурных подразделений Администрации области предоставляется время для докладов, сообщений и ответов на вопросы депутатов.

     По  вопросам, представляющим особую значимость для населения Томской области, Дума проводит парламентские слушания, которые носят открытый характер. По результатам парламентских слушаний принимается итоговый документ, в котором могут содержаться рекомендации в адрес органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц.

     Губернатор  Томской области обращается к  депутатам Государственной Думы Томской области с ежегодным посланием, в котором отражаются итоги развития области в предыдущем году и планы на будущий.

     Государственная Дума Томской области является однопалатным органом, состоит из 42 депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на пять лет.

     21 депутат Государственной Думы Томской области избирается по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ.

     21 депутат Государственной Думы Томской области избирается по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за областные списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями (политическими партиями, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня).

     Согласно Регламенту Думы, к внутреннему устройству и органам Думы отнесены:

- Председатель Думы и его заместители;

- Совет Думы;

- Комитеты и комиссии, образуемые из числа депутатов по основным направлениям деятельности;

- Депутатские объединения двух типов - фракции и депутатские группы.

     Аппарат Думы  осуществляет правовое, организационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое обеспечение деятельности депутатов Думы, Совета Думы, комитетов, комиссий, иных органов Думы, Председателя Думы, его заместителей 

3.Современные  проблемы и основные  направления инновационного социально-экономического развития округа

     Экологическая обстановка на территории целого ряда регионов Сибирского федерального округа остается неблагополучной, а степень загрязнения природной среды - высокой, Следствием загрязнения окружающей среды является снижение плодородия почв, деградация и опустынивание земель, гибель растительного и животного мира, ухудшение качества атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод. В совокупности это приводит к исчезновению с лица Земли целых экосистем и биологических видов, ухудшению здоровья населения и уменьшению продолжительности жизни людей.

     Проблема  загрязнения атмосферного воздуха - одна из наиболее острых экологических проблем округа, т.к. основная часть населения проживает в районах, где концентрации загрязняющих веществ в воздухе регулярно превышают предельно допустимые уровни. Загрязнение атмосферы во многих городах округа является результатом чрезвычайно высокой концентрации различных производств. Концентрация промышленных предприятий вблизи жилых районов, часто повторяющиеся метеорологические условия, неблагоприятные для рассеивания выбросов, обуславливают высокий уровень загрязнения атмосферы. По данным специалистов госконтроля в области охраны окружающей среды ДГК по СФО в течение ряда лет отмечается высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в 28 городах округа, среди которых: Братск, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Омск, Улан-Удэ, Чита и др.

     В условия дальнейшего наращивания  объемов промышленного производства, преимущественно, на морально и физически  устаревшем технологическом оборудовании в базовых отраслях экономики, а  также неуклонно растущего количества автомобилей следует ожидать дальнейшего ухудшения качества атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах округа.

     И все же на территориях республик, краев и областей ведется работа по разработке и внедрению природоохранных  мероприятий, направленных на сокращение объемов выбросов - осуществляется реконструкция и модернизация золоуловителей, а также технологические мероприятия по подавлению образования выбросов вредных веществ в атмосферу. Проводятся мероприятия по переводу стационарных источников и автотранспорта на альтернативные и менее экологически опасные источники топлива (газ, газомоторное топливо, неэтилированный бензин).

     Одной из крупных экологических проблем  региона является загрязнение природной  среды продуктами разведки, добычи, транспортировки и переработки  нефти. Как известно, потери нефти и продуктов ее переработки при добыче, транспортировке и использовании в течение года достигают 2% от общего объема. Крайне напряженная экологическая ситуация сложилась и усугубляется на территории, пересекаемой магистральными нефте- и продуктопроводами из-за высокой аварийности их линейной части и вспомогательного оборудования, выработавших нормативные сроки эксплуатации. Массовый характер приобрели случаи преднамеренного разрушения оборудования трубопроводов, с целью врезок для хищения топлива. При этом, по утверждению специалистов, устранение таких нарушений как загрязнение земель, невыполнение обязанностей по улучшению и охране земель, порча и уничтожение плодородного слоя почвы зачастую требует длительного времени и значительных средств на проведение восстановительных мероприятий.

     Проблема  экологически безопасного обращения  с отходами производства и потребления  представляется одной из наиболее серьезных  в области охраны окружающей среды  на территории Сибирского федерального округа. Практически весь объем образующихся в округе токсичных отходов (свыше 90%) имеет промышленное происхождение. Общей проблемой обращения с отходами является отсутствие многоцелевых полигонов размещения (захоронения) опасных промышленных отходов (за исключением Омской и Томской областей).

     В округе ни одна из многочисленных свалок не имеет проекта, который должен предусматривать целый комплекс мер по обеспечению экологической  безопасности. Как следствие- полный набор отрицательных для окружающей среды факторов: заражение подземных вод, выделение неприятного запаха, разброс отходов ветром, самопроизвольное возгорание отходов. По заключениям специалистов Департамента наиболее распространенными нарушениями законодательства в области обращения с отходами производства и потребления являются деятельность без разрешительных документов, нарушение требований по обращению с отходами, предоставление недостоверных данных об отходах и др.

Информация о работе Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Сибирского федерального округа